Утро стрелецкой казни. В. И. Суриков. 1881 год. Третьяковская галерея, Москва

1698 год. 28 июня (18 июня ст.ст.) войска Петра I разоружили мятежное стрелецкое войско

"Толпы зашумели: "Идти к Москве! Немецкую слободу разорить и немцев побить за то, что от них православие закоснело; бояр побить, а им, стрельцам, жить в домах своих. Послать ив иные полки, чтоб и те полки шли к Москве для того, что стрельцы от бояр и от иноземцев погибают и Москвы не знают, непременно идти к Москве, хотя б умереть, а один предел учинить. И к донским козакам ведомость послать. Если царевна в правительство не вступится и по коих мест возмужает царевич, можно взять и князя Василья Голицына: он к стрельцам и в крымских походах и на Москве милосерд был, а по коих мест государь здравствует, и нам Москвы не видать; государя в Москву не пустить и убить за то, что почал веровать в немцев, сложился с немцами. Все царевны стрельцов к Москве желают; царевна Софья торопецким козакам дала денег по полтине, чтоб шли к Москве". Собрались круги, отставили прежних полковников и капитанов, а на их место выбрали новых и пошли к Москве.

Но в Москве солдаты, и потому у стрельцов дорогою такая речь была, чтоб им побывать на Бутырках, проведать у солдат, что у них делается? Стрелец Пузан отправился на Бутырки к знакомым солдатам Салениковым, и с одним из них виделся; но тот ему отказал: "Нам об вас заказ крепкий, и с вами нейдем, дела до вас нам нет, и вы как хотите". У стрельцов была и другая речь: с солдатами не биться, по малолюдству (всего 2200 человек), а обойти Москву и засесть в Серпухове или Туле и писать в Белгород, Азов, Севск и другие города к тамошним стрельцам, чтоб шли к ним немедленно; всем вместе идти к Москве и бить бояр. Страх напал на жителей Москвы, когда узнали о приближении стрельцов. Зажиточные люди начали со всем имением разъезжаться в дальние деревни. Между боярами начались споры о мерах; наконец мнение князя Бориса Алексеевича Голицына восторжествовало, и положено было выслать против мятежников боярина Шеина с генералами Гордоном и князем Кольцовым-Масальским; войска у них было около 4000 и 25 пушек. 17 июня царское войско встретило стрельцов под Воскресенским монастырем при переправе через реку Истру. Стрельцы прислали к Шеину письмо, в котором жаловались, что в Азове терпели всякую нужду, зимою и летом трудились над городовыми крепостями, потом из Азова перешли в полк к князю Ромодановскому, голод, холод и всякую нужду терпели: человек по полтораста их стояло на одном дворе, месячных кормовых денег не ставало и на две недели; тех, которые ходили по миру, били батогами. Из Торопца Ромодановский велел вывесть их на разные дороги по полку, отобрать ружье, знамена и всякую полковую казну и велел коннице, обступя их вокруг, рубить. Испугавшись этого, они не пошли в указные места, идут к Москве, чтоб напрасно не умереть, а не для бунту; пусть дадут им хотя немножко повидаться с женами и детьми, а там, как представится случай, и они опять рады идти на службу".

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 14. М.: Мысль, 1991. с.545

История в лицах

Надпись на Можайской дороге:

В нынешнем 207 году марта в 3 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца. У сего столпа положено в сей яме казненных воров изменщиков и крестопреступникст и бунтовщиков московских стрельцов Федорова полку Казакова, Афанасьева полку Чюбарова, Иванова полку Чернова, Тихонова полку Гундермарка сто дватцать человек. А казнены они за то: в прошлом 206 году по его великого государя указу и по грамоте из Розряду велено им со всею братьею тех же полков и старова полку боярина и воеводы князь Михайлы Григорьевича Рамодановскаго с товарищи с полковники своими и полуполковники быть да ево государева указу в городех в указных местех.

И они тому ево великого государя указу учинились противны, в те указные городы с полковники своими не пошли и их, полковников и полуполковников и капитанов ис полков своих выслали вон, а вместо их выбрали себе в те полки таких же воров свою братию стрельцов, и с полковыми пушками и с ружьями ис Торопцу шли к Москве по писму из Девичья монастыря от царевны Софьи Алексеевны, которое принес к ним в полки той же службы стрелец Воиска Тума. Как под Воскресенским монастырем с ними, стрелцы сшолся...

