Карабахско-киргизский провал председателя ОБСЕ и список наследников Назарбаева: Казахстан за неделю

Минск, 4 июля 2010, 19:59 — REGNUM  

Миротворческие усилия Астаны на посту председателя ОБСЕ, похоже, обречены потонуть в крови межэтнического столкновения в Киргизии. Слишком близко к республике случилось это потрясение. Слишком демонстративно Ак Орда не замечает проблем, происходящих в соседней стране. И слишком уж пафосными на этом фоне выглядят попытки главы казахстанского МИДа решить наскоком карабахскую проблематику. Впрочем, попытки решения геополитических уравнений со многими неизвестными с самого начала представлялись утопическими. Как минимум, у Астаны - нет соответствующего дипломатического опыта. Но важнее, что, переоценив по многим показателям свой потенциал, Казахстан стал откровенно раздражать участников процесса чрезмерным энтузиазмом. Порой создается впечатление, что внешнеполитическое ведомство республики не осознает, что для конфликтующих сторон движение в любую сторону дается с большим трудом, ибо связано с кровными интересами. Временами даже хочется сказать: слава Богу, что и Карабах, и Приднестровье находятся так далеко от Казахстана. И не могут в силу удаленности знать - почему именно казахстанская власть пребывает в святой уверенности, что умеет регулировать межнациональные отношения не только внутри государства, но и за его пределами.

"Любая попытка вовлечь Анкару в карабахский мирный процесс обречена на провал"

Пытаясь разрубить карабахский узел, Казахстан может только навредить - причем, не столько участникам конфликта и третьим странам, сколько себе. Доходит до смешного - Армения и Азербайджан ведут себя более корректно по отношению к конфликту, нежели новоявленный миротворец. Об этом пишет Inosmikz.com.

Армянское издание опубликовало материал под названием "Saudabayev's statement casts shade on both Kazakhstan and OSCE, RPA member says", в котором говорится о том, что "заявление Саудабаева бросает тень на Казахстан и на ОБСЕ". О чем же речь идет? Об этом в материале говорится так: "Заявление казахского министра иностранных дел, действующего председателя ОБСЕ Каната Саудабаева о необходимости вовлечения Турции в процесс мирного урегулирования карабахского конфликта противоречит решению Постоянного совета ОБСЕ о нейтралитете председательствующей страны в урегулировании карабахского конфликта", - сказал изданию секретарь Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов. По его словам, такие заявления бросают тень на Казахстан и на ОБСЕ. "Любая попытка вовлечь Анкару в карабахский мирный процесс обречена на провал, и только три страны-сопредседателя - Россия, США и Франция - являются единственными уполномоченными заниматься этой проблемой. Любой другой формат неприемлем для армянской стороны", - сказал Шармазанов. Сам Азербайджан заявил, что вовлечение Анкары в мирный процесс невозможно, так как необходимо согласие армянской стороны. "Если Саудабаев хочет помочь Турции, пусть он скажет, как решить курдский вопрос и проблемы с демократией", - заявил Шармазанов".

Между тем, любопытно, что в миротворческом потенциале Казахстана уверены не только чиновники - писатель Олжас Сулейменов в интервью корреспонденту Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова предложил подключить к решению вопроса интеллигенцию.

"Надо использовать все возможности и официальной, и народной дипломатии для справедливого разрешения затянувшегося карабахского конфликта. Миротворческая конференция в Астане по событиям на Южном Кавказе, на мой взгляд, хорошо вписалась бы в программу страны-председателя ОБСЕ. Участие казахстанской интеллигенции в этой работе, конечно, должно быть самое активное. Хорошо бы перед конференцией осуществить серию визитов казахстанской делегации в Баку-Ереван-Ханкенди. И затем, на конференции в Астане, провести обсуждение вместе с представителями научной и творческой интеллигенции конфликтующих стран. Я хотел бы поработать в составе казахстанской делегации. Встретиться с друзьями в Азербайджане и в Армении. Услышать доводы оппонентов".

