Защитит ли приднестровский "щит" Украину от румынской угрозы?: обзор СМИ Приднестровья

Кишинёв, 30 июня 2010, 17:14 — REGNUM  

История: И.о. президента Молдавии "с упорством изображенного на национальном гербе животного продолжает утверждать: Бессарабия - исконно румынская земля". Приднестровское урегулирование: "В случае вхождения Молдавии в состав Румынии Приднестровье не будет достаточным "щитом" для Украины от румынской угрозы". Дата: "Бендерская трагедия 19 июня 1992 года продемонстрировала всему миру геноцидарный характер установившегося в Молдавии режима". Приднестровье - Россия: Что нужно для того, чтобы процесс российско-приднестровской правовой гармонизации стал более эффективным?

История: И.о. президента Молдавии "с упорством изображенного на национальном гербе животного продолжает утверждать: Бессарабия - исконно румынская земля"

Новое руководство Молдавии во главе с Михаем Гипму провело целое расследование, результатом которого стал вердикт - 28 июня 1940 года Советский Союз незаконно оккупировал территорию Бессарабии, а десятилетия коммунистического режима нанесли непоправимый урон молдавскому народу, сообщает Первый республиканский телеканал. Гимпу, видимо, не знает, как молдавский народ в 1940 году был рад избавиться от румынского ига и перейти под юрисдикцию СССР.

На эту тему в Тирасполе прошла международная конференция, продолжает Первый республиканский. Ветераны и журналисты, законодатели, историки и политологи Приднестровья, Украины, и России обсуждали, какое же все-таки историческое значение имеет присоединение Бессарабии к СССР. "Июнь 1940-го: Бессарабия и Северная Буковина в составе СССР". Казалось бы, всего лишь тема научно-практической конференции, один из бесконечного множества исторических фактов. Но на берегах Днестра, на границе с Бессарабией, становится ясно: не бывает в истории "отдельно взятых моментов", если и сегодня с маниакальным упорством пытаются переиначить бесспорное, переписать давно и прочно задокументированное, и вовсю работают подпольные и легализованные идеологические "ателье", перекраивая не только саму историю - сознание масс.

Так все-таки, что сделала Красная Армия 28 июня 1940-го: освободила аннексированную Бессарабию или, наоборот, оккупировала румынскую территорию? - задаётся вопросом телеканал. На протяжении трех дней ученые, политики, общественники из Приднестровья, России, Молдавии, Украины восстанавливали объективную историческую картину тех лет. Взвешенный анализ, оперирование фактами, а не домыслами - вот испытанное орудие борьбы с историческими спекуляциями. И пока временный глава молдавского государства продолжает на законодательном уровне подрывать государственность собственной страны, живы еще те, кому довелось родиться в аннексированной румынами Бессарабии. Вряд ли этих людей удастся убедить в том, что 28 июня - дата скорбная. Однако для промывания мозгов и внушения псевдоисторических постулатов есть материал более податливый.

В Приднестровье привыкли докапываться до истины, как бы глубоко ее не зарывали те, кто уже более 90 лет, невзирая на смену политических режимов и экономических формаций, с упорством изображенного на национальном гербе животного (на гербе Республики Молдова изображен зубр - ИА REGNUM Новости) продолжает утверждать: Бессарабия - исконно румынская земля, силой оккупированная Советским Союзом вопреки воле бессарабских румын. Мнение участников конференции было единым: нельзя позволять кому бы то ни было спекулировать на истории. Героическая и трагическая эпоха Второй мировой нуждается в добросовестных исследователях, а не мифотворцах. Тогда история минувшей войны не станет угрозой миру, цену которому хорошо знают на берегах Днестра, заключает телеканал.

"Правда Приднестровья" публикует заявление Приднестровской коммунистической партии (ПКП) в связи с подписанным исполняющим обязанности президента Молдавии указом об объявлении 28 июня 1940 года - дня освобождения Бессарабии от румынской оккупации - "днем советской оккупации". "После того, как власти Молдавии объявили день 28 июня "Днем советской оккупации" и в приказном порядке потребовали немедленного вывода российских миротворцев из Приднестровья, в Молдавии начинается следующий виток антикоммунистической истерии", - говорится в заявлении, озаглавленном "Власти Молдавии подтверждают свою профашистскую сущность". "Исполняющий обязанности президента Республики Молдова Михай Гимпу выступает с законодательной инициативой о запрете коммунистической символики. Им и такими, как он деятелями, движет не только ненависть к советскому прошлому, но и страх за свое собственное будущее. Ради того, чтобы сохранить власть и не утратить связанные с нею блага, они пытаются вытравить из сознания людей память о нашем советском прошлом. Они называют "оккупацией" именно тот период нашей общей истории, когда Молдавия процветала под знаком Серпа и Молота - символом мирного труда. Когда на молдавской земле была создана современная промышленность, модернизировано сельское хозяйство, стремительно развивалась наука и культура. Когда народ солнечной Молдавии по праву гордился своей историей и уверенно смотрел в будущее", - говорится в заявлении.

