Сделать основной упор в образовании на татарский язык, преподавая его как "инструмент жизни" и средство межнационального общения, намерен министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов.

Очередное обсуждение программы "Килэчэк" ("Будущее"), инициатором и одним из авторов которой является нынешний глава Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов, прошло в Госсовете Татарстана. До этого программа обсуждалась на различных комиссиях и заседаниях, однако сам документ увидеть не удавалось. И лишь на представлении программы в парламенте журналистам удалось получить к ней доступ.

Как пишет газета "Вечерняя Казань", после беглого ознакомления с семью томами (!) проекта, стало ясно, отчего до последнего времени его держали в секрете от широкой общественности. Начинается он со статистики, которая свидетельствует о весьма плачевной ситуации, к которой привели образование в республике усилия Минобрнауки РТ, а точнее - руководства Татарстана, в руках которого любые министерства являлись всегда лишь инструментом.

Согласно этим статистическим данным, бюджетные затраты на одного школьника в год за последние пять лет выросли почти в два раза и составляют сейчас 31 тысячу рублей. Однако результаты ЕГЭ по всем без исключения общеобразовательным предметам в Татарстане оказались ниже, чем в среднем по России. С этим согласны и эксперты-составители программы, которые вынуждены признать, что "качество массового образования в республике неприемлемо низкое".

Однако если с оценкой развития массового образования в Татарстане сомнений нет, то с причинами, которые привели к столь плачевным результатам, у авторов "Килэчэк" возникли предположения, далекие от реалий. Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, одной из главных причин слабого образования школьников в Татарстане, по мнению независимых социологов и общественности, стало навязывание "национального компонента" - татарского языка в ущерб не только русскому, но и другим предметам, от чего в итоге пострадал весь процесс. Кроме того, кадровая политика бывшего президента РТ Минтимера Шаймиева, делавшая принципиальный упор на привлечение национальных кадров из татарской глубинки, в итоге привела к общему снижению уровня подготовки педагогов. По этому поводу в республике уже раздаются встревоженные голоса русскоязычной общественности и пишутся письма президенту России.

Тем не менее, в Минобрнауки РТ не хотят (и, по-видимому, пока не могут признать) очевидных фактов, пытаясь экстраполировать проблему в иные плоскости. В частности, в программе говорится о "прямой зависимости развития способностей ребенка от уровня экономического достатка семьи". То есть, как указывают специалисты Минобрнауки РТ, отдельные состоятельные родители, понимая слабость системы образования в Татарии, стараются нанимать для своих детей репетиторов. Но этот (в принципе, достаточно позорный - прим. ИА REGNUM Новости) факт подталкивает разработчиков программы к неожиданной новации: введению индивидуальных электронных карт учета успеваемости, которые в последующем дадут "одаренному" за счет родительских денег выпускнику право на льготное зачисление в вуз.

Есть и другие новации, свидетельствующие о желании авторов программы сделать привлекательным внешний вид системы образования РТ за счет изменения элементов декора. Например, создать профильные лицеи: физико-математические, инженерные, а также татарские гимназии-интернаты. Упор в каждом случае делается на современное материально-техническое оснащение и национальную составляющую. В частности, в каждом муниципальном образовании Татарстан предлагается создать методические центры - "базовые национальные учреждения образования с современной материально-технической базой". Что отмечено особо, школы "с родным (нерусским) языком обучения" должны располагаться в новых типовых зданиях и оборудоваться "кабинетами нового поколения".

О гимназиях с родным (русским) языком проект не упоминает вообще. Зато упоминает о планах усиленного обучения татарскому, вплоть до внесения изменений и дополнений в федеральный закон "Об образовании", которые предусматривают обучение школьников на татарском языке как на основном, а также вводят обязательную государственную аттестацию по татарскому.

К чести разработчиков, в программе содержатся данные социологического опроса детей и их родителей, которые недвусмысленно свидетельствуют, что изучать татарский язык по углубленной программе хотели бы только 6,9% опрошенных. При этом доля желающих углубленно изучать математику - 53,6%, русский язык - 49,6%, иностранный - 40,9%.

Таким образом, никаких признаков, свидетельствующих о понимании причин неудач педагогического процесса в Татарстане, разработчики проекта не проявляют. Представляя программу парламентариям, Альберт Гильмутдинов заявил, что необходимо "изменить саму парадигму - преподавать татарский язык не как науку, а как инструмент жизни, средство межнационального общения", сместив основную часть обучения на ранний возраст. Кроме того, нужно разработать мультимедийные образовательные ресурсы - коллекцию мультфильмов на татарском языке, создать ресурсный центр на базе Казанского федерального университета (бывшего КГУ), сеть татарских гимназий для подготовки будущей национальной элиты, а также гимназию-интернат для одаренных детей из села.

Откуда в министре Гильмутдинове (специалисте по атомной спектроскопии и физике наносистем) на 54-м году жизни появилась подобная страсть к обучению татарскому языку, более того, к навязыванию татарского языка всем жителям республики в качестве "инструмента жизни", совершенно понятно. Профессор Альберт Гильмутдинов назначался на свою должность еще экс-президентом РТ Минтимером Шаймиевым, для которого татарский национализм был одним из фундаментальных принципов внутренней и внешней политики.

Собственно, эти инструменты никуда не делись - осуществлению замыслов Шаймиева способствуют сейчас как управленческая элита в Татарстане, подобранная преимущественно из деревенских татар, так и Госсовет Татарстана, сформированный под личным контролем бывшего президента. И как себя поведет в данной ситуации новый президент Рустам Минниханов, которого большинство политологов считают чуждым националистических проявлений, сказать пока сложно. Судя по последним событиям, простор для маневра у него весьма ограничен, поскольку давление "наследия Шаймиева" слишком велико.

Тем не менее, избавляться от него рано или поздно, но придется. И в этом смысле программа "Килэчэк" ("Будущее") станет хорошим индикатором.