"За последние 10 лет решить проблему модернизации украинской ГТС не удалось", - заявил 16 июня в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, комментируя заявление премьер-министра Украины Николая Азарова о том, что Россия и ЕС должны отказаться от проекта "Южный поток" в обмен на допуск к модернизации украинской газотранспортной системы.

"Каждый раз, когда в этом плане начинает что-то реализовываться, выясняется, что внутри Украины сделать это политически невозможно. И идея отказаться от строительства "Южного потока" ради обещания что-то сделать, спорна", - полагает эксперт.

"С экономической точки зрения выгодность "Южного потока" нужно считать отдельно от ГТС. Он во многом рассчитан на новый газ и реализуется как страховка, поскольку мы верим, что после кризиса Европе потребуются дополнительные объёмы. "Южный поток" задумывался не как конкурент украинской ГТС. Более того, в Европе постепенно появляется идея необходимости создания резервных мощностей в размере примерно 15% поставляемого туда объёма российского газа, что как раз может обеспечить одна из двух труб "Южного потока". То есть 55 миллиардов кубометров "Южного потока" примерно равны 15% запаса мощностей от российского экспорта газа (около 200 миллиардов кубометров) плюс NABUCCO, который появится явно не скоро", - отметил эксперт.

"Поэтому "Южный поток" следует оценивать как важный фактор в контексте газовых коридоров в ЕС через Россию, Турцию и моря. Я не думаю, что удастся разменять эти два решения - скорее всего обе проблемы нужно решать одновременно. "Южный поток" не настолько велик по объёму, если будет дополнительный спрос на газ в ЕС в ближайшие две декады. Украинскую ГТС надо модернизировать в любом случае, и она в оптимальном сценарии вполне может быть рентабельна", - подвёл итог Леонид Григорьев.

Напомним, 15 июня Николай Азаров заявил в интервью BBC, что Россия и ЕС должны дать Украине гарантии отказа от реализации проекта "Южный поток". Взамен Киев обещает рассмотреть вопрос об их допуске к модернизации украинской ГТС, которая при этом останется в полной собственности Украины.