"Теперь нынешними властями РМ фактически взят курс на ликвидацию Республики Молдова, как государства, на уничтожение национальной идентичности молдавского народа. Они фактически сдают Молдавию Румынии. Помешать этому способна лишь одна сила - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Именно против нее и нацелен, в первую очередь, запрет, налагаемый на коммунистическую символику. Гимпу и его Альянс готовятся объявить ПКРМ вне закона, лишить молдавских коммунистов возможности участвовать в выборах и легально работать на территории Республики Молдова. Врагов молдавского народа страшит одна мысль, что коммунисты вернутся к власти - и тогда придется отвечать за содеянное!", - заявляет ПКП.

"То, что происходит в Молдавии, представляет сегодня реальную угрозу и для граждан Приднестровской Молдавской Республики. Исполняющий обязанности президента Молдавии уже позволяет себе в приказном порядке давать указание о выводе из Приднестровья российских миротворцев, что неизбежно приведет к новому кровопролитию на Днестре. Свои запреты на коммунистическую символику и деятельность использующих ее организаций он, несомненно, попытается распространить на территорию ПМР. На практике это может означать уголовное преследование любого ветерана Великой Отечественной войны, носящего боевые награды с изображением Серпа и Молота, любого государственного служащего, использующего бланки и печати с государственным гербом ПМР, куда также входят Серп и Молот", - считают авторы заявления.

"В связи с последними событиями в Молдавии Центральный Комитет Приднестровской коммунистической партии заявляет, что не считает легитимным действующий ныне в Молдавии правящий режим, который не имеет права представлять Республику Молдова и молдавский народ. ЦК ПКП обращается к народу Молдавии с призывом не позволять предать забвению нашу общую историю, не предавать память советских воинов всех национальностей, отдавших свои жизни за освобождение молдавской земли и всей Европы от фашизма и не допустить запрета коммунистических символов и общественно-политических организаций, использующих эти символы. ЦК ПКП предлагает руководству Приднестровской Молдавской Республики и странам-гарантам молдавско-приднестровского урегулирования прекратить контакты с группой лиц, незаконно удерживающих власть в Молдавии и не представляющих никого, кроме самих себя. Ибо любые действия и решения этих лиц от имени молдавского государства не имеют законной силы", - заключают приднестровские коммунисты, подчёркивая солидарность со своими молдавскими коллегами из ПКРМ.

Справка ИА REGNUM: В декабре 1917 года территория Бессарабии, которая с 1812 года входила в состав Российской империи, была оккупирована Румынией. СССР никогда не признавал румынскую оккупацию Бессарабии. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате объединения которой с МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния, вступив во Вторую мировую войну на стороне Гитлера, вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией от румынских и немецких фашистов в 1944 году. До оккупации 1917 года Бессарабия никогда не являлась территорией Румынии, появившейся в качестве независимого государства по решению Берлинского конгресса 1878 года.

Приднестровское урегулирование: "В случае вхождения Молдавии в состав Румынии Приднестровье не будет достаточным "щитом" для Украины от румынской угрозы"

О проблематике молдавско-приднестровского урегулирования вновь заговорили крупнейшие мировые игроки, сообщает Первый республиканский телеканал. Прописанное Меморандумом Меркель-Медведев создание Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на уровне министров иностранных дел, уже находит практическую реализацию. Глава российского МИД Сергей Лавров впервые сел за "круглый стол" с главами внешнеполитических ведомств "Веймарского треугольника", - Германии, Франции и Польши. Обсуждались наиболее актуальные вопросы европейской повестки дня - среди них и молдавско-приднестровское урегулирование. Россия и Евросоюз договорились создавать все условия для скорейшего возобновления деятельности в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - ИА REGNUM Новости). Не забыли и об одном "НО" - Лавров отметил, что формат не будет работать эффективно, пока Молдавия не определится, кто же будет говорить от имени ее руководства.

Похоже, что молдавская нестабильность продлится ещё не один месяц, а затянется минимум на ближайшие полгода, продолжает Первый республиканский. Впереди Молдавию ждет референдум, точная дата проведения которого пока не известна, а также выборы президента и парламента, которые могут пройти одновременно. В подобной ситуации, когда нынешняя власть главным образом думает о том, как подольше удержаться в своих креслах, остальные вопросы теряют актуальность. Пока правящий альянс во главе с Гимпу пытается создать себе условия для дальнейшего пребывания у власти молдавские политологи при участии все тех же политиков пытаются найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Правда, даже на этом уровне к консенсусу прийти не удается.

Договориться внутри парламента, конечно же, можно, но это попросту невыгодно одной из сторон, поэтому молдавская власть и оппозиция продолжают придумывать отговорки для народа. По мнению оппозиционеров-коммунистов, нежелание договариваться и затея с референдумом не что иное, как попытка правящего альянса подольше задержаться у власти. Откровенный бардак в политических верхах Молдавии, подкрепленный борьбой за власть, ведет к дальнейшему углублению раскола молдавского общества и росту недоверия к власти, причем не только к нынешней, но вообще к руководству страны, кто бы его не представлял. В условиях такой внутриполитической ситуации, Молдавии некогда будет заниматься внешней политикой и главной проблемой - Приднестровским вопросом. А это значит, что определенность в молдавско-приднестровских отношениях наступит не скоро, приходит к выводу телеканал.

