Заявление президентов стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, США и Франции) - "интересный, но вряд ли выполнимый документ". Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости заявил глава института "Кавказ", армянский политолог Александр Искандарян.

Напомним, что 26 июня поздно вечером было принято заявление по нагорно-карабахскому конфликту президентов трех стран - сопредседателей МГ ОБСЕ. В документе президенты РФ, США и Франции призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над основными принципами урегулирования конфликта. "В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения", - говорится в документе. В заявлении также отмечается, что главы государств - сопредседателей Минской группы "рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом", и самое главное - определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха "путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию".

Лидеры РФ, США и Франции подтвердили обязательства оказывать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования, и поручили министрам и посредникам "продолжить оказывать активное содействие Армении и Азербайджану в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алма-Ате".

По словам Искандаряна, данное заявление фиксирует своеобразные рамки, "язык, на котором предлагается разговаривать участникам конфликта". Важным в заявлении является то, что Нагорный Карабах и "коридор", связывающий его с Арменией, отделен от остальных территорий. Согласно документу, судьбу Нагорного Карабаха должен решить отложенный референдум с обязательным исполнением его итогов с выводом его из-под юрисдикции Азербайджана, отметил Искандарян. По словам политолога, практика показывает, что референдумы, наподобие тех, о котором идет речь в заявлении, носят этнический характер "и я плохо представляю армянина, голосующего за то, чтобы Нагорный Карабах был в составе Азербайджана", - отметил политолог. Вместе с тем он подчеркнул, что данный документ вряд ли выполним и прежде всего потому, что "Азербайджан выступит против выполнения заложенных в заявлении положений". В связи с этим можно утверждать, что нагорно-карабахский конфликт ожидает судьба длительно-замороженных конфликтов, наподобие Северного Кипра. Тайваня, индийского штата Кашмир и им подобных", - считает Александр Искандарян.

Касаясь вопроса дальнейшего развития процесса нормализации армяно-турецких отношений, эксперт отметил, что до намеченных на лето 2011 года парламентских выборов в Турции вряд ли стоит ожидать чего-либо серьезного... "Да, в процессе возможны какие-то взаимные заявления, но армяно-турецкие отношения уже стали частью внутренней политики Турции. И теперь многое зависит от того - какой будет парламентская коалиция после очередных выборов, а до этого ожидать чего-либо серьезного вряд ли имеет смысл", - отметил директор института "Кавказ" политолог Александр Искандарян.