"Независимая газета": У России нет взвешенной транспортной политики

Москва, 7 июля 2010, 13:17 — REGNUM  Транспортным проблемам России посвящена статья "Транспортный стоп-кран" профессора доктора экономических наук Никиты Кричевского в сегодняшней "Независимой газете".

"В России, как известно, две беды, - пишет Кричевский. - Стремясь решить хотя бы одну из них (дороги), в мае 2004 года президент назначил на должность министра транспорта Российской Федерации человека из бизнеса, коммерсанта, имеющего непосредственное отношение к отрасли, - Игоря Левитина. Казалось, в российской транспортной сфере наступает новая эра, тем более что принятая 12 мая 2005 года "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года", идеологом которой и стал новый министр, внушала определенный оптимизм. Вот лишь некоторые амбициозные ориентиры. Большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным коммуникациям. Транзитные перевозки через территорию России составят 90-100 млн. тонн в год. Доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза и составит 22% (в 2003 году в России она составляла - 33%, в развитых странах - менее 20%)".

"Мы очень надеемся, - отмечает автор статьи, - что новая (правда, теперь, скорее, старая) министерская команда на пути к выполнению взятых обязательств. И все же хочется подвести некоторые предварительные итоги.

I. Автодорожное хозяйство

По автомобильным дорогам вроде бы рост: с 2005 по 2008 год - 82 тыс. км, но произошло это не благодаря действиям Минтранса, а за счет включения с 2006 года в дороги общего пользования дорог местного значения. Нехитрый коммерческий прием, не правда ли? В результате лишь за 2006 год показатель дорог общего пользования "скакнул" сразу на 120 тыс. км, или на 20,7%! Между тем удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог неуклонно снижается: если в 2005 году он составлял 91,3%, то уже к 2008 году - 83,4%.

Как уж неоднократно говорилось, ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 1,8 трлн. руб., или более 2% ВВП, что, кстати, больше, чем расходы государства на оборону. Плохая дорожная инфраструктура приводит к тому, что транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 8%. Если в Европе средняя скорость перемещения грузов равна 1000 км в день, то в России не более 300 км. Наконец, себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, а расход топлива превышает европейский на 30%.

Казалось бы, нужно как можно более экономно и рачительно относиться к выделяемым на дорожное строительство и ремонт бюджетным ресурсам. Но прежде, чем посмотреть, как с этим обстоят дела у нас, пробежимся по странам и континентам.

В 2008 году в Китае было построено 6443 км при средней стоимости строительства 2,2 млн. долл. за 1 км. В ЕС-27 - 3210 км при средней стоимости строительства 6,9 млн. долл. за 1 км (к примеру, автобан в восточнонемецких землях - 5,0 млн. евро за 1 км, а автобан между Дрезденом и Прагой - 9,2 млн. евро за 1 км). В США - 1960 км при средней стоимости строительства в 5,9 млн. долл. за 1 км (к примеру, дорога М6 South Beltline длиной 64 км в штате Мичиган была построена за 2,5 млн. долл. в пересчете на 1 км, а трасса Route 87 в Калифорнии в районе Сан-Хосе длиной 30 км - за 7,5 млн. в пересчете на 1 км).

В России планы по дорожному строительству постоянно меняются, не меняются лишь расценки - средняя стоимость строительства в 2010-2015 годах должна составить приблизительно 17,6 млн. долл. за 1 км. Есть и чемпионы типа трассы Краснодар-Новороссийск (32,0 млн. долл. за 1 км), ЦКАД (40,0 млн. долл. за 1 км) или первого участка магистрали Москва-Петербург (65,0 млн. долл. за 1 км). В целом даже планируемая стоимость дорожного строительства в России выше по сравнению с ЕС-27 в 2,6 раза, с США - в 3,0 раза, с Китаем - в 7,3 раза. Почему - непонятно.