Переговоры российского президента Дмитрия Медведева и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, длившиеся, как писала пресса, десять с лишним часов, стали довольно неожиданным прорывом в отношениях России и стран Евросоюза, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". Время покажет, насколько серьезен этот прорыв, к каким результатам он приведет на практике, и будет ли создан какой-то долгосрочный механизм взаимодействия между Москвой и Брюсселем. Меморандум, подписанный Медведевым и Меркель, как известно, предлагает рассмотреть возможность создания Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Комитет должен координировать, по замыслу лидеров двух стран, действия России и Евросоюза в урегулировании военно-политических кризисов и конфликтов, быть форумом для обмена мнениями по проблемам международной политики. В качестве "пробного камня" для взаимодействия России и ЕС Дмитрий Медведев и Ангела Меркель предложили молдавско-приднестровский конфликт. Они посчитали, что здесь в достаточно обозримой перспективе можно достичь "ощутимого прогресса", который может привести к "финальной стадии" урегулирования.

Российско-германский меморандум стал за последний месяц вторым международным документом, затрагивающим вопросы молдавско-приднестровского урегулирования, продолжает "Ольвия-пресс". Первым, как известно, было совместное российско-украинское заявление президентов Медведева и Януковича от 17 мая 2010 года. Два документа, подписанные за такой короткий срок, свидетельствуют о том, что Россия, Украина и Евросоюз сегодня хотят продемонстрировать волю к интенсификации молдавско-приднестровского урегулирования, а также некую единую позицию. В общих чертах эта позиция сводится к следующему - Молдавия и Приднестровье должны создать единое или общее государство. Зачем такое государство нужно Москве, Киеву и Брюсселю? У каждого здесь есть свои мотивы.

Самые простые и традиционные они у России - Москва активно стремится к тому, чтобы загладить свою неудачу 2003 года и все-таки реализовать Меморандум Козака, пишет "Ольвия-пресс". Кроме того, в России однозначно хотят предотвратить расширение НАТО на Восток за счет Молдавии. Сделать это можно путем создания общего государства в составе Молдавии и Приднестровья, при этом предоставив пророссийскому Приднестровью право вето по внешнеполитическим вопросам.

Более сложные мотивы у Киева, продолжает "Ольвия-пресс". Для Украины с 2008-2009 годов меняется региональная ситуация, причем меняется не в лучшую сторону. Украина все сильнее сталкивается с румынской экспансией, которой сначала не придавали такого уж большого значения. Различные источники обращают внимание на активизацию деятельности румынских организаций в Черновицкой области (Северная Буковина), а также Одесской области Украины. В этих условиях Киев прилагает усилия, чтобы не допустить каких-либо потенциальных территориальных завоеваний Румынии в регионе. В первую очередь здесь нужно предотвратить румынский аншлюс Молдавии. Предотвратить его может создание молдавского государства в составе нынешней правобережной Молдавии и Приднестровья, то есть в границах бывшей МССР. Тогда, как считают в Киеве (и не только там), вопрос румынской территориальной экспансии кардинально отпадет. Украина, похоже, окончательно уверилась, что это самый надежный для нее вариант. Киевские политики полагают, что признание Приднестровья в случае вхождения Молдавии в состав Румынии не снимет угроз для украинского пограничья. Иными словами, Приднестровье не будет достаточным "щитом" для Украины.

Что касается Евросоюза, то, проявляя сегодня солидарность с Россией в молдавско-приднестровском урегулировании, он подает несколько сигналов, пишет "Ольвия-пресс". В ЕС признают, что европейское пространство столкнулось с новой неприятной реальностью. Эта реальность - кризис, грозящий подорвать основы европейского образа жизни. Для всех стало очевидно, что членство в Евросоюзе не избавляет от экономических проблем и не является гарантией всеобщего благосостояния. Подытоживая, можно сказать, что всем основным международным игрокам в молдавско-приднестровском урегулировании на месте бывшей МССР нужно некое буферное государство между Востоком и Западом. По крайней мере, это вытекает из нынешних политических реалий и тех документов, которые подписаны в последнее время. Цели у России, Украины и Евросоюза различные, но примерный результат, которого они, видимо, хотят добиться - один.

Попробуем представить себе общее государство в составе Молдавии и Приднестровья, которое может появиться с одобрения внешних участников переговорного формата "5+2", продолжает "Ольвия-пресс". Как будет выглядеть "финальная стадия", о которой упомянули Ангела Меркель и Дмитрий Медведев? Это, скорее всего, будет федерация с элементами конфедеративного устройства и равноправными субъектами. Россия рассчитывает на предстоящие досрочные выборы в Молдавии и на приход левоцентристской коалиции, которая примет Меморандум Козака. Он, конечно, будет адаптирован. Российское миротворческое присутствие в регионе сохранится, но в рамках мирогарантийной операции под эгидой ОБСЕ. Молдавия останется нейтральным, внеблоковым государством. Для этого нужно будет просто выполнить то, что записано в ее конституции. Молдавия также будет подчеркивать свою самобытность и особый исторический путь, отличный от румынского.