Виндрейскаго железнаго заводу заводчиков Михайлы да Прокофья детей Баташевых. Мастер Григорей Духов. 1771 году апреля (?) дня

Цитируется по: Московское "столпотворение" конца XVII века // Архив русской истории, Вып. 2. 1992

Мир в это время

В 1698 году нидерландский ученый Христиан Гюйгенс завершает работу над своей последней книгой "Kosmotheeoros"

Христиан Гюйгенс. К.Нетшер. Примерно 1684 год "Гюйгенс, Хёйгенс (Huygens) Христиан (14. 4. 1629, Гаага, - 8. 7. 1695, там же), нидерландский механик, физик и математик, создатель волновой теории света. Первый иностранный член Лондонского королевского общества (с 1663 года). Гюйгенс учился в университетах Лейдена и Бреды, где изучал юридические науки и математику. В 22 года он опубликовал работу об определении длины дуг окружности, эллипса и гиперболы. В 1654 году появилась его работа "Об определении величины окружности", явившаяся важнейшим вкладом в теорию определения отношения окружности к диаметру (вычисление числа p). Затем последовали другие значительные математические трактаты по исследованию циклоиды, логарифмической и цепной линии и др. Его трактат "О расчётах при игре в кости" (1657) - одно из первых исследований в области теории вероятностей. Гюйгенс совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра - точку таяния льда и точку кипения воды. В эти же годы Гюйгенс работает над усовершенствованием объективов астрономических труб, стремясь увеличить их светосилу и устранить хроматическую аберрацию. С их помощью Гюйгенс открыл в 1655 году спутник планеты Сатурн (Титан), определил период его обращения и установил, что Сатурн окружен тонким кольцом, нигде к нему не прилегающим и наклонным к эклиптике. Все наблюдения приведены Гюйгенсом в классической работе "Система Сатурна" (1659). В этой же работе Гюйгенс дал первое описание туманности в созвездии Ориона и сообщил о полосах на поверхностях Юпитера и Марса.

Астрономические наблюдения требовали точного и удобного измерения времени. В 1657 Гюйгенс изобрёл первые маятниковые часы, снабженные спусковым механизмом; своё изобретение Г. описал в работе "Маятниковые часы" (1658). Второе, расширенное издание этой работы вышло в 1673 году в Париже. В первых 4 частях её Гюйгенс исследовал ряд проблем, связанных с движением маятника. Он дал решение задачи о нахождении центра качания физического маятника - первой в истории механики задачи о движении системы связанных материальных точек в заданном силовом поле. В этой же работе Гюйгенс установил таутохронность движения по циклоиде и, разработав теорию эволют плоских кривых, доказал, что эволюта циклоиды есть также циклоида, но по-другому расположенная относительно осей.

В 1665 году, при основании Французской АН, Гюйгенс был приглашен в Париж в качестве её председателя, где и прожил почти безвыездно 16 лет (1665-81). В 1680 году Гюйгенс работал над созданием "планетной машины" - прообраза современного планетария, для конструкции которой разработал достаточно полную теорию цепных, или непрерывных, дробей. Это последняя работа, выполненная им в Париже.

В 1681 году, вернувшись на родину, Гюйгенс снова занялся оптическими работами. В 1681-87 он производил шлифовку объективов с огромными фокусными расстояниями в 37, 54,63 м. Тогда же Гюйгенс сконструировал окуляр, носящий его имя, который применяется до сих пор. Весь цикл оптических работ Гюйгенса завершается знаменитым "Трактатом о свете" (1690 год). В нём впервые в совершенно отчётливой форме излагается и применяется к объяснению оптических явлений волновая теория света. В главе 5 "Трактата о свете" Гюйгенс дал объяснение явления двойного лучепреломления, открытого в кристаллах исландского шпата; классическая теория преломления в оптически одноосных кристаллах до сих пор излагается на основе этой главы.

К "Трактату о свете" Гюйгенс добавил в виде приложения рассуждение "О причинах тяжести", в котором он близко подошёл к открытию закона всемирного тяготения. В своём последнем трактате "Космотеорос" (1698 год), опубликованном посмертно, Гюйгенс основывается на теории о множественности миров и их обитаемости. В 1717 году трактат был переведён на русский язык по приказанию Петра I".

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

Материал предоставлен АНО "Руниверс"