Вхожий в верхи российской власти тележурналист Cергей Брилёв, выступая в Таллине в международном Импрессум-клубе, посчитал, что отношения между Россией и Эстонией будут возобновлены с "чистого листа".

И местные обыватели заметили, что уже полгода нормализация идет по всему фронту, от расширения культурных контактов до возобновления чуть было не потухших экономических отношений. Это однозначно связывают с "перезагрузкой" отношений между Россией и США и соответствующих договоренностей между ними. Российская сторона столь круто отказалась от прежней политики игнорирования Эстонии, что в Прибалтике вспомнил 1939 год. Заговорили и о предательстве Россией местных русских, об ущемлении прав которых еще недавно заявлялось на самых разных уровнях.

Бесправие русских - норма

Понятно, что Россия выбросила "белый флаг" после проигрыша многолетней борьбы против дискриминации русского населения. Понятно, что невозможно жить в постоянной конфронтации, даже после апрельской трагедии 2007 года в Таллине.

Но разве допустимо при этом пренебрегать интересами и нарушением прав российских соотечественников в Эстонии, которые превращены в заложники, а то и жертвы нормализации отношений двух стран? Допустили бы такое те же США?

Но именно это и происходит, хотя замглавы МИД РФ Григорий Карасин утверждает, что "все наши соотечественники пользуются поддержкой и защитой России", а вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов говорит о том, что взаимодействие с соотечественниками в разных странах мира становится одним из важнейших приоритетов государственной политики России.

Что это? Набившая оскомину помпезная "соотечественная" риторика или Эстония с третью неэстонского населения исключена из этого списка достойных внимания России "разных стран мира"? И это притом, что российские соотечественники в моноэтнической Эстонии воспринимаются общественно-политическим "аппендиксом" и потому лишены возможности полноценно участвовать в общественно-политической жизни (и сегодня две трети неэстонцев, кстати, исправных налогоплательщиков, лишены права участвовать в парламентских выборах), когда они испытывают еще и явное неравноправие в социально-экономической сфере. Это признала пять лет назад Комиссия ООН, весной этого года это засвидетельствовали в Совете Европы. Но что показательно, впервые без привычно громкой реакции Москвы.

Русские жители с первых дней восстановления независимости Эстонии, когда фонтаном забили затмевающий все и вся национальный дух и административный восторг чиновников по отношению к инородцам, находится в неравном по сравнению с титульным населением положении. Это стало нормой. В итоге "оккупанты", осознавшие безысходность своего положения и беспомощность России вкупе с равнодушием Евросоюза в установлении межэтнической справедливости, смирилось и согласилось на пребывание в не таком уж и виртуальном "духовном концлагере".

В "компенсацию" за раболепие и согласие быть "второсортными" они получили право на пользование некоторыми западными ценностями: это - общество потребления, открытые настежь "окна" в Европу, но еще - ограничение связей с Россией и бездуховность. Более того, в прошлом году на местных выборах основная масса русского населения проголосовала за победившую в столице и на "русском" северо-востоке страны Центристскую партию Эстонии. Годами симпатии к ней росли одновременно с падением авторитета русских партий, нынешнее прозябание которых в решающей степени объясняется стараниями, заявляющей об этом публично Полиции безопасности и тех же центристов, для которых русское население стало основным электоратом.

Удивительно, что смягчение позиций России в сфере правозащиты совпало с началом резкого усиления ассимиляционной политики в Эстонии. В частности, это - эстонизация русскоязычного гимназического образования, реформа которой началась сразу после жестокого подавления эстонской властью "бронзового апреля" 2007 года. Тогда был преподан наглядный урок для любого бунтаря и диссидента.

Не всё золото, что блестит

Казалось бы, сказанное - уже более чем достаточный аргумент России в пользу прагматизма - нормализации отношений с Эстонией. Да, русские жители Эстонии молчат (но ведь вынужденно!). Им не до политических свобод, когда речь идет об элементарном выживании. Безработица среди русских в разы выше, чем среди эстонцев, уровень высшего образования, некогда одинаковый у всех национальных групп Эстонии, сегодня среди эстонцев в два раза выше, чем среди русских. Но разве можно считать нормальным, что большинство из них лишены избирательного права, созданы иезуитские преграды для получения гражданства, а сознательно плохо преподаваемый эстонский язык становится орудием психотеррора. Языковая инспекция, прозванная в народе "языковой инквизицией" регулярно проверяет владение государственным языком учителей, медсестер, таксистов, полицейских. Помимо штрафов и постоянных стрессов (зачем учителю химии русской школы свободное владение эстонским языком?) это - эффективный способ освобождения рабочих мест для эстонцев.

Напрашиваются вопросы. Разве есть что-то более постыдное для считающей себя демократической власти, чем добровольное рабство своих жителей? И нравственно ли поступает Россия со своими соотечественниками в Эстонии, без всяких условий улучшая межгосударственные отношения с этим государством? Далее, выбор России пал на Центристскую партию во главе с действительно самым прагматичным и успешным эстонским политиком Эдгаром Сависааром. Несколько лет назад первыми контакты с ним наладила партия власти "Единая Россия". По мере роста популярности центристов среди русских Эстонии (24-25% от общей численности населения страны) и особенно остального русскоязычного населения (еще 7-8%) у Москвы было все больше оснований "дружить" с центристами. И впрямь, центристы не злоупотребляют русофобией, социально ориентированы и говорят о необходимости жить с Россией в добрососедстве.