Кишинев и Тирасполь, естественно, делегируют полномочия друг другу, а также определят законодательство, подлежащее унификации, пишет "Ольвия-пресс". Оно будет унифицировано и станет общим. Под влиянием России и Евросоюза будут предприняты шаги для признания всех прав собственности в Приднестровье. Общее государство будет стремиться примерно к такому уровню развития, какой сегодня достигнут странами Центральной Европы, например, Польшей. Вот, кажется, и все. Но только, кажется, так как есть масса вопросов, на которые пока нет ответа. Государство и его граждан объединяет не столько собственность и законодательство, являющееся уже вторичным продуктом, сколько смыслообразующие категории - история, культура, идеология и политическая философия. Здесь у Молдавии и Приднестровья много критических несоответствий. Первый вопрос возникает относительно одного из языков общего государства. Как он будет называться - молдавским или румынским? Население нынешней Молдавии, особенно молодежь, привыкло к тому, что оно говорит на румынском языке, как оно примет однозначный лингвоним "молдавский" (Молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. В Конституции Молдавии указано, что государственным языком страны является "молдавский язык на основе латинской графики". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии, - ИА REGNUM Новости)?

Как общее государство будет избавляться от прорумынской идеологии, укоренившейся на всех уровнях в Молдавии? - задаётся вопросом информагентство. Не превратится ли она в крайне экстремистское течение? Какой станет история общего государства, как в ней будут освещаться события последних 20 лет? Практика последних лет показывает, что история - это большой камень преткновения для Молдавии, серьезный инструмент в руках не слишком добросовестных политиков. Сегодня, когда говорят о молдавско-приднестровском переговорном процессе, постоянно делают акцент на мерах доверия. Однако эти меры должны распространяться не только на экологию, транспорт, экономику и здравоохранение. Полная атмосфера доверия невозможна, например, без объективной оценки вооруженного конфликта 1992 года со стороны Молдавии. Если бы Кишинев признал факт военной агрессии против Приднестровья и выплатил компенсацию за нанесенный ущерб, это стало бы серьезной, прежде всего моральной, инвестицией в создание общего государства. Однако со стороны кишиневских политиков - как коммунистов, так и правых - сегодня нет даже намеков на готовность к такому шагу.

Если пойдет речь о создании общего государства в составе Молдавии и Приднестровья, то как быть с результатами референдума 2006 года, на котором Приднестровье высказалось за интеграцию с Россией (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - ИА REGNUM Новости)? Нельзя просто взять и отказаться от этого волеизъявления, тем более, если учитывать, что в современной международной практике референдумы все чаще носят правоустанавливающий характер. Возникает вопрос и о том, как в систему общего государства будут интегрированы политические элиты Молдавии и Приднестровья. Понятно, что для них необходимо создать режим сосуществования, но как это эффективно сделать на практике? У Кишинева всегда будет искушение оказать давление на силы в Тирасполе, но тогда это вызовет сопротивление и конфликт. Одновременно с политическим давлением может возникнуть желание перераспределения собственности в пользу молдавского бизнеса, что тоже никак не укрепит общее государство. Конечно же, в таком государстве должна быть серьезная, дееспособная система гарантий для Приднестровья. Пример гагаузской автономии в составе Молдавии показывает, что без этого конфликт не исчезает, а лишь переходит в скрытую, потенциально взрывоопасную фазу. Как видим, предполагаемый процесс создания общего государства "Приднестровье + Молдавия" не выглядит как шахматная задача, в которой белые два раза напали, черные два раза защитили, и получилась ничья. Мы перечислили, наверное, только часть трудностей, с которыми может столкнуться этот процесс. России, Украине и Евросоюзу нужно будет приложить немалые усилия для того, чтобы их вариант молдавско-приднестровского урегулирования, решив одни проблемы, не привел к другим, новым, заключает информагентство.

Дата: "Бендерская трагедия 19 июня 1992 года продемонстрировала всему миру геноцидарный характер установившегося в Молдавии режима"

В субботу, 19 июня Приднестровье отметило 18-ю годовщину Бендерской трагедии, пишут "Профсоюзные вести". В Бендерах и Тирасполе прошли традиционные траурные мероприятия, в которых приняли участие президент ПМР Игорь Смирнов, городское руководство, депутаты, представители общественных организаций и трудовых коллективов, защитники республики. День памяти и скорби начался с митинга в столице на Мемориале Славы. Затем колонна жителей Тирасполя отправилась в Бендеры, где прошли основные мероприятия этого дня: возложение цветов к мемориалу Памяти и Скорби и к подножию часовни по ул. Ечина, лития на Борисовском кладбище по павшим защитникам города, общегородская минута молчания, Регата Памяти на Днестре, посвященная бендерчанам - мастерам спорта по гребле, погибшим во время вооруженного конфликта 1992-го года, вечер-реквием "Бендерский набат" памяти погибшего телеоператора В. Воздвиженского. Накануне памятной даты в Бендерах были приведены в порядок места захоронения погибших при защите республики в 1992 году. Также в преддверии 18-й годовщины, 17 июня, в Бендерском горсовете прошел круглый стол, посвященный трагической дате, где участники военных действий, представители общественных организаций, горожане вспоминали тяжелое лето 92-го года.

