Четыре предприятия Воронежской области - ОАО Конструкторское бюро химавтоматики, ЗАО Опытно-конструкторское бюро моторостроения, ФГУП НКТБ "Феррит" и ФГУП "Турбонасос" - исключены из федерального перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Кремля, соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев.

Федеральное государственное унитарное предприятие Научное конструкторско-технологическое бюро "Феррит" занимается производством СВЧ приборов и навигационной аппаратуры (в частности, здесь выпускаются аппаратура контроля маршрутов следования транспортных средств и комплексная навигационная аппаратура для подвижных наземных объектов).

Федеральное государственное унитарное предприятие "Турбонасос" специализируется на выпуске турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей; специальных насосов для кораблей и судов ВМФ; гидравлических, паровых и газовых турбин и турбонасосных агрегатов. Среди заказчиков предприятия - - ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Транснефть", ОАО "Лукойл", ОАО "Минудобрения", ОАО "Стойленский ГОК". Однако самым весомым заказчиком ФГУПа выступает Федеральное космическое агентство - за ФГУП "Турбонасос" закреплены разработка, изготовление, испытания и сервисное обслуживание насосов, турбин и энергетических систем для ракетно-космической техники.

Основными заказчиками ЗАО "ОКБМ" является ряд крупнейших российских разработчиков и производителей авиационной техники: ОАО "Камов", ОАО "ОКБ Сухого", "ОКБ им. Яковлева". Здесь, в частности, производятся комплектующие для вертолетов Ка-26, Ка-226 и перспективного военно-транспортного вертолета Ка-60 разработки ОАО "Камов", а также учебно-тренировочного самолета Як-130 и крупнейшего в мире сверхзвукового самолета, стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 ("Белый лебедь").

Самым известным предприятием в списке, однако, является Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) - один из мировых лидеров в создании жидкостных ракетных двигателей, участник всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса. Двигатели, разработанные КБХА, устанавливались на всех советских комических ракетах, начиная с 1958 года. На счету научного бюро, созданного легендарным конструктором Семеном Косбергом - первые старты к Луне, первые удачные попытки возвращения спускаемых аппаратов из космоса, полет Юрия Гагарина, запуски первых исследовательских кораблей к Венере и Марсу, разработка двигателей легендарной ракеты "Энергия" (проект "Буран"), вывод на орбиту первых модулей для МКС. Сегодня КБХА проводит разработку двигателей для ракет-носителей "Союз-2" (Русь) и "Ангара", кислородно-водородных двигателей разгонных блоков, гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и другие научно-исследовательские работы в области создания перспективных ЖРД.

Начиная с 90-х годов несколько раз предпринимались попытки приватизации лидера отечественной ракетно-космической отрасли, в том числе путем искусственного банкротства. Эти скандальные попытки пресекались федеральными властями, и, как утверждают на КБХА, стали одной из непосредственных причин появления Указа президента Российской Федерации от 4 августа 2004г. №1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", закрепившего список предприятий, защищенных от приватизации.