Роль Казахстана в Киргизии обсуждают эксперты обеих стран в формате дискуссии радио "Азаттык". Стенограмма обсуждения вывешена на сайте радиостанции. Устами специалистов: Толганай Умбеталиевой - политолога, директора Центрально-Азиатского фонда развития демократии (Алма-Ата), Кубана Абдымена - директора информационного агентства Zpress.kz (Бишкек); Андрея Грозина - директора отдела по Центральной Азии Института СНГ в Москве, - выдвигается версия - "Председатель ОБСЕ ничем не проявил себя на фоне кризиса в Кыргызстане".

Андрей Грозин: "Казахстанские спецслужбы очень активны на территории Кыргызстана, там существует вот уже на протяжении многих лет целая агентурная сеть, которая по своей эффективности сопоставима с узбекской агентурной сетью. Я думаю, что "лидер нации" знал о готовящемся кровопролитии в Кыргызстане, у него эта информация лежала на столе. На вопрос, почему не было предпринято каких-то превентивных мер, ответить сейчас сложно, но факт остается фактом - как председатель ОБСЕ Казахстан провалился именно применительно к кыргызским событиям, поэтому и не заостряют внимание на том, что Казахстан пока еще остается председателем этой пока еще авторитетной организации. Проект председательствования в ОБСЕ в Акорде рассматривался как пиар-проект, в первую очередь ориентированный для так называемого "внутреннего потребления", для того, чтобы показать населению, как ему повезло с "лидером нации" и как ему вообще повезло. Все силы властей были брошены на это. В силу уступчивости и излишней, можно сказать, дипломатичности западных коллег этот пост был Казахстаном, наконец-то, получен. И тут же у него пропал к этому всякий интерес, все проекты тут же были запущены. Одно дело - писать бумажки, именуя их "Путь в Европу" и так далее, и совсем другое дело - на практике решать очень сложные, ресурсоемкие процессы".

Толганай Умбеталиева: "Разумеется, Казахстан мог бы принять более активное участие в кыргызских событиях, но нынешнее сомнамбулическое состояние издавна свойственно казахстанским властям. Это связано с той стратегией, которая всегда преобладала в казахстанской политической элите. Официальная власть в Казахстане придерживалась и теперь придерживается нейтральной позиции, когда речь заходит о кризисе. И когда страна, народ собственными силами выходит из этого кризиса, чиновники начинают "шевелиться", заявлять о своей позиции. Такая ситуация наблюдается и сейчас. Это позиция выжидания".

Кубан Абдымен: "Казахстан по отношению к Кыргызстану проявляет себя больше как союзник, нежели как председатель ОБСЕ. Он добровольно отдал ведущую роль Москве. Мы наблюдаем, что происходящее в Кыргызстане больше всего волнует Россию, а потом уже Астану и Ташкент. В этом отношении, конечно, Казахстан оказался в не совсем выигрышном положении в глазах кыргызстанцев. Закрытие границы на протяжении сорока дней и вовсе испортило добрососедские отношения между двумя братскими государствами. Экономически это было неправильное решение, потому что экономика Кыргызстана сильно пошатнулась. Опасения казахстанских властей понятны. Однако я думаю, что предпринятые меры особо не отразились на безопасности страны и ухудшили, наоборот, ситуацию в Кыргызстане. После референдума Кыргызстан станет парламентской страной. Будет неудивительно, если отношения Кыргызстана после этого с Казахстаном и Узбекистаном обострятся. Ситуация в Кыргызстане может развиваться по такому непредсказуемому сценарию, что обезопасить себя Казахстану будет с каждым разом все труднее и труднее - возрастет недоверие между странами".

Впрочем, состоится ли Киргизия, как парламентское государство? Этот вопрос не дает покоя никому в Казахстане - получить еще один кризис не хочется никому. Но и уверенности в том, что новая власть сумеет удержать контроль над ситуацией в своих руках - нет ни у кого. В частности, об этом пишет "Деловая неделя".

