"Тараклийский вопрос": "Переход в Гагаузию болгарского села Твардица вызовет цепную реакцию". Политика: "В рассуждениях Формузала - откровенная пропаганда оголтелого национализма и притязания на богоизбранность гагаузов". Культура: "Последняя книга Фёдора Ангели "Краткая история гагаузов" старается заполнить тот пробел истории гагаузского народа, который зияет на протяжении многих лет".

"Тараклийский вопрос": "Переход в Гагаузию болгарского села Твардица вызовет цепную реакцию"

Часть жителей Твардицы вновь высказались за переход в АТО Гагаузия, пишет "Пульс". Говоря о возможном расширении гагаузской автономии за счет Тараклийского района, политологи и политики указывают на три села: Твардицу, Валя-Пержей и Кортен. Но открыто о таком желании заявляли пока лишь несколько сотен жителей Твардицы, от чьего имени выступает лидер группы, в прошлом, как ни странно, экс-прокурор Тараклийского района Иван Главчев.

"Пульс" напоминает, что вопрос о переходе в состав АТО Гагаузия обсуждался на сходе твардичан в середине апреля. И тогда большинство присутствующих (несколько сотен человек при общей численности населения Твардицы в 5,5 - 6 тысяч человек) высказались за организацию референдума по этому вопросу. Районные власти отказались принимать к сведению результаты сельского схода по той причине, что итоги голосования не были зафиксированы специальной счетной комиссией.

Уже с соблюдением всех необходимых юридических формальностей инициативная группа провела в конце мая второй сход жителей Твардицы, продолжает "Пульс". "Мы собрались во второй раз, потому что назрел этот и другие вопросы, хотя мэрия и районные власти нам ставят палки в колеса", - заявил лидер инициативной группы Иван Главчев, пообещавший донести итоги второго схода до сведения центральных властей и международных структур, аккредитованных в Кишиневе.

Переход в Гагаузию трех болгарских сел может стать заразительным примером и для других населенных пунктов из близлежащих районов, пишет "Пульс". Вопрос об административном подчинении удаленных от Тараклии "болгарских" сел периодически возникает с момента образования гагаузской автономии и пересмотра состава Тараклийского района. Центральные власти традиционно высказываются против пересмотра административных границ и предлагают местным лидерам больше заниматься экономикой и решать конкретные социальные проблемы, а не заниматься политикой. Какой-либо официальной реакции со стороны лидеров правящего альянса на очередной выпад сторонников административной реформы не последовало. Известно лишь, что ситуация на юге обсуждалась на одном из заседаний Совета безопасности, куда был вызван башкан Гагаузии Михаил Формузал. Сам башкан категорически отрицает свою причастность к этой истории. "Вопросы присоединения ряда населённых пунктов Тараклийского района к Гагаузии не раз поднимались и до моего избрания. Искать в этом сепаратизм - пустая затея. Люди хотят более высоких социальных стандартов жизни. Людям гораздо удобнее получать качественные услуги, преодолевая 5-10 километров, а не 50", - заявлял он.

Молчание нарушила лишь скандальная пресс-конференция лидеров политического движения "Европейское действие" Вячеслава Унтилэ и Юрие Колесника, которые фактически обвинили в "сепаратистских тенденциях" главу гагаузской автономии Михаила Формузала, продолжает "Пульс". "Власти Комрата пытаются перекроить административно-территориальную систему Молдавии в свете вероятности её федерализации или конфедерализации. Цель состоит в том, чтобы автономия стала субъектом международного права", - заявил тогда прессе Вячеслав Унтилэ. На тесную связь с руководителем автономии намекал и лидер инициативной группы твардичан Иван Главчев, а о "несправедливых" административных границах регулярно напоминает лояльная руководству исполнительных властей автономии пресса. Тем не менее, башкан, скорее, пытается набрать политические очки на бытовых проблемах сопредельных с автономией сел, действительно возникших еще до его старта в политике.