18 июня 1992 года парламентарии Молдавии вместе с приднестровскими депутатами утвердили основные принципы мирного урегулирования, говорится в сюжете Первого республиканского телеканала. Они предусматривали разъединение противоборствующих сторон, расформирование добровольческих военизированных формирований (это касалось, прежде всего, приднестровской стороны) и возвращение беженцев к местам постоянного проживания. Всем казалось, что война закончится с часу на час, однако понадобились всего одни сутки, чтобы эти иллюзии развеялись. На следующий же день об этом документе забыли. 19 июня в 17 часов 25 минут появились первые жертвы. Молдавские полицейские захватили офицера гвардии ПМР. Группу гвардейцев, прибывших ему на помощь к Бендерской типографии, обстреляли. В результате один приднестровец был убит, шестеро - ранены. Стычка переросла в уличные бои.

В 19.00 по Кишиневской и Каушанской трассам в Бендеры вошли молдавские колонны бронетранспортеров, артиллерии и танков Т-55, продолжает Первый республиканский. На улицах разрывались снаряды, мирные граждане гибли в собственных квартирах. Экипажи бронемашин поливали улицы свинцом, расстреливая каждого, кто попадался им на пути. БТРы въезжали прямо в магазинные витрины. Крушили все подряд - стекла, прилавки, вещи и людей. В течение нескольких часов город был занят армией Молдавии. Массированные удары наносились по очагам сопротивления - зданию горисполкома, казармам гвардейцев, отделению милиции. Без трех минут полночь к городскому совету выкатили пушку и стали бить прямой наводкой по зданию, в котором находились депутаты Бендерского горсовета и Верховного совета Молдавской ССР, приехавшие вести очередные мирные переговоры, случайные посетители, сотрудники. На рассвете 20 июня части молдавской армии захватили вокзал Бендеры-1. Огонь вели танки, самоходные артиллерийские установки, БТРы. Из села Липканы шел минометный обстрел города. Несколько танков вооруженных сил ПМР пытались прорваться в Бендеры на помощь обороняющимся, но были остановлены огнем противотанковых пушек "Рапира". В течение всего дня 20 июня продолжались провокации армии Молдавии против российской 14-й армии, занимавшей в конфликте позицию строгого нейтралитета.

За три дня в Бендерах погибло более 600 человек, около тысячи - ранено, сообщает Первый республиканский. Это была операция "Троянский конь". Власти Молдавии развязали настоящую бойню против собственных граждан. Официальный Кишинев называл это "наведением конституционного порядка". Трагедия 19 июня сожгла мосты для объединения территорий и народов Молдавии и Приднестровья. В начале июля вновь была достигнута договоренность о прекращении огня, которая постоянно нарушалась не только в Бендерах, но и по всей линии противостояния вплоть до Дубосcap. Лишь 21 июля президентами России Борисом Ельциным и Молдавии Мирчей Снегуром было подписано соглашение "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". В рамках выполнения Соглашения 23 июля 1992 года был отдан приказ о запрещении огня из всех видов оружия. Личному составу защитников Бендер было запрещено отвечать на провокационные обстрелы, осуществляемые вооруженными силами Молдавии весь день 23 июля. Обо всех случаях таких обстрелов докладывали руководству 14-й армии, руководству ПМР, ставили в известность и командование армии РМ. А 29 июля в Тирасполь стали прибывать первые подразделения миротворческих сил России. На берега Днестра пришел долгожданный мир.

18 лет прошло с тех трагических событий. Отстроен город, восстановлена работа разграбленных и разрушенных предприятий, Бендеры живут обычной мирной жизнью. За все эти годы предпринималось много усилий для нормализации отношений между Приднестровской Молдавской Республикой и Молдавией. К политическим и военным методам борьбы Кишинев добавил экономическую, банковскую, дипломатическую блокады, таможенную и информационную войны. И до сих пор руководство Молдавии не признает свои преступления в отношении народа Приднестровья. 19 июня - день нашей памяти, боли и скорби о тех, кто уже никогда не вернется, кто навечно остался лежать в приднестровской земле. Это напоминание тем, кто выжил, как бесценна человеческая жизнь и как быстротечно время. Но вечна память. Это день благодарности Великой России за нашу жизнь, заключает телеканал.

