Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил, что Тель-Авив не намерен извиняться перед Турцией за захват кораблей, пытавшихся прорвать блокаду сектора Газа и жертвы среди пассажиров турецкого корабля "Мави Мармаре": "Мы не хотим, чтобы наши отношения с Турцией испортились, однако также не намерены извиняться перед Турцией из-за нападения на судно "Мави Мармаре". Здесь не за что извиняться. Наши солдаты были вынуждены защищаться, чтобы не подвергнуться линчеванию". Примечательно, что это заявление сделано вслед за тем, как по инициативе Израиля (по другой версии, инициатором встречи выступила Турция) в Брюсселе состоялась так называемая секретная встреча главы МИД Турции Ахмеда Давудоглу и министра торговли Израиля Биньямина Бен-Элизера. "Мы согласились на встречу для того, чтобы ясно и напрямую изложить израильтянам свои основные требования, о которых ранее заявляли всему миру и Совбезу ООН", - заявил Давудоглу.

По сообщениям турецких СМИ, Турция требует от Израиля выполнения пяти требований: официальных извинений за перехват флотилии "Свободная Газа", выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавшим, международного расследования, полного снятия блокады контролируемого сектора Газы, а также возвращения захваченных кораблей. Это - перебор в требованиях. Положение усугубляется и тем обстоятельством, что по сообщению выходящей в Лондоне газеты "Аль-Хаят", США предупредили Турцию о возможных негативных для нее последствиях работы международной комиссии по расследованию инцидента у берегов Газы.

Напомним, что Израиль в настоящее время проводит свое расследование, а Турция - свое. В свою очередь генсек ООН выступил с предложением организовать такой международный формат, который принял бы во внимание все указанные варианты расследований. Почему? Потому, что складывается устойчивое ощущение того, что организация флотилии "Свободная газа" могла бы стать "спусковым крючком" для раскручивания на Ближнем Востоке какого-то острейшего политического и, возможно, даже военного катаклизма.

Неслучайно секретные переговоры между Турцией и Израилем состоялась накануне визита израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Вашингтон. Чуть ранее в США уже прошли переговоры короля Саудовской Аравии Абдаллы с президентом США Бараком Обамой. На них вдруг решили вспомнить о плане ближневосточного мирного урегулирования, который был в свое время предложен Абдаллой. При этом Эр-Риад не скрывает своей обеспокоенности ростом влияния в регионе Сирии и Ирана и примкнувшей к этому альянсу Турции. Добавим к этому и предложение Москвы, которое было сделано во время недавнего визита в страны региона министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о "скорейшем межпалестинском примирении на основе тех положений, которые выдвинул Египет". Москва не оставляет надежду и на развитие арабо-израильского диалога, который должны стимулировать "квартет", так как "нельзя дальше сохранять ситуацию такой, какая она есть".

В регионе действительно вновь заговорили о войне. Напряженность усилилась после того, как Ливан арестовал человека по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. Это очередное звено в целой серии арестов, которые, по словам ливанской стороны, подрывают израильские операции, нацеленные против "Хезболлы". В свою очередь Израиль считает, что Иран через "Хезболлу" укрепляет свое влияние в его приграничных районах. Сама "Хезболла" утверждает, что Ближний Восток "непременно вспыхнет", если Израиль атакует Иран. Его лидеры говорят, что напряжение высоко, проблемы растут и "к концу года будет ясно, как скоро может вспыхнуть война". Поэтому, чтобы разрядить ситуацию, необходим дипломатический прорыв хоть на каком-то направлении.

Россия призывает, например, начать переговорный процесс с разблокирования сектора Газа. По мнению Москвы, это будет способствовать не только нормализации жизни в анклаве, но и ускорит процесс достижения внутрипалестинского единства. "Считаю, что сделать это абсолютно необходимо, - заявил на пресс-конференции в Каире глава МИД РФ Сергей Лавров. - Мы уже сказали и на переговорах в Израиле и довели по двусторонним каналам до всех наших партнеров, что считаем в качестве первоочередного шага необходимость возобновления соглашения 2005 года. А в принципе, нужно договариваться о полном прекращении блокады Газы".

Вот почему в сложившейся ситуации даже частичный разрыв отношений с Израилем, запрет военным израильским самолётам пересекать воздушное пространство Турции, - означают для Анкары нечто большее, нежели двусторонний диалог. Как заявил спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел Александр Салтанов, " у Турции есть (точнее был - С.Т.) солидный потенциал для того, чтобы вносить позитивный вклад в процесс ближневосточного урегулирования", поскольку "в последние годы Турция активизировала свою политику в регионе". Однако в образовавшемся треугольнике Анкара- Дамаск-Тегеран на долю Турции выпала только миссия "таскать каштаны из огня". В результате вооруженного инцидента с мирным конвоем в Средиземном море она потеряла шансы не только втиснуться на равных в ближневосточный "квартет", но и стала восприниматься одной из сторон - Израилем - в качестве активного участника процесса деградации ближневосточной ситуации.

Анкара не просчитала новые векторы ближневосточной политики США, рассчитывая, что Вашингтон будет по-прежнему делать на нее главную ставку в своей политике в этом регионе мира как на "верного члена" НАТО. Но администрация Барака Обамы главное внимание обратила все же в сторону арабских государств. Поэтому сделанное на днях заявление министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу о том, что отношения между Турцией и США "могут даже послужить созданию синергии из разногласий", звучит двусмысленно.

К тому же опыт действий Турции, скажем, на кавказском направлении резко осложнил ситуацию и в этом регионе мира. Обострились проблемы и в приграничных восточных вилайетах самой Турции, где заметно активизировалась боевая деятельность курдских боевиков. Начальник Генштаба ВС Турции генерал армии Илькер Башбуг публично признался, что вот уже несколько дней, как он не спит по ночам и с тревогой ждет новых сообщений из Юго-Восточной Анатолии, где турецким солдатам приходится сражаться с курдскими повстанцами.

В то же время "шестерка" международных посредников (США, Великобритания, Германия, КНР, Россия, Франция) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы начинает выводить Анкару и из иранского "ядерного уравнения", куда она попала после подписания 17 мая трехстороннего документа Турция-Бразилия-Иран. Тегерану уже после введения новых санкций СБ ООН предложено провести встречи только в формате "шестерка" - Иран. Кстати, глава МИД РФ Сергей Лавров призвал Тегеран снять завесу со всего, что окружает его ядерную программу с тем, чтобы можно было бы доказать ее абсолютно мирный характер.

И, наконец, в ближайшее время Азербайджан намерен посетить с визитом лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Турции (НРП) Камал Кылыдждароглу. Похоже, что и в Баку стали понимать, что в отношении Турции складывать "яйца в одну корзину" становится опасно.

Станислав Тарасов