Пока районным властям приходится в одиночку отвечать на выпады в свой адрес, пишет "Пульс". По мнению председателя района Василия Плагова, "то, что делается в Твардице, дестабилизирует обстановку на юге Молдавии". "Наша позиция такова. Мы должны сесть за стол переговоров и договориться, чтобы эти три села (Твардица, Валя-Пержей и Кортен) остались в составе Тараклийского района", - прокомментировал ситуацию Василий Плагов в эфире местной радиостанции.

Промежуточным успехом районных властей можно считать и тот факт, что инициативные группы по примеру Твардицы не появились в Валя-Пержей и Кортене, продолжает "Пульс". "Нам действительно много было обещано, когда создавался Тараклийский район, и слишком мало было создано для людей. Эти вопросы можно коренным образом решить на уровне правительства хотя бы в том, что касается медицинского обслуживания, работы нотариальных служб и транспорта", - считает мэр Валя-Пержей Николай Куртев. С подачи местных властей была запущена в "недовольных" селах и компромиссная идея: мол, в Кишиневе никогда не допустят переход Твардицы в автономию, поэтому, почему бы не перейти под подчинение соседней Бессарабки?

На помощь районным властям пришли и официальные лица из Софии, пишет "Пульс". Ранее полномочный посол Болгарии в Республике Молдова Георгий Панайотов выразил мнение, что "инициатива проведения референдума объясняется проявлением запоздалых политических амбиций и спекулирует трудностями населения региона". А во время недавней поездки в район болгарский министр без портфеля Божидар Димитров обратил внимание "зачинщиков" референдума, что Софии будет сложнее оказывать поддержку болгарской диаспоре в Молдавии, если та будет разобщена административными границами.

Рассуждая о возможных рисках, связанных с переходом в состав Гагаузии трех сел, столичные эксперты и журналисты часто забывают брать в расчет точку зрения самой Гагаузии, продолжает "Пульс". А в этом вопросе не так все однозначно. Как пишет, к примеру, региональное издание из Чадыр-Лунги "Час Пик" (издание "Час Пик" принадлежит Партии коммунистов, "Пульс" - печатный орган Комсомола Молдавии - прим. ИА REGNUM Новости) для того, чтобы хлебосольно кого-то зазывать в автономию, необходимо законодательно закрепить права вошедших в состав автономии. Подумать, сможет ли Гагаузия создать для болгар благоприятные условия для жизни, если она не может создать таких условий для самих гагаузов?". "Неужели жители сел наивно думают, что стань, к примеру, Сергей Бузаджи (глава администрации Чадыр-Лунгского района) их главой, села расцветут как при советской власти? Неужели болгары думают, что глава Чадыр-Лунгской райадминистрации способен взвалить на себя весь груз ответственности их нерешенных проблем? Мало верится и в то, что башкан что-то сумеет значимое придумать (кроме обещаний, конечно) для модернизации этих сел", - полагает издание.

Как отметил в интервью газете "Пульс" зампредседателя Народного собрания Гагаузии, лидер фракции коммунистов и независимых депутатов Демьян Карасени, угроза распада Тараклийского района сильно преувеличена отдельными политиками и СМИ, пишет "Пульс". "Народное собрание до сих пор не отреагировало на эти события, потому что к нам не поступало ни одного письма от жителей той же Твардицы, в котором те просились бы в состав автономии. Да и представьте себе, что бы было, если бы в ситуацию вмешалась наша фракция. Партия коммунистов моментально была бы обвинена оппонентами в подстрекательстве", - подчеркнул зампредседателя НСГ. По мнению политика, жителям Твардицы, Кортена и Валя-Пержей во многих отношениях действительно удобней относится к близлежащему гагаузскому райцентру Чадыр-Лунга, а не к Тараклии, до которой полсотни километров. Но точно в такой же ситуации оказались и многие другие села, относившиеся в советское время к Комрату и Вулканештам, а после проведения референдума перешедшие в состав кагульского района. "Поэтому я считаю, что переход в Гагаузию хотя бы Твардицы вызовет цепную реакцию. Вслед за ней захотят вернуться к "советским" границам района и другие села не по политическим, а по бытовым причинам. Только представьте себе, что тогда начнется на юге Молдавии", - говорит Карасени.

