Абхазия присоединится к "кластеру" Хлопонина?
Абхазия, 7 июля, 2010, 12:33 — ИА Регнум. В ходе межрегиональной конференции партии
Военно-Сухумская дорога существовала еще в царской России. Ее строительство было начато в середине 19 века и завершено в 1903 году. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги - 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии - турбаза "Северный приют". Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе "Южный приют" в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала - армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в нескольких километрах южнее Сухума. На территории Абхазии вокруг дороги находится большое количество памятников древней архитектуры. Асфальтирована дорога в Абхазии лишь частично. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения. В советское время этот участок был одним из известных маршрутов горных туристов. С началом войны в Абхазии в 1992-1993 гг. он практически не используется.
Отметим, что проект восстановления Военно-Сухумской дороги на протяжении последних лет активно обсуждался на Северном Кавказе. Например, о целесообразности этого проекта в сентябре 2009 года заявил президент Карачаево-Черкесии
Вместе с тем, 6 июля заместитель начальника федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии
Эксперты отмечают не только экономическое, но и этнополитическое значение восстановления Военно-Сухумской дороги, поскольку она установит прямой транспортный коридор между Абхазией и регионами Северного Кавказа, где проживают родственники абхазов - адыги (черкесы).