19 июня в рамках круглого стола "Структура и динамика показателей фармацевтического рынка России в 2002-2003 гг.", организованного Российской Ассоциацией Фармацевтического Маркетинга, с докладом "Тенденции развития фармацевтического рынка: теория и практика" выступила Сирма Готовац - генеральный директор компании RMBC.

Согласно приведенным ею данным, объем российского фармацевтического рынка в последние несколько лет увеличивается не более чем на 10% в год. Введенный в январе прошлого года НДС привел к росту цен на лекарства, но не оказал существенного влияния на объем и структуру фармрынка. В 1 кв. 2003 года объем фармацевтического рынка вырос на 10% по сравнению с 1 кв. 2002 и составил $801 млн. в оптовых ценах, из них $641 млн. составляет аптечный сектор, а $160 млн. - госпитальный сектор.

Российский рынок биологически активных добавок (БАД) значительно меньше рынка лекарственных средств, но их продажи существенно растут. На данный момент БАДы являются конкурентами для некоторых групп лекарственных средств.

Производственный сектор:

Сегмент иностранных производителей стал менее сконцентрированным. Если в 2001 году доля пятерки лидеров в общем объеме импорта составляла 25%, то в 2002-м она составила 19%.

В рейтинге иностранных производителей произошли незначительные изменения: "ГлаксоСмиткляйн", находившийся на 2-м месте в 2001 году теперь занимает 4-е место, а бывший седьмым "Новартис" - 2-е. "Авентис" по-прежнему лидирует.

В рейтинге отечественных производителей лидером является компания "Отечественные лекарства" сместившая на второе место "Ай-Си-Эн Фармасьютикалс". "Мосхимфармпрепараты" с 7-го места переместились на 5-е.

Дистрибьюторский сектор:

Дистрибьюторский сегмент становится более сконцентрированным. Доля первых 15 компаний в общем объеме рынка составляет 52%.

В 2002 году в десятку ведущих импортеров вошли новые компании: "Аптека-Холдинг", "Катрен", "Интеркэр".

Аптечный сектор:

Аптечные сети имеют все более широкое присутствие на рынке. Их доля в некоторых регионах достигает 40% в денежном выражении.

Ведущие марки на аптечном рынке - это активно продвигаемые ОТС препараты (лекарственные средства безрецептурного отпуска), либо препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Рейтинг торговых марок, лидирующих по объему аптечных продаж по итогам 1 кв. 2003 г. значительных изменений не претерпел. На первом месте по-прежнему "Но-шпа". Второе место теперь занимает "Энап", сместивший "Эссенциале Н". Замыкающий в 1 кв. 2002 г. десятку лидеров "Капотен" ее покинул, теперь его место занимает "Фервекс".

В десятке лидирующих компаний в этом секторе - "Авентис", Gedeon Richter, KRKA, "Берлин Хеми", Sanofi-Synthelabo и др.

Госпитальный сектор:

В 2002 году объем госпитального сектора составил $599 млн. в ценах закупки.

В десятке ведущих производителей - Aventis Pharma, F.Hoffman La Roche, Gedeon Richter, Sanofi-Synthelabo, GSK, Schering AG, Eli Lilly, Astra Zeneca, Novo Nordisk, Novartis.

В рейтинге ведущих торговых марок по объему больничных закупок в 1-м кв. 2003 года произошли некоторые изменения. Так, находящийся в прошлом году на втором месте "Цефазолин", в этом году сместил "Хлорид натрия" и теперь лидирует, а вот находившийся на 3-м месте "Гемзар" вовсе исчез из десятки лидеров, уступив новичкам - "Цефобиду", "Нейпогену" и "Тиенаму".

В заключении, С.Готовац сообщила, что, как и прежде, российские покупатели отдают предпочтение известным маркам лекарственных препаратов, несмотря на то, что они намного дороже отечественных аналогов. В будущем эта тенденция сохранится.

По ее словам, российский фармрынок достаточно динамично растет и в ближайшие годы (до 2005) уровень его роста будет составлять порядка 10%, что соответствует мировой практике, когда в период оживления экономики, фармрынок растет несколько быстрее, чем реальные доходы на душу населения. Наиболее динамично меняющийся сектор - дистрибьюторы и в будущем в дистрибьюторском секторе возможны изменения вследствие происходящего роста концентрации на фармрынке.