По данным, появившимся на сайте Минфина России, Татарстан вошел в список 11 регионов-должников, где долги регионального бюджета превышают 50% от его годовых доходов. Публикуя список, Минфин РФ недвусмысленно намекает, что федеральному центру хотелось бы видеть, каким образом на местах собираются расплачиваться. В Татарстане ситуацию для ИА REGNUM Новости согласился прокомментировать министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.

Прежде всего хочу обратить внимание на то обстоятельство, что рост государственного долга произошел практически во всех субъектах Российской Федерации. Причина известна - финансовый кризис. Причем, рост у многих субъектов Российской Федерации в разы больше, чем у Республики Татарстан (однако среди всех субъектов Татарстан уже почти два года занимает третье место по объему госдолга - прим. ИА REGNUM Новости).

Большинство этих долгов состоит из долгосрочных кредитов федерального бюджета. Здесь хочу выразить благодарность Министерству финансов России в связи с тем, что оно в конце 2008 года очень оперативно отреагировало на прогнозную ситуацию по резкому снижению доходов у субъектов Российской Федерации и практически помогло всем сохранить стабильную ситуацию в регионах. Помощь Министерства финансов позволила своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и сама сфера функционировала бесперебойно.

Хочу подчеркнуть, что кредиты выдавались на три года, и погашение их предстоит большей частью в конце срока действия соглашений. Относительно долгов республики отмечу, что только по объему долга нельзя судить о реальной возможности его погашения. Здесь необходим анализ структуры государственного долга.

Из чего состоит долг Республики Татарстан? Порядка трети - это государственные гарантии, выданные предприятиям. Гарантии обеспечены залогом, и предприятия несут по нему субсидиарную ответственность. Еще четвертая часть - это долгосрочные федеральные кредиты на строительство дорог в рамках подготовки к Универсиаде, проводимой в 2013 году в Казани.

Следующие 40% - кредиты, привлеченные в связи с финансовым кризисом. Основной срок их погашения приходится на 2012 год. Обращаю внимание, что дорогостоящие кредиты из коммерческих банков республика не привлекала. Таким образом, прямой долг республики составляет менее половины общей задолженности, и над ним мы плотно работаем как в части мобилизации доходов и наращивания налогооблагаемой базы, так и в части оптимизации расходов бюджета. Как видно из данных на сайте Минфина России, Татарстан занял третье место по оптимизации и сокращению расходов в 2009 году.

Мы с определенным оптимизмом смотрим в последующие годы в связи с тем, что ситуация по поступлению доходов уже сегодня начинает исправляться в лучшую сторону. Вместе с тем, определенные изменения в федеральном законодательстве приводят к уменьшению доходной части бюджетов субъектов и росту расходов бюджетов. В частности, я имею в виду повышение страховых взносов во внебюджетные фонды. В связи с этим, не драматизируя обстановку при формировании бюджета на 2011-2013 годы, можно сказать, что в перспективе, возможно, понадобятся отсрочки по долгам в федеральный бюджет, если вся совокупность обстоятельств сложится не в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации.