Продавать смартфоны и коммуникаторы в России пытаются многие компании, однако успехов на этом нелегком поприще удается достичь далеко не всем. Оно и понятно: некоторые бренды воспринимаются потребителями только как "телефонные", другие производители давно не обновляли свои линейки, предлагая россиянам устаревшие устройства, некоторые предлагают "обычные" аппараты по явно завышенной цене либо вообще не считают российский рынок приоритетным. Однако устройства ряда производителей так или иначе представлены на российском рынке.

Nokia. Лидера мирового рынка сотовых аппаратов сегодня можно назвать разве что успешным производителем Symbian-смартфонов - "умирающего" класса устройств, лишенных сенсорного экрана. Да, недорогие трубки такого типа все еще неплохо продаются, но причина этого успеха кроется в следующем: интерфейс "несенсорных" версий Symbian мало чем отличается от интерфейсов обычных мобильников. И такой аппарат вполне можно выбрать в магазине случайно, польстившись на логотип Nokia, и даже не догадываясь, что это смартфон. Более того, согласно статистике, об этом не знают до 80% обладателей таких моделей! Устанавливает дополнительные приложения и вовсе двадцатая часть пользователей.

Что касается коммуникаторов (устройств с сенсорным экраном), то с ними у Nokia не заладилось изначально: например, у платформы S60 5th Edition (Symbian OS 9.4) не самый удобный браузер, да и со стабильностью работы у нее все тоже не очень здорово. А еще финны так и не смогли отладить работу видежтов во флагманской модели N97, на которую в компании возлагались большие надежды. О дизайне интерфейса и вовсе скромно промолчим: сейчас на дворе середина 2010-го, а Nokia застряла где-то в 2008-м. Главной же фишкой "новейшей" операционной системы Symbian3, под управлением которой работает топовая модель Nokia N8, является поддержка технологии "мультитач". Это превосходно, но все изменения носят в первую очередь косметический характер, т.е. не наблюдается какого-либо существенного развития.

Подводя итоги, можно отметить, что Nokia пытается удержать ослабевающие позиции на рынке "умных" телефонов (в том числе и с использованием новых платформ, например, Maemo). Хотя говорить об их массовом распространении еще рано - слишком они "сырые" для массового потребителя.

Samsung. В арсенале корейского производителя - мобильная платформа Bada, которую, подчеркиваем, компания не называет полноценной операционной системой. По сути, это кроссплатформенный интерфейс с поддержкой установки приложений, своего рода дополнительная операционная система, тесно интегрированная с оболочкой TouchWIZ (применяется вендором и в телефонах, и в девайсах под управлением Symbian, Windows Mobile и Android). Софт для Bada в будущем сможет работать на моделях вне зависимости от установленной в них "основной" операционки.

Вот только в случае Samsung S8500 Wave, первого аппарата, наделенного "основной" проприетарной платформой, Bada позволяет запускать только два приложения одновременно: одно на Java, другое - написанное для самой Bada. Иначе говоря, этот аппарат довольно трудно причислить к коммуникаторам: он - некое промежуточное звено между ними и обычными телефонами. Станет ли Bada массовой? Охотно верим: ведь она будет устанавливаться в массу аппаратов, которые увидят свет уже в этом году. Продвижение этой платформы является одной из приоритетных задач Samsung, о чем неоднократно заявляли ее представители.

HTC. Ситуация с планами этой компании весьма незамысловата: она пытается создавать хиты и на основе Android, и на базе Windows Mobile. Причем у нее неплохо получаются продукты обоих типов. В 2010 году основной акцент сделан на Android, однако "прошлогодний" и весьма недешевый HD2 (под управлением WM 6.5) отлично продается даже сейчас, став одним из хитов сезона "осень-зима 2009/2010". Надо полагать, у этого аппарата со временем появится и достойный приемник: было бы глупо остановиться на достигнутом и не закрепить успех. Кроме того, HTC намерена выпускать коммуникаторы под управлением Windows Phone 7, о чем недавно заявил CEO компании Питер Чоу (Peter Chou). Поэтому можно ожидать, что HTC сохранит доминирующие позиции в премиальном сегменте, конкурируя с Apple iPhone.

Что же касается нижнего ценового сегмента, с которым дела у HTC всегда обстояли очень плохо, тайваньский вендор намерен попытать в нем счастья с помощью телефонов с сенсорным экраном (сегмент т.н. feature-phone). Первой "ласточкой" стала модель Smart на основе Qualcomm Brew. Хотя ее стоимость не превысит $300, в успех этого проекта верится с трудом: все-таки телефоны - это нетипичная сфера деятельности для HTC, и удастся ли компании конкурировать с поднаторевшими в этой области LG или Samsung - большой вопрос.