Бендерская трагедия 19 июня 1992 года - это квинтэссенция войны на Днестре, она продемонстрировала всему миру геноцидарный характер установившегося в Молдавии режима, пишет "Приднестровье". Вероломство политиков и цинизм военщины, проявленные при уничтожении мирного города, поражают нас и сегодня. Страшно подумать, что Бендеры должны были стать первыми в списке непокорных приднестровских городов, подлежащих разрушению. Дыхание войны в Бендерах ощутили с первых же дней агрессии. Над городом кружил самолет, который сбрасывал листовки с требованием подчиниться "конституционным органам власти", к Бендерам стягивались военные формирования Молдавии, в самом городе действовала полиция. В марте террористами министерства национальной безопасности Молдавии были убиты известные в Бендерах патриоты Приднестровья - Красуцкий и Белоус. 1 апреля город был потрясен новым преступлением. Два молдавских БТРа ворвались в город и расстреляли пост милиции и автобус с рабочими. В течение всего апреля на окраинах города происходили вооруженные столкновения между полицейскими и приднестровскими гвардейцами, гибли люди. Все это шокировало, но никто не хотел верить в то, что на Днестре действительно разворачивается настоящая война.

Россия, которая против своей воли оказалась втянутой в конфликт, прилагала массу, главным образом дипломатических, усилий для умиротворения агрессора, продолжает "Приднестровье". 12 и 19 апреля 1992 года был подписан ряд договоренностей, позволивший развести воинские подразделения сторон из опасной близости. Появились совместные патрули наблюдателей из представителей России, Украины, Молдавии и Румынии. В конце апреля Бендеры были разблокированы. Защитники Приднестровья разобрали баррикады и завалы на въездах в город. Приднестровских гвардейцев даже обязали сдать оружие, с тем, чтобы в городе не оставалось вооруженных людей. И хотя в непосредственной близости от Бендер - в Копанке, Каушанах, Гырбовецком лесу стояли войска Молдавии, а в городе продолжала действовать полиция, в Бендерах установилось относительное спокойствие. Считалось, что Бендеры находятся под контролем международных наблюдателей. Мирной жизнью город жил больше месяца. За несколько дней до вторжения въезды в город были освобождены от последних бетонных заграждений.

Утром 19 июня от руководства Молдавии поступила настойчивая просьба прибыть в Кишинев командованию республиканской гвардии, казачества, территориальных спасательных отрядов, пишет "Приднестровье". Как выяснилось позднее, таким нехитрым способом - под предлогом переговоров - в Кишиневе надеялись перед своим вторжением парализовать управление приднестровских войск. Поводом к нападению на Бендеры стала спровоцированная молдавскими полицейскими стычка с приднестровскими гвардейцами. Полицейские обстреляли машину гвардейцев, подъехавшую к типографии за тиражом листовок. Договориться о прекращении огня с полицией не удалось. Перестрелки начались и в других местах. В 19.00, через полтора часа после инцидента, "на помощь" полиции в город с разных направлений начали входить колонны молдавской бронетехники. Началась операция "Троянский конь". Ее аналогия с древнегреческой мифологией заключалась в том, что под прикрытием и при содействии представителей четырехсторонней комиссии наблюдателей от Румынии и Молдавии в городе постепенно накапливались переодетые в гражданскую одежду полицейские и военнослужащие Молдавии, сотрудники ее спецслужб и обученные в Румынии снайперы. Все эти силы должны были "открыть ворота города", обеспечив беспрепятственный ввод основных подразделений молдавской армии.

Город был оккупирован в течение трех часов, продолжает "Приднестровье". Чтобы исключить помощь со стороны Тирасполя, на мосту через Днестр был установлен противотанковый заслон. Но в Бендерах стихийно возникали очаги сопротивления - активно оборонялось здание рабочего комитета, горотдел милиции, казарма республиканских гвардейцев. Но самое главное - над зданием Бендерского горсовета продолжал развеваться приднестровский флаг - город не сдавался. К яростному отпору со стороны приднестровцев армия Молдавии явно не была готова. Не имея опыта боевых действий, тем более в городских условиях, новобранцы Молдавии открывали беспорядочный огонь из всех видов оружия, что вело к большим разрушениям и массовой гибели мирного населения. Ночью 20 июня начался обстрел горисполкома, в котором круговую оборону заняли приднестровские казаки и гвардейцы, шли бои в районе моста через Днестр. Днем военные части Молдавии предприняли попытку штурма крепости, где дислоцировалась ракетная бригада 14-й российской армии. Российская армия имела приказ строго придерживаться нейтралитета, молдавская сторона намеренно провоцировала Россию с тем, чтобы обвинить ее в агрессии. Атака была отражена, но со стороны российской армии были убитые и раненые.