"Демократия нуждается в гражданском обществе так же, как и армия в воинской дисциплине. Даже у анархистской армии Махно было строгое единоначалие, без которого его партизанские дивизии со смертоносными тачанками никогда не стали бы грозной боевой силой, как бы ни шло вразрез это с провозглашенными им же принципами "народоволия". Точно так же демократическая процедура в родоплеменном обществе приведет к тому, что депутатские мандаты будут закреплены за местечковой элитой, которая на самом деле кроется за громкими названиями партий: социал-демократическая, коммунистическая, демократическая.

Кыргызский избиратель, чего греха таить, голосует, даже при наличии свободного выбора, не за идеологию партий, а за "своих" - нарынских, иссык-кульских, ошских, таласских. Ну а сама региональная элита, которая через парламентскую форму правления получит закрепление status quo, сложившегося на основе антибакиевского альянса, сегодня не то чтобы проявляет гражданскую широту взглядов и, что самое главное, демонстрирует желание заниматься именно политикой, а не менеджментом..."

В свою очередь казахстанские аналитики уже уверены - Казахстан откровенно проспал Центральную Азию. Мир уже поменялся - констатирует интернет-газета "Контур" - но мы не сумели встроиться в вектор перемен. Международные отношения все больше хаотизируюся, противоречия между мировыми игроками углубляются. Ведущие организации и Форумы для диалога демонстрируют неспособность справиться с этими тенденциями. "ОБСЕ, ООН, ОДКБ - все эти важные "игрушки", возможно, доживают свой век в прежнем формате. Новые партии еще не разыграны - нет твердых единых правил. Российский эксперт [Александр] Собянин предрекает, что дело кончится большой войной, но и утешает одновременно - все это пройдет мимо России и Казахстана, с другими участниками и интересами. Но даже при таком "оптимистическом" сценарии важно найти ответ на вопрос - насколько мы вообще соответствуем громкому МИДовскому пиару? Ибо вполне возможно, что время многовекторных приоритетов проходит, теперь все будет решаться в зависимости от того, насколько сильные "дяди" в данный момент тебя "танцуют". И очень может быть, что эти ответственные силы вовсе не представляют национальные государства, а, к примеру, финансовые или иные корпорации. Такой вариант не представляется чем-то совершенно невероятным. Готовы ли наши вожди к тому, что будущее может оказаться совсем не таким, каким его рисовали мидовские прогнозы? Очень может быть, что и нет". "Конфликт Белоруссии с Россией хорошо показал, какими методами может работать Москва даже по отношению к одному из участников Таможенного союза"

Позиция России по отношению к Белоруссии на фоне Таможенного Союза вызывает немало вопросов в Казахстане. С первого июля 2010 года кодекс структуры вступил в силу. СМИ уже даже публикуют отчеты с таможенных границ. Но не все просто с интеграционной структурой. "Литер", газета партии власти "Нур Отан" устами политолога Досыма Сатпаева - громко сомневается в эффективности российского газового кнута. Да и нужно ли так относиться к стране, которая добровольно вступила в интеграционную структуру?

"Если вернуться к конфликту Беларуси с Россией, он также хорошо показал, какими методами может работать Москва даже по отношению к одному из участников Таможенного союза, используя показательную и демонстративную порку "газовым шлангом". Как бы следующей не оказалась наша республика, у которой есть свои слабые места в отношениях с Россией. Честно говоря, меня давно уже удивляет внешняя политика российского руководства, которое умудряется одной рукой размахивать дубинкой, а другой пытаться заключить кого-то в свои объятия".