Политика: "В рассуждениях Формузала - откровенная пропаганда оголтелого национализма и притязания на богоизбранность гагаузов"

Поддерживающее коммунистов интернет-издание "Гагауз-инфо" публикует статью экс-башкана (главы) Гагаузии и возможного кандидата на будущих башканских выборах, представителя Партии коммунистов Георгия Табунщика (ИА REGNUM Новости приводит текст с сохранением орфографии и пунктуации автора). "Своему бездарному правлению Формузал подвел итоги в апрельском послании (обращении) к народу, - пишет Табунщик. - Это послание - по сути, нашпигованная ложью миссионерская (баптистская) проповедь, сплошная путаница некоторых библейских положений с безграмотными попытками теоретизирования об историческом и этническом путях развития гагаузского народа. Послание Формузала не стоило, наверное, сколь-нибудь серьезного внимания со стороны общества, но на некоторых вопросах следует все же остановиться, поскольку они несут в себе крайне негативные импульсы. Остановлюсь на некоторых моментах. Первое. Формузал пытается апеллировать к национальным чувствам гагаузского народа. Он утверждает, что "гагаузам в создании современной европейской истории должна по праву принадлежать роль ведущего и опережающего народа", что "у нашего народа есть ряд уникальных исторических преимуществ, которые мы должны ясно осознавать и эффективно использовать", что "у нашего народа новая историческая миссия", что мы великий народ и т.д. В свойственной Формузалу манере он все доводит до абсурда, извращает, превращает в свою противоположность, к примеру, хорошее в плохое, красивое в уродливое и т.д. Эти рассуждения Формузала не только плод нездоровой фантазии, но откровенная пропаганда оголтелого национализма. Непомерные претензии на особость, на новую историческую миссию гагаузского народа, способного стать моделью для развития мира, нужны Формузалу лишь для того, чтобы обозначить от имени народа (никто ему такого права не давал), право на какие-то новые притязания, на особость, чуть ли не богоизбранность гагаузского народа. Об этом свидетельствует все послание, а в качестве примера вот следующее его утверждение: "Вместе с обретением нового статуса мы обязаны изменить свою психологию и уровень своих притязаний, свое мировоззрение и свою роль в истории". Формузал, проповедующий такой глубокомысленный бред, стремится вышибить из сознания наших людей злободневные, кричащие экономические и социальные проблемы жизни народа, превратить Гагаузскую Автономию в постоянно бурлящий котел националистических страстей".

"В связи с тем, что господа Формузал, Кройтор (экс-башкан Гагаузии - прим. ИА REGNUM Новости), Кендигелян (экс-председатель Народного собрания Гагаузии - прим. ИА REGNUM Новости), Топал (президент Гагаузской Республики в 1990-1994 гг. - прим. ИА REGNUM Новости) и некоторые другие упорно продолжают твердить, что гагаузов и Гагаузию унижают, ущемляют и тому подобное, я еще раз хочу заявить следующее: созданная в Молдавии Гагаузская автономия, как форма самоопределения гагаузского народа, имеет все атрибуты государственности (Уложение, флаг, герб, гимн), наделена правом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решать вопросы политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения Гагаузии, - продолжает Табунщик. - Те права, полномочия, которыми мы сегодня обладаем, являются совершенно достаточными для полноценного развития нашего народа. Это крупное достижение для Гагаузии и Молдавии в целом, и этим мы можем гордиться и должны ценить. Гагаузская автономия была создана во имя сохранения и развития языка, обычаев, культуры нашего народа. Мы гордимся тем, что мы гагаузы, что представляем, так называемый, младонарод, что принадлежим к великому тюркскому миру, одновременно, к сожалению, нет ясной, основанной на глубоких научных исследованиях теории об этногенезе нашего народа. Сейчас ясно одно - мы тюркского происхождения народ (скорее огузской группы) в этногенезе, которого сыграли немалую роль славянский, греческий, романский и др. факторы. Вместо спекулирования именем мифического Огуз-Хана надо инициировать и осуществить комплексные научные изыскания по этногенезу гагаузского народа. И еще - гагаузский народ, проживая в настоящее время во многих странах мира, приобрел свою государственность в виде автономии только в Молдавии и вместо идиотских претензий на особость, великость и т.д., необходимо крепить нашу автономию и Молдавию в целом, позитивно влияя на политический, экономический и социальный климат в стране и влиться в семью европейских народов".