В течение дня 20 июня, когда здание горисполкома в упор расстреливалось из артиллерийских орудий, приднестровцы предприняли несколько неудачных попыток разблокировать город, пишет "Приднестровье". Каждая атака заканчивалась для защитников ПМР эвакуацией убитых и раненых. Только к вечеру казачий БТР-70 и танк Т-64 смогли прорваться к горисполкому, обеспечив защитников города боеприпасами и огневой поддержкой. В ночь с 20 на 21 июня основные силы приднестровцев прорвали оборону противника и разблокировали город. Началось беспорядочное отступление войск Молдавии. К вечеру 21 июня войска Молдавии контролировали только два микрорайона города и пригород Бендер - село Варница. Но Кишинев бросил на Бендеры новые формирования техники и новобранцев. Министр Плугару дал распоряжение: "Даже если не удастся захватить город, ничего сепаратистам не оставлять". В эти дни планомерно грабятся и уничтожаются бендерские промышленные предприятия. 22 июня Молдавия попыталась отрезать приднестровцам доступ к городу. Самолеты МИГ-29, состоявшие на вооружении молдавской армии, произвели бомбовый удар по мосту через Днестр. Однако бомбы упали на близлежащее село Парканы, разрушив несколько домов. Интенсивные бои в Бендерах шли на протяжении недели. Город очищался от остатков молдавских частей, от боевиков, террористов и снайперов. В периоды затишья организовывалась эвакуация населения, хоронились убитые. За первые несколько дней боев в Бендерах погибли более 300 человек - преимущественно мирные жители. Мир вернулся в Бендеры только 1 августа - в день, когда российские миротворцы заняли свои позиции, разъединив стороны конфликта.

Кому и с какой целью могло понадобиться уничтожать незащищенный и практически безоружный мирный город? - задаётся вопросом издание. Чем руководствовались те, кто планировал и осуществлял операцию "Троянский конь", когда мирное урегулирование почти уже начало реализовываться? Каковы должны были быть их мотивы и политические расчеты? Масштабы случившейся трагедии не укладывались у людей в голове, сотворить такое, казалось, могло прийти в голову только совершенно обезумевшим от крови садистам. Но разрабатывали это злодейство люди "политически зрелые", "дисциплинированные", "настойчивые и принципиальные руководители", (из аттестационной характеристики председателя ЦК ДОСААФ МССР Иона Косташа, 1986 г., впоследствии министра внутренних дел и обороны Молдавии). Их имена известны - министры-силовики Косташ, Плугару и Анточ. Разумеется, обо всем были осведомлены президент Снегур, премьер Друк и спикер Мошану.

Учитывая политический курс руководства Молдавии на объединение с Румынией и некоторые последствия трагедии, мы можем предположить, на какой эффект была рассчитана эта кровавая акция, пишет "Приднестровье". Главная цель геноцида в отдельно взятом месте - сломить моральный дух народа, спровоцировать массовую миграцию неугодного населения. Идея этнических чисток в начале 90-х приобрела характер пандемии на постсоветском пространстве, но не везде ее решились реализовать. "Чемодан, вокзал, Россия!", "Русских - за Днестр, евреев - в Днестр!", "Вымоем кишиневский асфальт русской кровью!" - оказалось, что это не просто лозунги, а прямое руководство к действию. Вероятно, планируя уничтожение Бендер (в целом русскоязычного города), агрессоры намеревались прежде всего запугать и морально уничтожить все Приднестровье. Вслед за Бендерами разрушениям должен был быть подвергнут и Тирасполь. Расчет был на массовый исход из приднестровских городов под страхом смерти русских, украинцев, евреев, других русскоязычных граждан. Это не только б лишило жизнеспособности Приднестровскую республику, но помогло реализации планов по достижению этнической однородности в масштабах всей Молдавии с целью "гармоничного" ее поглощения Румынией. Своих целей агрессоры частично добились: 100 тысяч беженцев покинули Приднестровье в течение считанных дней, из них только 30% вернулись домой. Хоть и в ограниченных масштабах, был запущен процесс отъезда из Молдавии русскоязычного населения.

18 лет прошло с тех трагических событий. За эти годы предпринималось немало попыток преодолеть конфликт, найти политические пути урегулирования отношений между Молдавией и Приднестровьем. На этом пути благодаря усилиям стран-гарантов и посредников были успехи и серьезные подвижки, однако взаимопонимания между Кишиневом и Тирасполем не было и нет. Одна из причин - нежелание политического режима в Молдавии, - а с начала 90-х он хоть и претерпел несколько косметических трансформаций, но остался неизменен, - признать свои преступления в отношении народа Приднестровья, наказать военных преступников, очистится от той фашистской скверны, которая мимикрировав под различные институты, фонды, организации "демократической" окраски, продолжает оказывать определяющее влияние на внутриполитическую ситуацию в Молдавии. Сегодня у власти в Молдавии нет Снегура и Косташа, уходит поколение политиков типа Оазу Нантоя и Анатолия Цэрану, но те, кто сейчас претендует на власть - будь то либералы или коммунисты, - с упорством, достойным лучшего применения, требуют изменения действующего формата миротворческой операции, ликвидации отдельных миротворческих постов и пересмотра в целом режима Зоны безопасности. Какие цели преследуют эти политики? И какое может быть доверие к нераскаявшемуся убийце? - заключает издание.

Приднестровье - Россия: Что нужно для того, чтобы процесс российско-приднестровской правовой гармонизации стал более эффективным?