Между тем, даже после начала действия Таможенного кодекса, похоже, у казахстанцев нет понимания, как же будет строиться работа межгосударственного образования. Раз за разом экономические власти страны вынуждены рассказывать со страниц газет, как это хорошо - быть членом Таможенного Союза. Газета "Караван" публикует прямую линию с министром финансов Болатом Жамишевым. "Вступаем мы в ТС для того, чтобы для бизнеса были созданы условия, возможности работать на рынке, население которого 170 миллионов человек, поскольку развивать какие-либо производства исключительно на территории Казахстана с 15-миллионным населением, понятно, значительно сложнее. По многим направлениям просто невозможно выйти на точку безубыточности. То есть ТС создает возможность. Но возможность - это не гарантия. Понятно, трудно создать какой-либо союз, где тебе предоставили только одностороннее преимущество и при этом ты не брал бы никаких обязательств. И в такой же мере, в какой у казахстанского бизнеса появляется возможность выйти на российские, белорусские рынки, такие же возможности появляются и у российского, белорусского бизнеса по отношению к Казахстану".

Репортаж с границы - о работе таможенного поста "Хоргос" - печатает "Экспресс-К".

"По прогнозам специалистов, формирование Таможенного союза и расширение более чем в 10 раз рынка для импорта товаров из дальнего зарубежья должно улучшить инвестиционную привлекательность экономик стран-участниц. В связи с этим в рамках организации у нашей страны появляются новые обязательства. Казахстанским верещагиным уже сегодня предъявляются повышенные требования со стороны партнеров. В частности, конкретные условия по укреплению внешних границ выдвинула Россия, которую по понятным причинам волнует возможный трафик наркотиков со стороны Узбекистана и Кыргызстана. Кроме того, одним из важнейших как для нас, так и для соседей, является вопрос продовольственной безопасности. В этой связи требуется исключить возможность ввоза на территорию Таможенного союза некачественных продуктов питания".

Занятную странность подмечают аналитики портала Inosmikz.com. Несмотря на то, что Казахстан играет в игры с Россией, а у запада скопилось немало компромата на Астану, документы, дискредитирующие высшее политическое руководство страны, в ход не идут. Почему - не вполне ясно.

"Анализ публикации в западных СМИ свидетельствует, что на Западе наиболее толстое и разнообразное коррупционное досье на правящую и имущую элиту накоплено из всех стран СНГ именно на Казахстан. Вместе с тем ни в Америке, ни в Европе никому от крупного чиновничества Казахстана по коррупционным делам никоих проблем на гласной основе никто не создавал, тогда как от крупного чиновничества России и Украины пострадало там по аналогичным делам целые группы известнейших лиц. Достаточно будет тут назвать, наверное, нынешнего госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина и бывшего министра атомной промышленности России Евгения Адамова, задерживавшихся на Западе и заключавшихся там под стражу, или бывшего премьер-министра Украины Павло Лазоренко, осужденного в Сан-Франциско к девяти годам тюремного заключения и штрафу в 10 млн долларов при сумме доказанных финансовых злоупотреблений в 4,5-5 млн. долларов. Ни одного подобного случая с именитыми представителями Казахстана не было, а между тем связанное с казахстанским крупным чиновничеством коррупционное досье на Западе неформально признавалось и продолжает признаваться самым внушительным и разнообразным. Но почему там до сих пор воздерживаются от дачи хода накопленным там делам?!"

Тревожится по поводу сохранения рабочих мест Gazeta.kz - по данным издания, если договоренности по Таможенному союзу будут исполнены целиком, то без работы в Казахстане может оказаться почти полмиллиона человек. "На определенном этапе ситуация в Казахстане станет напоминать то, что произошло в соседнем Узбекистане. Потребительский рынок потеряет именно тех игроков, которые обеспечивали относительно невысокие цены на товары. То есть челноков. Высокие таможенные пошлины сделают бизнес неинтересным, прибыль снизится до абсолютного нуля, и они уйдут с рынка. Но если бы только они. Вместе с челноками с рынка уйдут водители автобусов, которые обеспечивали безопасный трансфер из Алматы в Урумчи и обратно, в Бишкек и обратно. Вместе с водителями автобусов с рынка уйдут те, кто обеспечивал автобусы запасными частями, техническим обслуживанием и многим другим. Это так называемая цепная реакция, когда вслед за основными игроками поле покидают запасные игроки и игроки резерва. Или, так называемый мультипликативный эффект от высоких таможенных пошлин".