"Особняком стоит вопрос Приднестровья, - пишет Табунщик. - Мое мнение по этому вопросу вы знаете. Коротко - эта застарелая проблема, на мой взгляд, может быть решена через федерализацию, а в качестве гаранта этого процесса Приднестровье и Гагаузия видят только Россию. Процесс объединения, после раздельного 20-летнего существования и военного столкновения, будет трудным и длительным. Тем не менее, он осуществим и истинное, в интересах всех сторон объединение будет благом для всего населения. Для объединения нужны взаимоприемлемые решения и шаги, мудрость и воля с обеих сторон. А Гагаузия в этом процессе должна занимать активную, одновременно, взвешенную позицию и при решении вопроса должна стать полноправным субъектом объединенного государства".

"В послании высказывается мысль о необходимости более тесной территориально-политической кооперации и сотрудничества гагаузов и болгар, по сути - призыв к объединению, - продолжает экс-башкан Гагаузии. - И тут же на другой странице Формузал пытается доказать, что в Гагаузии "уровень деловой активности, трудолюбия, производительной выработки" и т.д. намного выше, чем в прилегающих к ней районах. Что это? Недомыслие и осознанная провокация, направленная на раскол между гагаузами, болгарами и др. народами. И то и другое скверно, поскольку оскорбительно для других народов. Этим самым Формузал ставит крест на интеграционных устремлениях гагаузов и болгар, веками живших на общей территории".

"Несколько слов о Михаила Чакире - действительно выдающемся сыне гагаузского народа, великом нашем просветителе, - пишет Табунщик. - Формузал, почему-то сравнивает его не только со славянами Кириллом и Мефодием, но и с "германцем Лютером". Не с русским, скажем Сергием Радонежским, великим религиозным деятелем, благословившим Дмитрия Донского на Куликовскую битву, а именно с "германцем Лютером". Почему? А ларчик, оказывается, открывается просто. "Германец Лютер" является одним из основоположников протестантской реформации - протестантизма, одним из направлений которого является баптизм. Вот нашему народу, который на 97% является православными христианами "германец Лютер" преподносится в качестве гения человечества и в сознании людей не навязчиво вбивается мысль о возможности (или необходимости) перехода от веры наших предков православия - в баптизм (Первая община баптистов была основана английскими пуританами в начале XVII века, более чем через 60 лет после смерти Мартина Лютера. Вероятно, немец Мартин Лютер, именем которого названо одно из направлений протестантизма - лютеранство, соединился в сознании г-на Табунщика с жившим в XX веке афроамериканцем Мартином Лютером Кингом, который был известен не только как борец за права афроамериканского населения США, но и в качестве баптистского проповедника - прим. ИА REGNUM Новости). Нелишне, наверное, будет напомнить, что почти все родственники Формузала баптисты, а отец - один из активистов Ч-Лунгской баптисткой общины, сам Михаил Формузал только в 2003 году, в Подмосковье был крещен по православному обряду (чтобы, видимо, в период выборов не возникало вопросов). Разумеется, у нас в стране по Конституции обеспечивается свобода совести, вероисповедания и все люди равны перед законом и являются полноправными членами общества. Но Конституция обеспечивает свободу, а не навязывание веры".