Столь упорное нежелание руководства Минтранса пересмотреть собственную ценовую политику тем более странно, если учесть, что руководством страны взят курс на модернизацию. Странно потому, что годы бурного промышленного роста в Южной Корее, Бразилии, Малайзии и Китае приходились и приходятся на периоды, когда внутренние цены на базовую продукцию были ниже мировых в 1,5-3 раза.

В общем, дела в российском дорожном хозяйстве с каждым годом все хуже и хуже. Причины банальны: недостаток денег, организационная неразбериха и вторая извечная российская беда (та, что не дороги). Решить эти проблемы Минтранс предлагает следующим образом - в нарушение многих норм законодательства ввести платные дороги, "раскрутить" государственную компанию "Автодор" и воскресить былой Клондайк, некогда именовавшийся Дорожным фондом. О второй беде умолчим ввиду ее вечности.

II. Общественный транспорт

В 2005-2008 годах число автобусов общего пользования - основного вида автомобильного общественного транспорта для России (в пересчете на 100 тыс. человек населения) сократилось с 55 до 45, или почти на 18,2%. Вряд ли население России (и населенные пункты) уменьшались в эти годы теми же темпами. Кстати, наибольшими темпами общественный автопарк сократился в Сибирском федеральном округе (на 22,2%). И это при указаниях первых лиц государства о приоритетном развитии Сибири и Дальнего Востока! За это же время число городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское сообщение, снизилось с 1126 до 985, или на 12,5% (вот вам и доступ населения к основным коммуникациям!).

Два слова о транзите через Россию, который по Стратегии вырастет до 90-100 млн. тонн в год. Видимо, это все "светлое завтра", а пока в 2008 году он составил всего 10 млн. тонн в год, снизившись с 2000 года в 6 раз. Прогноз оказался чересчур оптимистичным?

III. Выбросы загрязняющих веществ

Согласно "Транспортной стратегии" "доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза и составит 22% (в 2003 году в России она составляла - 33%, в развитых странах - менее 20%)". А теперь реальность: с 2005 по 2008 год от автомобильного транспорта загрязняющих веществ выброшено на...12,6% больше! Вот такая у нас борьба с экологией.

IV. Морской транспорт

В 2008 году, по международным данным, в мире было произведено 2450 судов водоизмещением 10 000 тонн и более. Мировым лидером здесь стала Южная Корея, построившая 1240 судов (50,6% общего объема). России и здесь есть чем "гордиться": в 2005-2008 годах общее количество судов морского флота сократилось на 480 единиц, или на 13,4%. В мировом портовом рейтинге ни одного российского порта нет даже в топ-20 (крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт занял в 2005 году лишь 46-е место). Нам остается только гордиться протяженностью наших морских рубежей и с берега наблюдать за развитием приграничных стран.

Вопрос, куда за годы реализации Минтрансом "Транспортной стратегии" делись к концу 2008 года те самые морские 480 судов из 3574, имевшихся в наличии на конец 2005 года, можно считать риторическим: часть - списали, часть - продали. Страна задыхается без собственного морского торгового флота, а мы его уничтожаем!

Особенно беспокоит снижение морских рыболовных судов: их количество за 4 года работы новой команды Минтранса снизилось с 1455 до 1128, или на 22,5%! Добавим также, что по-прежнему не решена проблема льготного режима для судов, работающих под "удобным флагом", - большинство судовладельцев выбирают для своего флота флаги Панамы, Либерии, Мальты и т.п. только потому, что с российским триколором на борту бюрократических мучений гораздо больше. Не говоря уже о том, что наши моряки, ходящие под иностранными флагами (а значит, формально не подпадающие под российскую юридическую защиту), сидят в плену у пиратов и голодают в чужих портах без малейшей надежды на помощь МИДа или спецслужб - повода заступаться как бы и не существует.