"Формальное представительство жузов на Олимпе власти выдержано практически безукоризненно"

Как влияет жузовая структура на конфигурацию власти в Казахстане? И вообще, возможно ли создать гражданское общество в стране, где родоплеменные отношения все еще играют определенную роль в обществе? Вопросов, так или иначе связанных с внутренними ощущениями казахов и межнациональными отношениями в стране, немало - строительство нации все еще в процессе осмысления. Именно поэтому каждый материал по теме вполне можно назвать болезненным. При этом - обсуждение этих проблем необходимо. Хотя бы потому что в активном информационном поле представлены далеко не все точки зрения.

"Новая газета - Казахстан" изучает зарубежный опыт межнациональных отношений, экстраполируя его на жузовую структуру страны. И приходит к выводу - Нурсултан Назарбаев очень грамотно лавирует среди клановых и жузовых противоречий, как и надлежит лидеру нации. "Знание основ этногенезиса, верность издавна существующим историческим договоренностям, осознанный приоритет традициям Степного права - все это отличает кадровый выбор президента. Как и положено неформальному Лидеру нации, он выстроил справедливую кадровую политику. Обостренно чувствующий тонкую материю баланса межжузовых интересов, Нурсултан Назарбаев на протяжении новейшей истории последовательно создавал эквивалентное представительство различных сил в Ак-Орде. Формальное представительство жузов на Олимпе власти было выдержано практически безукоризненно. Мы перелистали энциклопедию "Кто есть кто в Казахстане", изучая лаконичные биографические справки премьер-министров Казахстана. Представитель "четвертого жуза" - Сергей Терещенко (1991-94) - уступил пост выходцу из Среднего жуза Акежану Кажегельдину (1994-97). Уроженца Семипалатинского региона сменил родившийся в Гурьеве (Атырау), на земле Младшего жуза Нурлан Балгимбаев (1997-99). Затем премьером стал алмаатинец Касым-Жомарт Токаев (1999-02) - юг, напомню, считается вотчиной Старшего жуза. Ему на смену пришел представитель Младшего жуза, уроженец Гурьева (Атырау) Имангали Тасмагамбетов (2002-03). Он передал премьерское кресло павлодарцу (это земля Среднего жуза) Даниалу Ахметову. Наконец в кресле главы кабинета министров прописался всерьез и надолго Карим Масимов, в графе "место рождения" он всерьез указывает в официальной биографии Сары-Арку Среднего жуза - город Целиноград (Астану)".

Подхватывает тему межнациональных отношений в Казахстане и общественный портал "Рух". Авторы сайта считают, что националистические лозунги противоречат основам государственности в Казахстане. "Все граждане Республики Казахстан, независимо от их этнического происхождения, вероисповедания и социального положения, являются равноправными и равнообязанными носителями единой гражданской идентичности. Это стержневой месседж Доктрины национального единства, направленный на закрепление главного достижения Независимости - внутринационального согласия, мира и стабильности на земле Казахстана. А лозунги и заявления, дескать, "в Казахстане хуже всех живут казахи", "Казахстан рай для русских", надо рассматривать как посягательство на суверенитет страны и антиконституционные призывы. Уровень достатка человека не зависит от того, что он казах или русский, но прямо зависит от его отношения к труду, предприимчивости и инициативности. Любая привязка социальных проблем к этническому происхождению являются вредоносной и разлагающей попыткой направить действия людей в ложном направлении, которое приведет только к ухудшению положения этих людей. История полна примерами, когда ложно-патриотические лозунги шовинистов заканчивались трагедиями и кровью. Надо помнить об этом".

Между тем, по мнению газеты "Экспресс-К", корреспонденты которой побывали на круглом столе Казахстанского институт стратегических исследований, единственным фактором, способным взорвать Казахстан, является языковой.

