Димитрий Кленский: Россия: соотечественники в Эстонии - обуза?

Таллин, 22 июня 2010, 02:37 — REGNUM  

Посольство Российской Федерации в ЭР с удовлетворением отмечает активное развитие в последнее время российско-эстонского межкультурного диалога. В то же время оно, к примеру, не озвучило свою позицию в связи с недавним преданием суду очередного российского соотечественника - 82-летнего Вяйно Пехка.

Не вяжется это со словами заместителя главы МИД РФ Григория Карасина: "Все наши соотечественники пользуются поддержкой и защитой России". Вяйно Пехка, как и умершего год назад Героя Советского Союза Арнольда Мери, обвинили в перемещении в 1949 году эстонских крестьян в дальние районы СССР.

Новый суд - это вызов России, реакция на "дело" советского партизана Василия Кононова в Европейском суде по правам человека. Но МИД и посольство молчат, также как и местные организации соотечественников Эстонии (не велено?) Например, по "делу Кононова" они запоздало, но по команде "сверху" все-таки среагировали.

Ничего удивительного, что с таким же чувством глубокого удовлетворения, государственная Эстонская общественно-правовая телерадиовещательная корпорация ERR цитирует слова атташе по культуре посольства России в Эстонии Ирины Близнец: "Сфера культуры в наших отношениях развивается очень успешно. Это та сфера, которая нас очень радует, и богатый обмен происходит именно в этой сфере - в культуре". Отсюда и радостный вывод эстонского журналиста: "В отношениях двух стран сейчас задает тон не политика, а культура".

Чисто российская напасть

Именно "аполитичность" России и нужна Эстонскому государству, которое никогда не скрывало раздражения по поводу критики Москвы общественно-политического и социально-экономического межэтнического неравноправия в этой гламурной по представлениям обывателя-потребителя прибалтийской стране.

Судя по всему, в благодарность за потепление отношений без всяких условий со стороны России президент ЭР и наградил покидающего свой пост Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в ЭР Николая Николаевича Успенского Орденом Маарьямаа аж I класса. От которого тот, в отличие от своего предшественника Алексея Глухова, не отказался. Очевидно, российская дипмиссия в Таллине столь воодушевлена "дымовой завесой" - снятием с помощью межкультурного обмена напряжения в отношениях между двумя странами, что несколько забыта другая, не менее важная задача - защита интересов российских соотечественников в Эстонии и, тем более, постоянно проживающих здесь более ста тысяч российских граждан.

При этом МИД РФ вполне удовлетворен тем, что эстонские СМИ несколько сбавили обороты антироссийскости и стали, правда, робко, но призывать к прощению грехов "восточного соседа", взаимопониманию и диалогу. Но этот "ответный" шаг нельзя считать уступкой, это - естественное состояние цивилизованного общества и государства.

При этом теперь уже обе стороны считают нормальным сохранение очевидного межэтнического неравенства. Только один пример: из трех русских Эстонии двое не имеют права даже избирать кого-то в члены парламента?!

В итоге русские жители (четверть населения страны) оказались между двумя "жерновами" - эстонской и российской. И жить им отныне придется по эстонской пословице - "Жернова Боговы вращаются неторопливо, но справедливо". К этой "справедливости" надо добавить чисто российскую напасть. Это неуважительное, а то и хамское, отношение российского чиновничества к простому человеку и за рубежом.

"Вас много, я - одна!"

Это, вынесенное в подзаголовок, известное советское изречение характеризует проблему "с бородой": массовое и постоянное недовольство посетителей обслуживанием в российском Посольстве и его Консульской службе. Вот что рассказывает гражданка РФ, жительница Тарту А.М. (Инициалы вымышлены, настоящее имя автору этой публикации известно, но не приводится ради защиты от возможной мести и козней чиновников Консульской службы посольства в Таллине).

"Мне нужно обменять российский паспорт. Казалось бы, напиши заявку и отправь ее по почте или Интернету в посольство, тебе пришлют анкеты, ты, заполнив их, отправляешь обратно в посольство, которое сообщает тебе дату и время посещения Консульского отдела для получения документа. И все дела!

