В государственном музейном объединении "Художественная культура Русского Севера" открывается экспозиция "Русское классическое искусство XVIII - начала XX века". Торжественное открытие состоится в здании - памятнике архитектуры конца XVIII - начала XX века регионального значения "Жилой дом с магазинами".

Как сообщили ИА REGNUM Новости в управлении культуры, экспозиция отражает основные этапы и направления в развитии русского изобразительного искусства за три века. В экспозиции восемь залов, каждый из которых несёт в себе смысловую нагрузку, а интерьеры и дизайн соответствуют эпохе создания произведений русского искусства. Всего представлено около 300 живописных, графических и скульптурных работ из собрания музейного объединения "Художественная культура Русского Севера". XVIII век представлен редкой коллекцией портретов первых царей династии Романовых, полотнами Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, Л.С. Миропольского, Ж-Л. Вуаля, Ж.-Б. Лампи. Экспонируется портрет швейцарского учёного, одного из создателей Российской Академии наук Д. Бернулли. Портрет ранее находился в Петербурге в зале заседаний Академии рядом с портретом М.В. Ломоносова.

Коллекцию XIX века составляют шедевры К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, Д. Доу. Залы Академии художеств дают полную картину русской академической школы. В ряду шедевров академического зала пейзажи И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др., работы кисти И.К. Айвазовского, в том числе полотно "Ниагарский водопад", написанное в год смерти автора и впервые представленное зрителю. Выделены залы акварельной живописи с лучшими работами акварелистов пушкинской поры (В.Е. Галямин), критического направления русской живописи (А.К. Саврасов, Н.В. Неврев и др.), художников-передвижников (И.Н. Крамской, И.Е. Репин и др.), исторической живописи (М.В. Нестеров, В. и А. Васнецовы и др.).

Искусство начала XX века отмечено сменой стилей и направлений, возникновением различных группировок и объединений, многообразием творческих дарований. Экспозиция дает возможность увидеть основные тенденции в развитии русского искусства предреволюционной поры. Рубеж XIX-XX веков был временем художественного освоения Русского Севера. Его открыли для себя К.А. Коровин и В.А. Серов, путешествуя в 1894 году по Архангельской губернии и Мурманскому побережью. В экспозиции выделен зал, посвящённый творчеству русских художников на Русском Севере (П.П. Кончаловский, Б.М. Кустодиев и др.). В центре зала помещена скульптура "Отрок Ломоносов на берегу моря", отлитая из бронзы в 1987 году с оригинальной мраморной скульптуры (1845) работы А.А. Иванова из собрания Государственного Русского музея специально для музейного объединения.