"Призрак межнациональной розни, бродящий по Азии и натворивший бед в соседнем Кыргызстане, не может рассчитывать на популярность в нашей республике. Подавляющее большинство респондентов, в том числе отдельно опрошенные представители некоренного населения, чувствуют себя достаточно комфортно и не допускают мысли о расколе страны по национальному или религиозному признаку. Хотя многие ответы были далеки от политкорректной благостности. Среди факторов, которые теоретически были бы способны взорвать ситуацию, на первое место, по мнению большинства респондентов, выходит языковая политика. Далее следуют межэтническая конкуренция за рабочие места, представительство в органах власти и действия националистических организаций".

Искусственным считает "казахский национализм" Central Asia Monitor - издание считает, что форму здесь диктует мода - с обретением независимости лозунги нацпатов стали модными.

"Хотя в действиях национал-патриотических движений всегда присутствует определенная доля популизма с налетом скандальности, можно с уверенностью говорить о том, что такие националисты - нужная и полезная часть казахстанского общества. Ведь фактически декларируемые ими принципы и инициируемые проекты - это государственный патриотизм. Хотя бы потому, что основные идеи казахстанских националистов направлены отнюдь не на ненависть к представителям других наций, а на улучшение жизни в собственной стране. Возможно, казахстанская национал-патриотическая модель является наиболее адаптированной к жизни в современном развитом обществе".

"Закон может являться сигналом о начале постепенного отхода Назарбаева от президентства"

Нурсултана Назарбаева опять отправляют на покой - в Астане появился слух о том, что, дескать, глава государства сказал об этом своим подчиненным. 6 июля 2010 года - в стране будут праздновать 70-летнию юбилей лидера нации. Формально - это будет не более, чем день Астаны - столицы Казахстана. Однако есть силы, которые утверждают: во время своего юбилея президент объявит о своей отставке. Об этом пишет "Республика". "Этот слух вызвал необратимые последствия. Говорят, именно благодаря ему среди возможных кандидатов в наследники наблюдается ажиотаж, и каждый из них старается не только доказать Нурсултану Абишевичу свою преданность, но и продемонстрировать свою эффективность топ-менеджера. Последнее пока, по тем же слухам, лучше всего удается премьер-министру Кариму Масимову, который, пользуясь тем, что возглавляет правительство и осуществляет оперативное руководство экономикой, смог организовать грандиозный спектакль под названием "запуск ФИИР" и тем самым заработал несколько решающих баллов".

Тему с удовольствие подхватывают иностранные СМИ - базируясь на материалах инопрессы, портал Inosmikz.com раскрывает самый большой политический секрет последних лет: как уйдет президент, куда и кого он оставит вместо себя. "Аналитики говорят, что закон может являться сигналом о начале постепенного отхода Назарбаева от президентства путем создания структуры, в рамках которого он мог бы готовить податливого преемника". Далее автор излагает конституционные нормы касательно передачи полномочий президента в случае досрочного прекращения его пребывания на посту главы государства и говорит о том, на что же следует обратить внимание:

"Здоровье Назарбаева. Президент представляется твердо контролирующим ситуацию и регулярно появляется на публике. Его отсутствие в течение продолжительного времени или менее частые появления на государственном телевидении может вызвать беспокойства.

Избирательная кампания. Если Назарбаев выберет преемника на следующие выборы, кандидат должен быть официально выдвинут политической партией Назарбаева "Нур Отаном".

Возможные претенденты включают в себя: Имангали Тасмагамбетова, мэра столицы Астаны; Тимура Кулибаева, зятя Назарбаева; премьер-министра Карима Масимова; Кайрата Келимбетова, главу национального фонда благосостояния "Самрук-Казына".

Зарубежные компании, которые сделали значительные инвестиции в Казахстане на протяжении всей постсоветской истории, вопреки западным озабоченностям касательно его неоднозначного отчета по правам человека, вероятно, примут любого кандидата, который будет гарантировать непрерывность их контрактов".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.