Acer. В планах этой компании разобраться довольно трудно: с момента покупки вполне успешной компании E-Ten прошло уже около двух лет, а доля рынка не только не растет, но и ощутимо падает (9,61% рынка по итогам 2008 года и всего 4,0% - по итогам 2009-го). Причин тому несколько. Это и пертурбации, связанные с упомянутой покупкой бренда E-Ten Glofiish (добавьте сюда одновременную смену каналов дистрибуции), и невнятная продуктовая политика, и смена команды менеджеров, продвигавших бренд в России. Подавляющее большинство моделей Acer сегодня можно охарактеризовать фразой "ожидали лучшего": это касается и Android-коммуникаторов, и устройств под управлением Windows Mobile. Пока производитель поддерживает обе платформы, пытаясь восстановить былые позиции. В будущем стоит ожидать концентрации на нижнем ценовом сегменте с традиционной ценовой войной на понижение (уже вышли первые бюджетные устройства). Удастся ли осуществить этот план - пока неизвестно. Устройства же, которые не ушли в нижний ценовой сегмент, "пойдут вверх", что соответствует общим трендам рынка. Между тем, бренд Acer мало кем воспринимается как премиальный, и подобные шаги могут сыграть с ним злую шутку.

Gigabyte. Этот производитель исторически выпускает недорогие, но вполне качественные устройства. К уже освоенной платформе Windows Mobile не так давно добавился и Android. Надо полагать, в обозримом будущем появятся и другие модели. В принципе, компания поступает очень правильно: рынок давно нуждался в аппаратах, которые бы по качеству не уступали продуктам HTC, но стоили бы при этом ощутимо меньших денег. Gigabyte занимает нишу, из которой ранее ушел упомянутый бренд Acer, одновременно все больше конкурируя с RoverComputers. Собственно, правильная продуктовая и ценовая политика позволила Gigabyte резко увеличить свое присутствие на российском рынке в самый разгар кризиса, заняв по итогам 2009 года пятое место (6,2% рынка по данным АГ SmartMarketing). В планах компании дальнейшая "атака" нижнего и среднего ценовых сегментов рынка.

RoverComputers. Отечественный вендор пока придерживается следующей стратегии: "Windows Mobile + хороший набор программного обеспечения + низкие цены". Пока этот метод работает: устройства RoverPC неплохо покупают в регионах, хотя в 2009 году доля рынка этого бренда несколько снизилась по сравнению с 2008 годом. Вместе с тем, имеет место обострение конкуренции со стороны того же Gigabyte. Кроме того, репутация самого бренда RoverComputers совершенно неоднозначна: у него есть и ярые поклонники, и такие же убежденные критики. К сожалению, Rover Computers не сумела диверсифицировать свою продуктовую линейку: пока не выпущено ни одного устройства на базе Android (хотя такие планы имелись). Узкие каналы поставок не позволяют с точностью прогнозировать перспективы компании. Скорее всего, будет иметь место постепенная потеря позиций за счет прихода в нижний и средний ценовой сегмент других брендов (прежде всего Highscreen и Gigabyte) с широким ассортиментом устройств на разных платформах.

Highscreen. Молодой отечественный бренд, "отметившийся" двумя Android-коммуникаторами (первый официальный Android в России и первый QWERTY-слайдер на Android). Устройства собираются на мощностях компании Foxconn - контрактного сборщика Apple iPhone - это дает определенную гарантию качества. На сегодняшний день Highscreen показывает неплохие результаты (третье место или 14,1% "андроидного" рынка России, что очень неплохо для новичка, учитывая, что следующим в списке идет Samsung с 16% рынка). По имеющимся данным, в планах компании - выпуск устройств и на других операционных системах (по традиции - с гуманным ценником и набором ПО).

Остальные же компании на российском рынке представлены очень плохо, либо не представлены вообще. К примеру, Garmin-ASUS не смогла достичь какого-либо успеха, ее первый коммуникатор nuvifone M20 стоил слишком дорого, хотя не предлагал покупателям каких-либо особенных функций (навигационная система Garmin не в счет - наши энтузиасты, как известно, могут установить любую НС на любой девайс, причем совершенно бесплатно для себя). Наконец, ряд производителей не считает наш рынок приоритетным и участвует в его процессах постольку-поскольку. Можно вспомнить хотя бы Google и совершенно невнятные перспективы официальных поставок в Россию Nexus One. Также позиции компании Motorola в России на сегодня нельзя назвать сильными. Простой пример: компания Motorola начала поставки флагманской (и очень ожидаемой) модели Milestone только в мае 2010-го, то есть, спустя почти полгода после ее европейского релиза. Многие заочные поклонники этого устройства попросту его не дождались и отдали предпочтение устройствам других компаний.

Если говорить об отечественном рынке, то стоит еще раз посетовать на то, что многие вендоры относятся к России по остаточному принципу.