V. Внутренний водный транспорт

Ситуация с речными и озерными судами не лучше: за 4 года 5,3% из них также куда-то "испарились". Причем больше всего пострадали речные сухогрузы: за 2005-2008 годы их число сократилось на 11,6%. Как вы думаете, что перевозят оставшиеся "в строю" сухогрузы? Каменный уголь? Руду? Зерно? Ошибаетесь: с 2005 года количество этой перевезенной продукции снизилось в разы. В 2008 году три четверти всех грузов составили стройматериалы, в кризис, как вы понимаете, оказавшиеся ненужными. Вместе с судами, их перевозившими. Так что сегодня можно смело попрощаться с речной сухогрузной флотилией.

Что интересно - количество судов, грузов и пассажиров сокращается, а выручка от речных перевозок растет, да еще как! С 2005 по 2008 год доходы от перевозок грузов и пассажиров возросли на 65,5%, и если с пассажиров речники стали брать на 39,2% больше, то средняя себестоимость грузоперевозок выросла в 1,8 раза! Снова финансовые потоки, будь они неладны.

На начало 2009 года более половины речных и озерных судов были старше многих из нас: 50,6% всех судов построено до 1979 года, а по пассажирским и грузопассажирским судам этот показатель еще выше - 55,4%, причем 15,1% пассажирских и грузопассажирских судов имели возраст 50 лет и больше! Сколько еще эти "пенсионеры" проходят?

VI. Авиация

За 2005-2008 годы число гражданских воздушных судов у нас выросло на целых 400 машин, но одновременно парк машин, срок эксплуатации которых колеблется от 15 до 30 лет, составляет более половины всего летного состава (точнее, 59,7%). Да и за счет чего обновлялся наш авиапарк? Ни для кого не секрет, что за счет приобретения новых иностранных лайнеров. Хотя, например, ОАК, созданная в 2006 году, обязалась в 2008-2012 годах выпустить 431 самолет гражданского назначения: 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 Sukhoi SuperJet и 96 Ан-148.

В 2008 году было выпущено 10 машин, в 2009-м - 8. В лучшем случае итоги 2008-2012 годов составят около 80 самолетов. Для сравнения: крупнейшие авиастроители в 2009 году произвели: Boeing - 481, Airbus - 498, Embraer - 122 машины. При этом объем продаж этих компаний составил 32,8 млрд. долл., 28,4 млрд. долл. и 5,1 млрд. долл. соответственно.

Несмотря на многообещающие планы, к марту 2010 года ни одна российская авиакомпания по объему перевезенных пассажиров или грузов не смогла даже приблизиться к первой десятке мировых лидеров, и ни один российский аэропорт по объему перевозок и близко не подошел к 30 ведущим аэропортам мира. Да и какая, собственно, разница: будем мы в первой десятке либо присоседимся к Монголии или Лесото. Важно, чтобы чиновники чувствовали себя спокойно".

"На фоне перечисленных цифр итоги первой пятилетки работы обновленного Минтранса сложно оценивать позитивно, - резюмирует профессор Кричевский. - Напомним, что полностью уже не раз процитированная выше программа называлась "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года". За пять лет - треть от срока реализации этого программного документа - ни один из ее амбициозных лозунгов реализован не был. Мобильность граждан не растет, смертность в ДТП не падает, объем транзитных перевозок по-прежнему далек от заявленных цифр, а торговые суда все также выбирают чужой флаг. Пока взвешенной транспортной политики у России попросту нет".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Белый дом США: Доказательств сговора CNN с Клинтон больше, чем Трампа с РФ
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
СМИ: Стрелявший в Вороненкова имел удостоверение бойца Нацгвардии
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России
NB!
23.03.17
ФСБ: Пресечена контрабанда американского огнестрельного оружия в Россию
NB!
23.03.17
«Перспектива есть, денег нет»: «зеленая» энергетика Украины
NB!
23.03.17
Труба через Турцию: оливки, газопровод ТАР и «большая политика» Баку
NB!
23.03.17
Грибаускайте: «Мы в безопасности, если не служим «росатомам» и Кремлю»
NB!
23.03.17
Первый мост через Неву: морские лошади и инженерные находки
NB!
23.03.17
Победители «Фукусимы» и «камикадзе»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 23 марта