И местных русских, в массе своей это - малообеспеченное и малообразованное население, оторванное от исторических и культурных корней и озабоченное прежде всего выживанием, такой имидж центристов вполне устраивает. Для них это - меньшее зло из всех остальных. Говорят же: доброе слово и кошке приятно. Вместе с тем, центристы многократно обнаруживали "двойное дно" в своем отношении к русскому населению Эстонии, воспринимая его не субъектом, а объектом политики, используя его всего лишь как электорат, а не как партнера. Не зря эстонские политики, бизнесмены и молодежь, многие годы недолюбливавшие широко смотрящего на мир и не страдающего хуторской ментальностью "железного Эдгара", стали признавать его неоспоримую заслугу перед Эстонией именно в "русском вопросе".

Она заключается в том, что, играя роль громоотвода, нейтрализующего недовольство русского населения, практически не решая "русского вопроса", не уменьшая неравноправия русского населения, партии Сависаара удается еще и нравится русским. А ведь центристы имеют такое же прямое отношение ко всем порокам национальной политики Эстонии, как и правящие партии - реформисты под началом инициатора "бронзовых ночей" Андруса Ансипа и националисты под руководством идеолога моноэтнизма Марта Лаара. Когда центристы были у власти, то они голосовали за дискриминационный закон о гражданстве и об иностранцах, закон о языке, разрешали свирепствовать той же Языковой инспекции.

Именно центристы реализовали начатую и проваленную было национал-радикалами реформу русской школы и гимназии, суть которой - эстонизация русского образования. Центристы защищали "Бронзового солдата" всего лишь на словах, а на самом деле, и это они умело скрывали от простых людей, содействовали его переносу и перезахоронению останков советских воинов с холма Тынисмяги в центре Таллина. Задним числом в этом признался сам Эдгар Сависаар.

Верь-верь, но и проверь Еще вопрос. Неужели этого не знала "Единая Россия", а теперь "ослепли" и в МИД РФ? Видать, "единороссы" давно работали на удовлетворение эгоистических интересов определенных кругов российского и не только транзитного бизнеса. А дипломаты - на обещанную США нормализацию отношений с Прибалтикой. Но дозволено ли это любой ценой? Понятно, когда Россия дальновидно проявляет гибкость в отношениях с Польшей, и если в этом случае великодушные уступки делаются в ущерб или за счет россиян, то они, всяко, уверены в том, что в итоге Россия защитит их всей своей военной мощью и ресурсами.

Нам понятно, когда Россия ради Севастополя поступается недобором огромных сумм за счет снижения цены на энергоносители для Украины, так как речь идет о братском народе и, хочется верить, о трезвом расчете иметь рядом доброго соседа и верного партнера.

Но что будет иметь от "перезагрузки" 350-тысячное русское население Эстонии? Ведь и впредь ему не придется рассчитывать на заступничество России, ибо никто не сумел защитить его до сих пор, и выходит, что не защитит и впредь от продолжающегося межэтнического неравноправия, лишения гражданских прав и свобод. И тут принципиальным видится умение России не ошибиться, не быть, как это часто бывало в истории, легковерной, даже наивной. Центральной становится проблема доверия к партнеру - центристам, Эстонскому государству. Опыт русской общины показывает, что для оптимизма оснований мало.

Эстония до сих пор лишает социальной помощи тех "чернобыльцев", "афганцев" и других участников локальных войн с участием Советского Союза, которые, не имеют эстонского гражданства. Притом, что они считаются постоянными жителями Эстонии и Евросоюза. Около двух тысяч военных пенсионеров лишены пенсии за наработанный в Эстонии стаж, поскольку в свое время их брали на воинский учет за пределами РСФСР.

Сколько раз неблагодарная Эстония обещала решить такие "мелочи", и практический каждый раз уходила в сторону. Это тем более непонятно, что Россия предпринимала и односторонние шаги, которые способствовали общественно-политической стабильности внутри Эстонии в первые, очень напряженные годы после восстановления независимости.

Так, лет 15 назад тут осталось на постоянное местожительство немало офицеров Советской Армии, кстати, еще вполне "боевых". Из-за неопределенности своего статуса и враждебности к ним эстонского общества, они активнейшим образом участвовали в те времена еще в бурной общественно-политической жизни. Но как только Россия приняла решение о солидном их пенсионном обеспечении, спала их активность. Увы, эстонские власти и политэлита восприняли это как само собой разумеющееся и отплатили, как всегда, черной неблагодарностью.

Цыплят по выборам считают

А потому наряду с доверием нужен и твердый расчет, гарантии. Взять предстоящие весной будущего года парламентские выборы в Эстонии. Центристы во главе с Эдгаром Сависааром уже давно трубят о своей победе. Возможно, этому без оглядки верят и в Москве. Но давайте разберемся. До сих пор центристам удавалось опередить своих соперников только один раз, да и то минимально, но тогдашний президент Леннарт Мери, нарушив добрую европейскую традицию, не предложил Сависаару сформировать правительство, так как они хоть и выиграли выборы, но не набрали более половины депутатских мест.

Каковы же виды нынче? Набрать более половины мандатов в Рийгикогу (парламент Эстонии), даже вместе с потенциальными союзниками - социал-демократами и партией "Народный союз", нереально. Год назад на евровыборах они набрали "на круг" 37% голосов избирателей, в том числе центристы - 26,1%. Стало быть, шанс у центристов один - показать лучший результат. В таком случае, да и то, если нынешний президент не поступит так же, как его преемник, Эдгар Сависаар вероятнее всего предложит войти в правительственную коалицию, своим заклятым врагам внутри Эстонии - Реформистской партии. Той самой, с которой те же центристы милуются в Либеральном интернационале в Европарламенте, входя там в одну фракцию.

И что же, "прагматичную" Россию не остановит даже то, что в случае возникновения такого союза, премьер-министром станет вовсе не Эдгар Сависаар, а лидер реформистов Андрус Ансип - отец "бронзовой ночи"?

Почему нет? