Сегодня, 5 июля, в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев объявили о введении в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. Свой комментарий по поводу произошедшего предоставил ИА REGNUM Новости российский политолог Юрий Солозобов.

"Это историческое событие. Для нас открылись новые горизонты. Впервые за всё постсоветское время Россия последовательно и твёрдо отстаивала интеграционную инициативу и довела её до системного завершения. Это, разумеется, не финал, а всего лишь начало большого и трудного пути формирования Единого экономического пространства и в дальнейшем, будем говорить откровенно - создания политического союза по образцу ЕС, который будет объединять ряд государств постсоветского пространства, готовых к такому объединению.

Примечательно, что старт Таможенного союза состоялся накануне юбилея Нурсултана Назарбаева. Именно президент Казахстана был автором идеи создания Таможенного союза и евразийского экономического пространства - союза независимых государств, имеющих широкое интеграционное взаимодействие в плане экономики, торговли, таможенных отношений, формирования единой валютной системы и общего финансового рынка.

Мне кажется, что интрига по поводу того, будет союз двухсторонним или трёхсторонним, очень поучительна. Мы видим, что победила системная интеграция. С одной стороны, это можно охарактеризовать с помощью футбольной аналогии - "порядок бьёт класс". Тихая непубличная работа, проделанная нашими бюрократами и политиками, оказала влияние на людей, умеющих делать финты, вроде Александра Лукашенко. С другой стороны, хотелось бы отметить, что наша интеграция всё ещё идёт на уровне первых лиц. И мы видим, что самодурство и капризы одного из участников Таможенного союза чуть не поставили под угрозу всю процедуру подписания Таможенного кодекса. Видимо, дипломатический талант Назарбаева помог Лукашенко понять, что непринятие Таможенного союза для него равносильно политическому самоубийству.

Минск заявил о том, что вопрос отмены пошлин на нефть увязывается с ратификацией Белоруссией документов о ЕЭП. Мне кажется, что это достаточно удобный выход из сложившейся ситуации. Оптимальным было бы создание евразийской энергетической хартии, где были бы чётко прописаны все правила игры. Мы видим, насколько "последовательной" является позиция Минска и нынешнего белорусского президента. Поэтому чёткая фиксация обязательств на перспективу и увязывание вопроса со следующим этапом интеграции - не Таможенным союзом, а Единым экономическим пространством, вполне целесообразны. Последние действия белорусских властей наглядно показывают, как нужды целого народа могут оказаться в зависимости от утреннего настроения политического лидера. Это очень опасная ситуация.

С другой стороны, опыт Союзного государства, которое сейчас принято оценивать скептически, дал нам очень много. Мы выработали возможность учиться друг у друга, работать, получать пенсионное и социальное обеспечение. Это очень важный момент, который должен быть положен в основу создания Евразийского союза государств. И в этом плане в наших непростых отношениях с Минском мы наработали большой интеграционный опыт, который неизбежно будет задействован. Я рад, что белорусский народ всегда поддерживал идею интеграции с Россией, и я надеюсь, что здравый смысл там возобладает. А что касается личности Лукашенко, то президенты приходят и уходят, а народ остаётся.

Примечательно, что именно в это день было объявлено о продвижении России по пути в ВТО. Изначально нам надо было отформатировать наши отношения с союзниками. Если бы мы вступали в ВТО по отдельности, это означало бы, что экономические связи внутри постсоветского пространства рвутся навсегда, и собирание земель вокруг Москвы стало бы принципиально невозможным. Я рад, что победил евразийский интеграционный проект, а не либеральный, направленный на разрушение и стагнацию многострадальной России. Будем надеяться, что впереди у нас много хорошей интересной работы. Мы понимаем, что врагов у Таможенного союза хватает как вовне, так и внутри него, и мы готовы к этой трудной борьбе за то, чтобы Россия в XXI веке была бы не периферийной рядовой державой, а одним из центров мировой силы. Я надеюсь на реализацию построения геоэкономического моста, и на то, что наш Таможенный союз станет связующим звеном между двумя экономическими гигантами XXI века - ЕС и Китаем. Мы сможем найти своё место в новом глобализирующемся мире. Но именно "мы" - страны Таможенного союза".