"В первой части своего послания, Формузал делает вывод, что, мол, молдавский народ сам находился в 20 веке на грани этнической ассимиляции и исчезновения - таким образом, этот деятель оскорбительно характеризует советский период Молдавии - годы наивысшего политического, культурного, экономического и социального развития молдавского народа, - продолжает представитель Компартии. - Заодно Формузал крайне негативно дает оценку вообще советскому государству. Здесь он воспроизводит полный набор из лексикона закоренелого антисоветчика. По Формузалу - Советский Союз - это "Рейгановская империя зла" - это тоталитарный, авторитарный, командно-административный... режим, где царили только суровые репрессии, коллективизация, страшный голод и т.д. Вывод: Советский Союз не выдержал испытания гласностью и больной вышеперечисленными пороками развалился. Действительно для Формузала ничего святого нет. Нашу общую бывшую великую Родину - СССР - он в угоду определенным интересам продолжает терзать. Мерзко это. Советский Союз не развалился, был разгромлен объединенными усилиями западных стран и внутренних перерожденцев и предателей. Советский народ на референдуме в марте 1991 года однозначно высказался за сохранение Советского государства (76,8% граждан, принявших участие на референдуме, проголосовали за это). Несмотря на волю народа СССР перестал существовать. В.В. Путин, будучи президентом России, очень образно высказался по этому поводу: Кто не сожалеет о потере СССР, тот не имеет сердца, а кто надеется его восстановить, тот не имеет головы". О восстановлении СССР, действительно, не может, видимо, идти речи. Но, несомненно - для блага всех народов бывшего Советского Союза должны происходить активные интеграционные процессы на постсоветском пространстве, несомненно, и то, что мировая цивилизация выживет, если будет обеспечена социальная справедливость на земле, а это без использования опыта СССР, пусть во многом и многотрудного, не достижимо".

"В послании Формузал приходит к оскорбительному для нашего народа выводу, что "зависть является характерной чертой для гагаузов", - пишет Табунщик. - Несмотря на то, что зависть практически все народы и религии считают одним из осуждаемых пороков, Формузал считает, что "чувство зависти для гагаузов служит для пробуждения разума". А далее вообще что-то несусветное, что наш народ "сохранил веру в благодать божественного неба" - это полностью языческая формула соседствует с второстепенной библейской синтагмой. Нельзя не отметить постоянные ссылки на наших предков, мифического Огуз-Хана и др. В сознании людей привносится идея, что главное назначение гагаузского народа сегодня - это "быть верным заветам предков, следовать идеалам родовой демократии, свободы выбора", сохранить "веру в могущество коллективной мудрости племени". В 21 веке нас призывают к возрождению родоплеменных отношений. Для человека с нормальной психикой это, наверное, непостижимо. Однако через эти дремуче невежественные заявления прорывается нередко вполне конкретная цель - задурманенному народу отводится роль послушного статиста, избирающего себе в вожди неких деятелей типа Формузала и вверяющего им свою судьбу".

"Формузал и не думает скрывать, что в декабре 2006 года пришел к власти, как он пишет, через "широкое использование современных пиар-технологий и средств массовой информации". Добавим: и через массовую фальсификацию, - пишет Табунщик, выбывший из предвыборной гонки 2006 года, будучи действующим главой Гагаузии и уже в первом туре проиграв оппозиционерам Михаилу Формузалу и Николаю Дудогло. - Выступая в Копчаке в декабре 2006 г., Формузал обвинил Дудогло, что тот приписал в первом туре более 5 тыс. голосов избирателей, в свою очередь на ряде избирательных участков Чадыр-Лунги, где Формузал получил более 80% голосов, проголосовавших было в 1,5 раза больше, чем числилось по списку. Вот это и есть, наверное, формузаловская модель следования заветам предков".

