Общественная палата Югры провела диалог с властью на тему: "Введение института профессиональных управляющих в Ханты-Мансийском автономном округе как повышение эффективности работы органов местного самоуправления". Об этом 30 и.ня сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Общественной палаты Югры.

Югра состоит из 13 городских округов и девяти муниципальных районов. При этом в 12 городских округах и 6 муниципальных районах действует модель, в которой избранный на прямых муниципальных выборах глава возглавляет администрацию муниципального образования. Эта модель является традиционной для Югры. В Нягани и Советском районе, избранный на муниципальных выборах глава является председателем Думы, а администрацию возглавляет нанятый сити-менеджер. В Кондинском и Октябрьском недавно были приняты изменения в Устав, устанавливающие, что глава муниципального образования избирается из состава депутатов и возглавляет Думу, а исполнительным органом власти руководит сити-менеджер. Таким образом, на сегодняшний день в Югре представлены все три модели органов местного самоуправления.

По словам председателя Ханты-Мансийского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, главы города Нягань и исполняющего полномочия председателя Думы города Александра Рыженкова, введение сити-менеджмента позволяет преодолеть фактическую бесконтрольность исполнительной муниципальной власти. Он предлагает рассмотреть три аспекта: управленческую целесообразность, политическую волю и юридический аспект, связанный с определенным несовершенством законодательства, отмечая, что в условиях существующей межбюджетной и политической системы институт сити-менеджеров является эффективной и оптимальной моделью.

Вместе с тем, переход к данной системе требует серьезной юридической, законодательной подготовки. Основные же плюсы такой политики, по словам заместителя председателя Думы г. Сургута Алексея Савенкова, видят в следующем: в экономии бюджетных средств, которые тратятся на выборы, в четком разделении полномочий, тройной ответственности сити-менеджера (ведь он избирается конкурсной комиссией, в которую входят представители как местной администрации и местной думы, так и региональных властей), "контрактника" легче освободить от должности, и хозяйством в городе будет заниматься профессионал-управленец, а не политик. Но есть также и минусы, в частности, конфликт интересов - один из глав муниципального образования занимается вопросами политики и стратегии развития, другой - глава администрации - распространением бюджета и управлением хозяйством муниципалитета, в том числе и социальными проблемами. На этой почве рано или поздно будут возникать противоречия. Поэтому здесь необходимо четкое разделение полномочий и ответственность за их неисполнение.

На сегодняшний день уже существует ряд проблем по внедрению института, основная - отсутствие профессиональных кадров. По мнению председателя комиссии Общественной палаты Югры Сергея Тандалова: "Сложно найти двух компетентных, уважающих друг друга и уважаемых другими деятелей, которые смогут поделить власть, деньги и управленческие функции?".

По итогам диалога с властью Общественной палатой автономного округа принято решение о необходимости активного участия членов палаты Югры в предстоящих общественных слушаниях по вопросу введения новой системы формирования местной власти в муниципальных образованиях автономного округа.