На большей части Земли целесообразно использовать атомную энергетику малых и средних мощностей: эксперт

Москва, 2 июля 2010, 17:55 — REGNUM  "Аналогов спущенного на воду в Санкт-Петербурге плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" (ПАТЭС) в мире нет, и пока не предвидится, - заявил первый заместитель директора Института по инновационной энергетике российского научного центра "Курчатовский институт" Вячеслав Кузнецов, комментируя информацию о спуске на воду головного плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" в Санкт-Петербурге. - Если взглянуть на относительно недалекую историю, то где-то 50-е годы идеи подобных станций возникали, атомные суда создавалась в Германии, в Америке, в Японии. Они давно уже списаны. А вот американская плавучая станция, созданная на базе старого судна Liberty времен войны, имела где-то 15 Мгв мощности, и работала несколько лет в зоне Панамского канала. Сейчас она уже находится на утилизации. Устройств, изначально задуманных именно как плавучая атомная станция, не было. Наша первая. Насколько я знаю, из пятидесяти, зарегистрированных в МАГАТЭ проектов АЭС и атомных установок малых и средних мощностей, плавучие - это только наши, российские проекты".

"Что касается назначения ПАТЭС, то изначально с их помощью планировалось решить проблему северного завоза углеводородного сырья для получения энергии, - отметил эксперт. - Первая станция уходит на Камчатку. Но уже закладывается на Балтийском заводе следующая ПАТЭС, чтобы как раз устранить зависимость от северного завоза. Другая актуальная задача, которую можно решить с помощью "плавучек" - это опреснение воды. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в мире придается большое значение использованию подобных источников энергии для решения проблемы обессоливания морской воды, которая в отдельных районах имеет колоссальное значение, например, в странах Африки. Там потребности в этом продукте настолько огромны, что определенные надежды возлагают, в том числе, на атомное энергообеспечение. По масштабу развития процесса это становится сопоставимо с масштабом развития мировой гражданской атомной энергетики".

"Исходя из этого можно сказать, что наши ПАТЭС уверенно займут эту нишу. Кроме того, они могут восполнить спрос на небольшие реакторы. Конечно же, они ограничены географическим аспектом, потому что не везде это сооружение можно перемещать по воде. Хотя морская водная транспортировка гораздо удобнее по сравнению с перевозкой по железной или шоссейным дорогам. Вода - это самое дешевое и надежное решение проблемы транспортировки таких сооружений, - подчеркнул Кузнецов. - Со временем появилось еще одно применение для ПАТЭС. В свое время я был причастен к деятельности газовиков и нефтяников, так вот, в 90-х годах и для тех и для других использование там атомной энергетики казалось чушью. Ведь они работают на том сырье, что добывают. Но сейчас уже становится очевидной проблема выработки невозобновляемых источников энергии. Ясно, что с нефтью мы плюс-минус 5 лет и выйдем на пик мировой добычи, а потом начнется спад. Где-то лет через 50 выйдем так же на максимум по газу. И надо опираться на какие-то другие промышленные энергоресурсы. Атомная энергия является единственным таким ресурсом промышленного масштаба, который может решить эту проблему по энергообеспечению в случае развития мировой экономики. Но тут есть такая поправка - на географический фактор. Там, где локальные точки роста оторваны от центральных систем обеспечения, а таких много и в России, и в мире, такие технические средства актуальны. Причем, то, что мы видели в Санкт-Петербурге - это не единственное воплощение. Есть еще предложения и маленьких сухопутных, и плавучих разного калибра - есть российские проекты от нескольких Мгв до 300 Мгв, которые могут быть введены в действие. Именно в России имеются отдаленные территории, ресурсы которых надо поднять. И этот фронт работ у нас очень велик".

"Большая часть территории Земли - это как раз территории, где уместно и целесообразно решать задачи энергообеспечения с помощью атомной энергетики малых и средних мощностей, а не теми гигантами, которые требуют значительных передающих мощностей. Понятно, что всех задач мирового энергообеспечения это не решает. Поэтому следующая задача мировой атомной энергетики, а значит и нашей российской, - это развитие энергетики малых и средних мощностей, - подчеркнул Кузнецов.

"Это один из заключительных этапов подготовки к вводу в эксплуатацию первой плавучей АЭС, которая станет референтным образцом для будущих заказчиков таких установок. ПАТЭС малой и средней мощности в первую очередь будут востребованы в регионах, где развитие традиционной энергетики затруднено или дорого, в том числе из-за необходимости транспортировки топлива на большое расстояние, а стандартные АЭС большой мощности не нужны или не подходят из-за сетевых ограничений, - заявила аналитик ИК "Совлинк" Екатерина Трипотень. - Это отдаленные или труднодоступные районы. Собственно, классический вариант применения - Камчатка, где и будет установлен "пилотный" плавучий блок. Да и удельные капвложения у ПАТЭС в конечном счете будут ниже, чем у крупной АЭС от 1000 МВт. Преимуществом такой установки является возможность опреснения воды. В том числе из-за этого, полагаю, такие блоки будут востребованы в Азии и Африке. По некоторым оценкам, в дальнейшем ПАТЭС способны занять 10-15% мирового рынка атомной энергетики малой и средней мощности".

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, сегодня, 30 июня, в Санкт-Петербурге был спущен на воду головной плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" ОАО "Балтийский завод", входящее в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК). Планируется, что блок станет главным элементом первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которую строит концерн "Росэнергоатом". Мощность ПАТЭС составит 70 МВт. Плавучий энергоблок станции - это несамоходное стоечное судно по классификации морского регистра России. Его длина 140 метров, ширина - 30, осадка - 5,6 метра. Численность сменного персонала - 64 человека. ПАТЭС предназначена преимущественно для энергоснабжения удаленных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.