"Об экономической и социальной части послания и говорить нечего, - утверждает Табущик. - Из его предвыборной программы не выполнен ни один пункт. Из 11 шагов не сделан ни один шаг. Не начата ни одна новая экономическая и социальная программа, инвестиций в экономику нет, не создано ни одного нового рабочего места, исход людей из Гагаузии увеличился и т.д. Нет нужды продолжать. Формузал в пол голоса говорит о том, что продолжил начатые прежним руководством программы. Дело в том, что большинство крупных экономических и социальных программ в 2002-2006 году были начаты и завершены. Было создано более 3000 новых рабочих мест, качественную питьевую воду получили в населенных пунктах с населением более 50 тыс. человек, Гагаузия первой в Молдавии завершила газификацию всех населенных пунктов, в каждом населенном пункте осуществлялся тот или иной экономический или социальный проект: Чадыр-Лунгская райбольница, Комратский университет, картинно - художественная галерея, центральная библиотека в Комрате, единственный на юге гемодиализный центр, и т.д. Найдите сейчас в Гагаузии что-нибудь подобное. Нет, не найдете. В послании только какие то безграмотные, рассчитанные на несведущих таблицы и диаграммы. Да преемственность должна быть - но Формузал не понимает и не принимает это".

"В феврале этого года в журнале "Банки и финансы" была опубликована статья некоего Улятовского "Портрет гагауза" о Формузале, - продолжает представитель ПКРМ. - В статье рассуждения автора перемеживаются с высказываниями Формузала. Здесь заявлено, что Формузал является истинным автором газификации автономии, а до него делалось не то, и не так. В статье буквально сказано "Формузал пришел и сказал нет" и 90% подворий сейчас с газом. В действительности газификация основной части населенных пунктов произошла еще в советское время ( именно эти 90%). К 2002 г оставались не газифицированными села Авдарма, Дезгинжа, Буджак, Котовское, Кисилия, Светлый, Карбалия. В 2002-2006 г.г. эти 7 населенных пунктов были газифицированы (это строительство магистральных газопроводов и перевод на автономное газовое отопление основных социальных объектов - больниц, школ, детсадов и начало газификации домовладений. На эти цели в 2002-2006 г.г. было направлено и освоено 27,8 млн. леев (1 руб. = 0,42 лея - прим. ИА REGNUM Новости). А при Формузале, за последние годы, о чем так помпезно сейчас заявляется, лишь 5,2 млн. леев или в 6 раз меньше. Вот такова, правда. Далее Формузал в этой речи с гордостью заявляет о том, что сравнивал коммунистов "со вшами на теле народа". Это, несомненно, оскорбление не только членов этой партии, но и почти 50% избирателей Молдовы и 80% гагаузских избирателей, отдавших свои голоса на последних выборах за партию коммунистов. Думаю, что большинство гагаузского народа будет стыдится такого "Портрета гагауза".

"Последняя часть послания "Задачи ближайшей и дальнейшей перспективы". Опять словоблудие, плагиат, бессмыслица, - пишет Табунщик. - А призыв принять новое Уложение на всенародном референдуме - это прямая провокация. Что это означает на деле? Действующее ныне Уложение, принятое в 1998 г., апробированное Венецианской комиссией, соответствует закону о Гагаузии и конституции Молдавии. Новое Уложение, исходя из вывода Формузала о гагаузах, как о новой, цивилизованной нации Европы выйдет за рамки конституционного поля страны. Вот оказывается, что имелось ввиду, когда в заключительной части резолюции второго всемирного конгресса в августе прошлого года было заявлено о необходимости "восстановления исторической справедливости". Это означает рост политической напряженности, доведение его до крайности. Абсолютно безответственно и зловеще звучат слова Формузала о том, что "мы... никому не позволим усомниться в жизнеспособности нашего национального проекта". Такой человек уже становится опасным для общества и подобные идеи представляют угрозу и для гагаузского народа и для Молдавии в целом".

