Пашков дом (Румянцевский музей). Открытка конца XIX века

1862 год. 1 июля (19 июня ст.ст.) было утверждено положение о создании Румянцевского музея

«Император Александр II 1 июля (19 июня по ст.ст.) 1862 г. утвердил («разрешил») «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». «Положение…» стало первым юридическим документом, определившим управление, структуру, направления деятельности, поступление в Библиотеку Музеев обязательного экземпляра, штатное расписание впервые создаваемого в Москве общедоступного Музея с публичной библиотекой, входившей в состав этого Музея. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме Библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое. Книжная коллекция Румянцевского музея стала частью книжного, а рукописная – частью рукописного фонда Московского публичного музеума и Румянцевского музеума, Музеев, которые сохраняли память о Государственном канцлере в своем названии, отмечали дни его рождения и кончины, а, главное - следовали завету Н.М. Румянцева – служить пользе Отечества и благому просвещению. Особая роль в становлении Московского публичного и Румянцевского музеев принадлежала петербургским библиотекам и прежде всего Императорской Публичной библиотеке, чей директор Модест Андреевич Корф не только сам поручил Владимиру Федоровичу Одоевскому составить записку о бедственном положении Румянцевского музея в Петербурге и возможности перевода его в Москву, но и "желал явить новый знак своего искреннего сочувствия и содействия к дальнейшему преуспению Московской публичной библиотеки, ходатайствовал об обращении в нее книг". Многие тысячи томов русских, иностранных, первопечатных книг из дублетов Императорской публичной библиотеки в ящиках с реестрами, каталожными карточками отправлялись во вновь создаваемую в Москве библиотеку. Сюда же отправлялись и дублеты из переданных в Императорскую Публичную библиотеку фондов Императорского Эрмитажа. М.А. Корф писал 28 июня 1861 г. Н.В. Исакову, что "считает себе за честь быть участником основания в Москве публичной библиотеки". Вслед за Императорской Публичной и другие библиотеки и организации С.-Петербурга оказывали Библиотеке Музеев содействие при ее образовании. Российская Академия наук, Петербургская духовная академия, Департамент Генерального штаба помогли Московскому публичному и Румянцевскому музеям, Библиотеке в первые годы их становления».

Цитируется по материалам официального сайта Российской Государственной библиотеки - http://leninka.ru/

История в лицах

Из дневника В.Ф.Одоевского:

22 июня

В Царском селе — в 11 поехал с бар. Корф на конференцию о Музеуме к гр. Адлербергу, которая была в три этажа. 1-й — гр. Адлерберг, бар. Корф, [Н.] Муханов, я и Исаков о сдаче Музеума. 2-й — гр. Адлерберг, Корф и я — о чиновниках Музеума, о коих я просил, чтобы им сохранили содержание до приискания места и 3-й — гр. Адлерберг и бар. Корф — обо мне. С Исаковым мы приехали в вагоне в Петербург и обедали с ним в Английском клубе. Вечером я работал над записками о Враском и других чиновниках.

Бар. Корф принял во мне участие с истинно дружеским радушием. И гр. Адлерберг спрашивал его: "что мы сделаем с кн. Одоевским?" Довольно трудный вопрос, на который и я не знаю, как отвечать. Мое главное дело сделано: Музеуш обезопасен от верной и неминуемой гибели. А со мною, что будет, то будет; авось не останется втуне моя 16-летняя должность верной собаки при Музеуме. — Хотелось бы мне в Москву — нет при нашей скудности никакой возможности жить долее в Петербурге. Nous viellissons et nous nous ruinons {Мы стареем и разоряемся.}.

Цитируется по: Одоевский В.Ф. Дневник 1859-1869 гг. М.: Литературное наследство, 1935

Мир в это время

В 1862 году в Мексике высаживается французский десант

Битва при Пуэбле. М.Маннинг. XIX век

Первыми вторглись в Мексику переброшенные с о. Куба испанские войска (6200 чел. пехоты и конницы), которые 18 декабря 1861 года захватили важнейший мексиканский порт Веракрус. 6-8 янв. 1862 в Веракрус прибыли франц. войска (2600 чел. пехоты) и английские (800 чел. мор. пехоты). Мексиканское командование, не имея военно-морских сил, не могло организовать успешные действия против флота трёх держав. И только решительное сопротивление мексиканских патриотов, а также разногласия в лагере интервентов сорвали планы, агрессоров. В апреле 1862 года английские и испанские войска были эвакуированы из Мексики. Коалиция распалась, но французские интервенты стремились реализовать свои колониальные планы. 19 апреля начались военные действия между французскими экспедиционными войсками (6500 чел.) и мексиканской армией (номинально более 26 тыс. человек, фактически обученных регулярных войск до 12 тыс. чел.). В апреле французские войска под командованием генерала Лорансеза предприняли наступление против крупного г. Пуэбла, лежащего на пути из Веракруса в столицу Мексики - Мехико. Гарнизон Пуэблы состоял главным образом из ополченцев-индейцев. Воины были полураздеты, многие вооружены лишь мачете (большими ножами), все орудия были устаревшего образца, а порох к ним низкого качества. Командовал мексиканцами талантливый республиканский генерал Сарагоса. 5 мая 1862 года французы (2500 чел.) атаковали господствовавшие над Пуэблой форты Гуадалупе и Лорето, но, встреченные артиллерийским огнём и последующими контратаками мексиканцев, потерпели поражение и вынуждены были отступить к своей исходной позиции Орисабе. Благодаря победе под Пуэблой на целый год оттянулось вторжение интервентов вглубь Мексики, что было использовано мексиканцами для подготовки к сопротивлению. В течение 1862 года в Мексику была переброшена французская армия численностью до 30 тыс. чел., в мексиканских водах действовал французский флот. Этими силами командовал назначенный в июле 1862 года генереал Форей. В марте 1863 года французы (30 тыс. чел.) начали второе наступление на Пуэблу, которая была сильно укреплена, под руководством гарибальдийца генерала Гиларди. Мексиканские войска под командованием генерала Гонсалеса Ортега стойко защищали Пуэблу. Но французы в течение 16-18 марта окружили город и огнём тяжёлых орудий, снятых с кораблей, разрушили его. Мексиканские войска к этому времени были разделены на 2 армии. Первая (10 тыс. чел.) под командованием генерала Комонфорта прикрывала Мехико, вторая, возглавляемая Гонсалесом Ортега (5-10 тыс. чел.), обороняла Пуэблу.

Предпринятая второй мексиканской армией в начале мая попытка прорвать кольцо окружения оказалась неудачной. 17 мая 1863 года, когда не стало продовольствия, гарнизон Пуэблы капитулировал. Французские войска устремились к Мехико и в начале июня 1863 года вступили в мексиканскую столицу. В стране была провозглашена монархия, на престол был посажен ставленник Наполеона III эрцгерцог австрийский Фердинанд Максимилиан (Максимилиан I). Однако борьба мексиканского народа и армии на этом не прекратилась. Народное сопротивление, контрнаступление регулярной республиканской мексиканской армии, последовательная политика правительства Хуареса, обострение франкоамериканских противоречий и непопулярность мексиканской авантюры во Франции привели в конечном счёте к провалу Мексиканской экспедиции. Понеся большие потери, правительство Наполеона III вынуждено было отказаться от продолжения интервенции. В середине марта французские войска покинули Мексику. Победа мексиканского народа явилась важным этапом в укреплении национальной независимости Мексики».

Цитируется по: Советская военная энциклопедия. В 8-и томах. Том 5. М.: Воениздат,1976-1980

Материал предоставлен АНО "Руниверс"