Вместо этого надо придти до 6.00, выстоять очередь. Она выстраивается на улице, зимой ли в стужу, осенью ли под дождем, летом ли в жару. В помещении душно, стакана воды не допросишься. В основном эту "камеру пыток" проходят пожилые, немощные люди и... граждане Российской Федерации! Смотрела на них и удивлялась, как можно "так" к людям, тем более к "своим", относиться?! Но это - только начало.

Даже попав вовнутрь здания, там не найти туалета, хотя люди стоят в очереди часами. Обслуживают всего два окошка. Время приема - удобное для чиновников, но никак не для посетителей. В помещении тесновато, особенно, если надо переоформить анкеты и формуляры. Возмущаться - себе хуже. Ведь неудобства - одно, но равнодушие и грубость чиновников просто убивают. Спросишь: "Как Вас зовут?", ответа не дождешься, или получишь в ответ: "Не мешайте работать!"

Заполнение анкет - отдельная песня. То требуют писать название столицы Эстонии по-русски, с одним "н" (Таллин), то, наоборот, по-эстонски, в нарушение правил русского правописания - с двумя "н" (Таллинн). Одна женщина в очереди показала свои бумаги. Так написанное ею "уезд Рапла", клерк исправил на "Раплаский район", а когда "ошибка" была исправлена, другой клерк заставил все переписать заново на "Раплаский уезд".

Посетителей ждет и немало "открытий". Например, неувязки с заполнением анкет по Интернету - заполняешь одно, а распечатывается нечто иное. Клиент узнает, что заполнять документы можно только черными чернилами или шариковой ручкой с пастой черного цвета. То есть всю домашнюю работу надо делать заново, если использвал синие чернила. Проблемой остается и копирование документов - надо бежать в город.

Честно говоря, я - гражданка РФ, в шоке: может быть мы в Эстонии и избалованы сервисом, но вот что скажу: меня все это не только унижает, мне стыдно за Родину".

Неприглядная "картина маслом"

Решил проверить, насколько типична такая "картина маслом". Оказалось - один к одному. Видеть все наяву - впечатление не для слабонервных. А потому ощутил неловкость за патриотизм одного старика. Тот решил заступиться за Россию и заметил, что недалеко отсюда - посольство Швеции, и там тоже на улице люди в очереди дожидаются приема... Увы, многие годы не прекращаются жалобы на грубое, даже хамоватое отношение российских чиновников к гражданам собственной страны. Налицо - равнодушие и бюрократия чиновников, которые постоянно унижают людей, составляющих в итоге превратное представление о собственной Родине.

Был свидетелем и такой безобразной сцены. По лестнице на костылях поднимается старик. Ему сверху кричат: "Чего надо!". В ответ на бормотание вспотевшего и немощного раздается уже окрик "Сегодня не меняем!". Растерянный ветеран изумлен и говорит, что сам своими глазами видел объявление: "Тут, на стенке оповещение висело". И тут самодовольный голос дежурного: "Так, вчера его сняли". А когда старик, чуть не споткнувшись, развернулся на костылях, заметил про себя, но получилось вслух, что он из Пярну специально приехал, то услышал в спину хамски безразличное "Ну и что?"

Чтобы не осталось впечатления, что сказанное - субъективное впечатление автора или исключение, приведу вопросы жителей Эстонии, заданные в ходе интервью, данного российским Послом Н.Успенским 10 февраля прошлого года эстонской телерадиовещательной корпорации EER.

Вот они. "Почему у вас такие нервные сотрудники в отделе выдачи виз и паспортов? Ни улыбочки, ни доброжелательности тебе, одно брюзжание в ответ. Дикари, а не люди, я - в шоке". "Планируется ли реорганизация работы консульского отдела, в частности ликвидация очередей (состоящих большей частью из российских граждан) на улице?". "Считаете ли Вы нормальной ситуацию, когда российские граждане, проживающие в Эстонии, не могут получить оперативно консультацию или помощь от сотрудников консульства?". "Отношение работников консульства к посетителям, особенно пожилым, ужасает. Проверяется ли их работа, если, да, то каким образом?"