"В заключении: в экономическом, социальном плане программа Формузала за эти 4 года закончилась полным провалом, - пишет вероятный кандидат на пост башкана от ПКРМ. - Вместо обещанного нового качества жизни в действительности люди живут все хуже и хуже. Осознавая это, Формузал вновь прибегает к политическим провокациям, попытке оболванивания людей. Сначала подается идея об особости нашего народа, об его новой исторической миссии, о том, что мы должны стать моделью для развития не только Европы, но и мира. Тезис об исключительности гагаузов нужен Формузалу, чтобы запустить в народ идеи крайнего национализма и если они приживутся - использовать для достижения своих личных целей. Апелляция к историческим, этническим истокам нашего народа, искаженное толкование этих очень значимых для нас вопросов Формузалу нужны для обоснования необходимости к возврату "к идеалам родовой демократии и веры в могущество коллективной мудрости племени", "к воплощению в жизнь чаяний наших далеких предков". Это каким же мышлением надо обладать, чтобы прийти к такому "потрясающему" умозаключению? Но для Формузала сегодня это единственный путь сохраниться у власти: не повышать политическую культуру населения, и низвести его на уровень первобытного общества. Формузалу нужна крайняя политическая дестабилизация, и он будет добиваться этого любыми способами, а помощников у него в этом грязном деле достаточно - разного рода советники и прочие "деятели". "Полагаю, что наш народ в подавляющем большинстве за последние 4 года познал всю ущербность, уродливость проводимой Формузалом политики и не позволит больше никому ставить на себе извращающие душу народа националистические эксперименты. Хочу еще раз отметить, что гагаузы трудолюбивый и свободолюбивый народ, со своей историей, судьбой и самобытной культурой, и мы должны двигаться совместно с другими народами через созидательный труд и крепкую экономику к построению социально-справедливого общества. Это наше достойное будущее", - подвел итог Георгий Табунщик. ("Гагауз-инфо")

В ходе интернет-конференции на сайте Ava.md глава Гагаузии Михаил Формузал заявил, что "нормального диалога между Кишиневом и Комратом никогда и не было". "Центр считает, что, приняв Закон "Об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери", он всё раз и навсегда окончательно решил. А Гагаузия хочет реального наполнения принятого закона. Так что, у каждого свой взгляд и свои интересы. К тому же, за пятнадцать лет в стране произошли многие изменения, а потому отношения Комрата с Кишиневом надо модернизировать, надо убрать из них определенные элементы взаимного недоверия. Я уже много раз говорил ранее и повторю сейчас: Гагаузия может стать определенной моделью разрешения сложных межэтнических и территориальных конфликтов в мире. Мир нуждается в таком модельном регионе, так как многие страны имеют конфликтные точки. Для этого достаточно создать совместную группу специалистов, которые начнут диалог в интересах укрепления государственности Республики Молдова. Это не потребует значительных финансовых затрат. Мы всего лишь хотим жить в демократической и нейтральной Республике Молдова, где соблюдаются права человека, не ограничивается свобода слова, уважается право собственности, существуют высокие стандарты качества жизни людей, позволяющие нам, гагаузам, сохраниться как народу и иметь свое будущее", - подчеркнул башкан.

Отвечая на вопрос о "желании создать Гагаузско-болгарскую автономию", т.е. расширить границы АТО Гагауз Ери, Михаил Формузал заявил: "Мы все - граждане Республики Молдова, и потому обязаны соблюдать действующее молдавское законодательство. Если какой-то населенный пункт захочет войти в состав автономии в соответствии с действующим законодательством и если на то будет соответствующее решение парламента Республики Молдова, то милости просим! Мы столетиями жили в мире и согласии со многими народами, населявшими эти земли. Так и дальше будем жить в Молдавии".

Говоря об отношении к идее повышения статуса русского языка в Молдавии, Формузал отметил, что, по его мнению, "русский язык должен стать официальным языком в Молдавии". "Это позволит снять напряженность в обществе. В Гагаузии, например, действуют три официальных языка - гагаузский, молдавский и русский", - отметил глава автономии. Комментируя возможность федерализации Молдавии, Формузал подчеркнул: "Главная задача в Молдавии сегодня - объединить страну. В какой форме это можно и нужно сделать - это уже другой вопрос".

Отвечая на вопрос об участии в намеченных на декабрь выборах башкана, Формузал отметил, что решение об участии в очередных выборах башкана Гагаузии будет приниматься вместе со всей командой в начале октября этого года". "Мы продолжаем реализацию своей программы "Одиннадцать шагов навстречу людям", результаты исполнения которой рассмотрим где-то в конце сентября. Наша команда - единственная со времени образования АТО Гагауз Ери (Гагаузии) - открыто принимала и реализовывала свои программы, строго придерживаясь целей и задач, заявленных при создании движения "Единая Гагаузия" шесть лет тому назад. В своем послании к народу Гагаузии от 9 апреля 2010 года я озвучил видение нашей командой прошлого, настоящего и будущего автономии. Для всех жителей Гагаузии главное - это стабильность, работа с хорошей оплатой труда, гарантии сохранения и развития нашего народа", - подвел итог Михаил Формузал.