После референдума 17 сентября 2006 года в политический и юридический лексикон Приднестровья вошло такое понятие, как гармонизация приднестровского законодательства с российским, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". По итогам референдума население республики высказалось за последующее присоединение к России, и естественным образом возник вопрос о том, чтобы начать сближение Приднестровья с РФ в правовой сфере. Собственно говоря, это сближение шло и до 2006 года. Но после 17 сентября ему, как говорится, был дан официальный старт во всех областях. Была создана комиссия по гармонизации законодательства, которую возглавило министерство юстиции ПМР. Есть план гармонизации, который поэтапно выполняется. Казалось бы, в процессе сближения приднестровского законодательства с российским не должно быть особых проблем. Без единого правового поля трудно говорить об интеграции с Россией, и это в Приднестровье понимают все.

О проблемах гармонизации приднестровского законодательства с российским в интервью "Ольвии-пресс" рассказывает первый заместитель министра юстиции ПМР Александр Дели. Одна из проблем, по словам Александра Дели, - механическое списывание законопроектов с российских образцов. "Мы порой получаем проекты, в тексте которых, например, используются слова "федеральный", "субъекты федерации" и так далее", - отмечает первый заместитель министра юстиции. Естественно, что при таком бездумном копировании трудно предполагать, что авторы проводят какой-то анализ последствий принятия своего законопроекта. Другая проблема возникает тогда, когда субъекты законодательной инициативы пытаются внедрить нормы, которые еще только находятся на рассмотрении российской Государственной Думы и не проверены практикой. Минюст негативно относится к этой наметившейся в последнее время тенденции. По словам Александра Дели, в Приднестровье нет такого аппарата специалистов, который бы позволял в той же мере, как в России, работать над законодательством. "Пытаться идти впереди РФ мы можем, но оправданно это или нет - это вопрос", - отметил замминистра.

Некоторые субъекты законодательной инициативы при этом идут еще дальше - они пытаются не только взять за основу, но и "усовершенствовать" уже имеющийся российский закон, добавить что-то свое. Делается это тоже без расчета возможных последствий. В качестве примера Александр Дели приводит недавнюю инициативу об установлении финансовой ответственности для кандидатов в депутаты.

Отдельно нужно остановиться на такой проблеме, как конкуренция между ветвями власти в процессе гармонизации. Как ни странно, но есть и это явление. У некоторых субъектов законодательной инициативы, как отмечает представитель Минюста, "наблюдается некая эйфория, стремление заработать какие-то политические баллы на гармонизации". Доходит до соревнования в скорости - кто быстрее, кто раньше предложит и проведет законопроект? Это приводит к спешке и в итоге к созданию некачественных актов, которые очень скоро приходится изменять и дополнять. А если начинается правоприменительная практика, то все сталкиваются с большими сложностями.

Как отмечает Александр Дели, "в России не ориентируются на решение наших проблем при принятии своих законодательных актов". Законы в России и Приднестровье не будут совпадать на сто процентов, как бы мы этого не хотели. Действительно есть ряд проблем, которые Приднестровье должно решать по-своему. Оно может создать институты власти, подобные российским, такие, как правительство, но вряд ли сможет, например, ввести частную собственность на землю.

Европейские страны сегодня дают нам примеры того, что гармонизация действительно не означает унификации, пишет "Ольвия-пресс". Европейцы стремятся к единой экономической и налоговой политике, но при этом, скажем, ставка налога на прибыль в различных странах неодинакова - где-то она понижалась, а где-то и повышалась. Можно указать и еще на один момент - налоговые системы некоторых государств ЕС включают в себя налог на заработную плату, отсутствующий в других странах Евросоюза. Такие примеры можно привести также из других областей правоотношений. При гармонизации законодательства в сфере экономики и налоговой политики непременно придется учитывать то, что Приднестровье и Россия имеют очень разные финансовые и ресурсные возможности. Приближение приднестровского налогового законодательства к российским стандартам, безусловно, стало бы большим шагом вперед по пути интеграции с РФ. Но для этого в республике придется вводить ряд новых налогов, например, НДС. В условиях мирового экономического кризиса Приднестровье пока к этому явно не готово. Поэтому гармонизация налогового законодательства остается тонкой задачей на перспективу. Волевым порядком подправить закон, сблизить его по содержанию с другим, аналогичным, но взятым из иной среды, здесь не получится.

Что нужно для того, чтобы процесс российско-приднестровской правовой гармонизации стал более эффективным? Было бы замечательно, если бы помощь в этом вопросе оказала сама Россия. Хорошим инструментом стала бы межпарламентская ассамблея РФ и Приднестровья, которая была бы форумом как для парламентариев, так и для экспертов. Однако обо всем этом в нынешних условиях пока приходится только мечтать. Процесс гармонизации способен, впрочем, дать неплохие результаты и при имеющихся возможностях, если органы власти в Приднестровье будут сотрудничать друг с другом, а не пытаться демонстрировать, кто из них более "пророссийский". К обсуждению проблем гармонизации нужно как можно шире привлекать научное сообщество. Нужно учитывать опыт сближения законодательств в рамках Европейского союза, а также Союза России и Белоруссии. Наконец, необходимо отказаться от форсированного характера гармонизации. Она должна носить постепенный характер, сопровождаться серьезным анализом каждого шага. Возможно, иногда и не стоит спешить "гармонизироваться", а посмотреть, насколько эффективно работает та или иная законодательная норма в самой России, заключает информагентство.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail