Сегодня, 5 июля, Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали Таможенный кодекс Таможенного союза. Процесс принятия этого решения был очень тяжёлым: напомним, Белоруссия с самого начала увязывала процесс своего участия в данной структуре с отменой пошлин на российскую нефть. 27 мая премьер Белоруссии Сергей Сидорский отказался прибыть на саммит ЕврАзЭС в Санкт-Петербург по причине "сохранения спорных вопросов". В результате главы правительств России и Белоруссии Владимир Путин и Карим Масимов приняли Таможенный кодекс в отсутствие Сидорского, выразив готовность "подождать" Белоруссию.

События июня нынешнего года фактически представляли собой непрекращающийся торг. Высшие белорусские функционеры неоднократно заявляли о том, что позиция Минска остаётся прежней: присоединение Белоруссии к Таможенному союзу возможно лишь после отмены нефтяных пошлин. Визит Александра Лукашенко в Азербайджан, имевший целью достичь договорённости о налаживании поставок азербайджанской нефти в Белоруссию, не привёл к желаемым результатам. Белорусский лидер также не смог добиться желаемого и в Москве, где в ходе встречи с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным российская власть дала ему понять, что она не собирается менять свою позицию в данному вопросе. В день визита посол РФ в Белоруссии Александр Суриков дал пресс-конференцию, в ходе которой было заявлено о том, что в случае отказа Минска от участия в Таможенном союзе Россия введёт полноценную таможенную границу с Белоруссией.

На российско-белорусский диалог, несомненно, также повлияли начавшиеся в Киргизии этнические погромы. Лукашенко фактически предложил вернуть в Бишкек находящегося под его личной защитой в Белоруссии свергнутого киргизского лидера Курманбека Бакиева, которого нынешняя киргизская власть неоднократно обвиняла в организации беспорядков. Однако наибольшее влияние на ситуацию с Таможенным союзом в прошлом месяце оказал газовый конфликт Москвы и Минска. Согласно версии белорусских властей, одной из причин решения "Газпрома" ограничить поставки газа в Белоруссию являлось стремление принудить Лукашенко ко вступлению в Таможенный союз на российских условиях. После того, как стороны фактически пришли к компромиссу, они не отказались от взаимных нападок. Лукашенко направил письмо в редакцию газеты "Правда", он также писал представителям крупного российского бизнеса, стремясь доказать свою правоту в энергетическом противостоянии с Москвой. Белорусский лидер крайне резко высказывался в отношении российского руководство, вновь обвиняя РФ в желании "наклонить" Белоруссию и в том, что "они держат нас за идиотов", сетовал на "политиков, которые никак не могут наиграться в войну", и т.д.

В свою очередь, Дмитрий Медведев охарактеризовал обращение Лукашенко к российским бизнесменам как "рассылку спама". Последним выстрелом в информационной войне стало появление 4 июля в эфире телеканала НТВ фильма "Крёстный батька", где Лукашенко, представленный как лживый и беспринципный человек, был обвинён в похищении представителей оппозиции, в том, что он неоднократно обманывал Россию и Европу, и в других неприглядных поступках. В тот же день в издании "Ведомости" появилась информация о том, что Россия может ввести для Белоруссии пошлины на газ.

До последнего момента не было ясно, присоединится ли Белоруссия к Таможенному кодексу, или нет. 30 июня появилась информация о том, что в ходе заключительного заседания текущей сессии Национального собрания Белоруссии белорусский парламент ратифицировал Таможенный кодекс в закрытом формате. Представители официального Минска не подтверждали, но и не опровергали данные сведения. И несмотря на то, что ситуация впоследствии прояснилась, сомнения по поводу того, пойдёт ли Лукашенко на принятие всех документов Таможенного союза, сохранялись.

Теперь Таможенный кодекс принят всеми тремя сторонами. Основной вопрос отныне заключается в том, как текущие договорённости будут ими соблюдаться. Вице-премьер РФ Игорь Шувалов уже заявил, что Россия и Казахстан разделяют позицию о том, что экспортные пошлины внутри Таможенного союза должны быть сохранены. В то же время, по его словам, Белоруссия считает иначе.

В свою очередь, первый вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков выразил согласие с тем, что пошлины на нефть для Минска будут отменены после ратификации всех документов о создании Единого экономического пространства, что соответствовало позиции России. Однако он добавил, что в этом случае "таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты для Белоруссии будут сняты автоматически, не дожидаясь, когда документы по ЕЭП подпишут и ратифицируют Россия и Казахстан". По всей видимости, в ближайшее время станет ясно, насколько прочным окажется достигнутое сторонами согласие.