Культура: "Последняя книга Фёдора Ангели "Краткая история гагаузов" старается заполнить тот пробел истории гагаузского народа, который зияет на протяжении многих лет"

В Комратском государственном университете прошла презентация книги "Краткая история гагаузов" Фёдора Ангели - поэта, писателя, журналиста, дипломата, пишет "Единая Гагаузия". На встрече присутствовали преподаватели, поэты, журналисты, студенты, работники культуры и общественность.

Некоторые историки пытаются отнести журналистов, описывающих историю, просто к любителям, продолжает "Единая Гагаузия". Что движет такими людьми - ревность, или зависть - сказать довольно трудно. Но одно ясно: что такие оценщики часто не берут во внимание специфику журналистской работы. Журналист-аналитик связан с историей ежедневно. Описывая те или иные исторические события сегодняшнего дня, он пытается проанализировать ситуацию, сравнивая её с историей давно минувших лет. Отрадно, что и журналист Фёдор Ангели занимается не только переводами стихов поэтов-классиков, таких, к примеру, как Александр Пушкин, Михаил Эминеску, но и пишет сам стихи. И кроме того, старается заполнить тот пробел истории гагаузского народа, который зияет на протяжении многих лет. Последняя книга Фёдора Ангели "Краткая история гагаузов" - ещё одно тому доказательство.

До этого автор писал об истории гагаузов в других изданиях, и казалось, что автор начнёт повторяться, события начнут перекликаться, что в принципе вполне естественно, потому что любую историю объединяют главные общие события, пишет "Единая Гагаузия". Но вот здесь хотелось бы подчеркнуть, что Фёдор Ангели, отыскал ту неповторимую изюминку, которая спасает от оскомины постоянства. Само название книги "Краткая история гагаузов" уже говорит о том, что это огромный исторический пласт, который автор перевернул чтобы добраться до истоков, в то же время, не настаивая на всеобъемлемости своего труда. Ангели дал краткое описание кочевого, трудолюбивого и в то же время воинственного народа.

Есть убеждение в том, что многие жители не только автономии, но и те, кто небезразличен к истории Молдавии, преподаватели университетов и школ, отнесутся к ней без какой-либо предвзятости и с интересом прочтут эту книгу, так как она может послужить тем катализатором, который восстановит справедливое отношение к тем, кто освоил буджакские степи и при этом свято чтил добрососедские отношения с другими народами, продолжает "Единая Гагаузия". Отдельные главы книги посвящены этапам борьбы гагаузов за свою идентичность и независимость. Затрагивается также историческое становление и развитие православия среди гагаузов. Книга обладает огромной информативностью, но в то же время, есть некоторые упущения автора в современной истории гагаузского народа.

К примеру, читая о создании общественного движения "Единая Гагаузия", мы находим лишь фамилию первого председателя этого движения, и совершенно нет намёка на тех, кто стал костяком этого движения, пишет "Единая Гагаузия". Читатель может подумать, что мэр Чадыр-Лунги Михаил Формузал занял место башкана Гагаузии гладко, без каких-либо проблем, так как ничего не сказано о борьбе, противостоянии этого движения коммунистическому режиму. Как журналист, автор совершенно не упомянул об одноимённом печатном органе, газете "Единая Гагаузия", который сыграл немалую роль в объединении гагаузского народа. И всё же подводя черту под сказанным, хочется отметить, что книга сама по себе несёт немало информации, что может поставить её в один ряд с энциклопедическими историческими изданиями, без которых трудно обойтись при изучении истории религий и истории своего народа, его традиций, культуры и быта, подводит итог издание.