"Строительство автодороги "Псемен - Дагомыс" - один из наиболее дорогостоящих способов соединения регионов Северного Кавказа с черноморским побережьем. Создание дороги предполагает строительство двух тоннелей общей протяженностью почти 14 километров," - заявил корреспонденту ИА REGNUM Новости эксперт по транспортной и энергетической системе Юга России Андрей Гудимов (Черкесск).

Напомним, что в ближайшее время ожидается представление в правительство РФ Стратегии социально-экономического развития регионов Северного Кавказа, разработанной Министерством регионального развития РФ по инициативе полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. По данным СМИ, одним из приоритетных направлений Стратегии является развитие транспортной системы. В частности, согласно сообщению "Ведомостей", предполагается строительство автодороги Псемен (Карачаево-Черкесия) - Дагомыс.

"Автодорога, ведущая к Черному морю из Псемена, входила в число двенадцати проектов, которые в 2000-е годы предлагались различными ведомствами для короткого транспортного соединения Северного Кавказа и берега Черного моря, - отметил Гудимов. - Когда эти проекты рассматривались в единой системе, автодорога из Псемена получила условное название "вариант номер шесть". Из двенадцати предложенных вариантов три были отвергнуты, а оставшиеся девять, включая данную автодорогу, длительное время изучались. За "вариант номер шесть" активно выступал предыдущий президент Карачаево-Черкесии. При нем республиканские власти говорили, что проект получил согласование на федеральном уровне. Назывались и суммы, необходимые для строительства дороги - 60 млрд руб. Сразу после этих заявлений земля в той зоне, через которую должна пройти дорога, стала стремительно дорожать. Правда, тогда против проекта выступали экологи".

"Очевидно, что вложения в данный проект - это "длинные" деньги, в реальности на строительство дороги уйдет даже не 15 лет, как говорили представители прежней республиканской власти, а все 20. Для сравнения - восстановление Военно-Сухумской дороги, которая соединяет Карачаево-Черкесию с Абхазией, можно осуществить за один год - по крайней мере, для того, чтобы дорога стала пригодна для недлинномерного транспорта. За год регион из континентального превратится в приморский, а это совершенно другая структура экономики. Но, видимо, пока этот проект где-то встречает противодействие," - заключил эксперт.