Приказы надо выполнять

А теперь стоит сравнить вышеописанное с ответом российского Посла на заданные ему 10 февраля 2009 года вопросы. Н.Успенский пишет: "С нашей стороны уделяется первостепенное внимание качественному и достойному обслуживанию посетителей в консульском отделе Посольства, Генеральном консульстве в Нарве, канцелярии в Тарту. Объем работы, который выполняют наши консульские учреждения, с каждым годом лавинообразно растет, при неизменном количестве дипломатов и весьма стесненных помещениях. Значительное увеличение желающих оформить российское гражданство, заменить паспорт, получить в начале каждого года свидетельство о нахождении в живых, приводит к очередям, стрессовым ситуациям, негативному отношению к нашим службам. Понимая озабоченность посетителей консульского отдела, хотелось бы отметить, что прием населения ведется каждый день, порою в праздничные и выходные дни, без технических перерывов, необходимых для обработки поступивших документов и, что немаловажно, без предварительной записи. То есть пока мы успеваем обслужить всех пришедших.

В настоящее время ведется работа по расширению площади, на которой будет осуществляться прием населения. Планируется вынести визовую секцию в отдельное помещение, что позволит разделить потоки людей и существенно уменьшить очереди перед консульским отделом. Возможно, уже в этом году наши посетители смогут лично убедиться в связанных с этим положительных изменениях".

Каждый может сделать свои выводы, но факт остается фактом - российский Посол так и не сказал, что делается для борьбы с хамством, которое на дипломатическом языке Н.Успенского, звучит как "стрессовые ситуации, негативное отношение к нашим службам"?

Что касается организационных и материальных трудностей, то решать их должен Посол и МИД РФ и уж никак не должны волновать посетителей. Тем более, что деятельность консульского учреждения в части оказания слуг населению регламентированы Конституцией и законами РФ, международными договорами и административными регламентами. Они для чиновника, что приказ, и их надо выполнять и не оправдываться мнимыми трудностями.

Не просто услуга. Государственная!

Вот некоторые выдержки из мидовских документов, которые легко найти в Интернете. "Заявителям обеспечиваются комфортные условия прохождения формальностей, связанных с предоставлением государственной услуги, в том числе гарантируются надлежащим образом оборудованные помещения, имеющие столы (стойки) для заполнения документов. В зависимости от климатических условий помещения для ожидания кондиционируются/отапливаются".

"Окна (кабинеты) приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием: номера окна (кабинета), фамилии, имени отчества и должности сотрудника, осуществляющего предоставление государственной услуги".

"При подаче документов на получение паспорта время оформления не должно превышать 45 минут, а при выдаче паспорта - 20 минут. Максимальное время приема пакета документов на получение гражданства составляет 30 минут, визы - 15. Время ожидания очереди на оказание нотариальных услуг не должно превышать 30 минут".

"Вышестоящим органом, которому может быть адресована жалоба заявителя на действия (бездействие) должностных лиц, является МИД РФ".

Стоит отметить, что в Эстонии проживает 134 тысячи граждан РФ, по численности которых (не только по процентуальному отношению к населению страны) она занимает одно из ведущих мест в мире. И это обстоятельство должно быть не оправданием Посольства своих недоработок, а поводом для улучшения работы.

В начале этого года (10.02.2010) директор Консульского департамента МИД России А.Карлов в интервью газете "Известия" заявил: "Консульская работа имеет свою специфику - в первую очередь это общение с людьми. Если человек некоммуникабелен, нечуток к проблемам граждан, ему просто не место в нашем департаменте. Он может быть чудесным аналитиком, прекрасным переводчиком, но на консульском направлении себя не найдет".

Отсюда вывод - российскому Посольству в Таллине следует не о чести мундира печься, а профессионально, значит добросовестно, и почему бы и не особо уважительно в отношении соотечественников, выполнять свои должностные обязанности.

Если надо, то МИД РФ должен и власть употребить. Ибо речь идет не об амбициях и кознях "нечистоплотных" журналистов и СМИ, их кликушестве, желании кинуть тень на посольство, а об имидже Российского государства!

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail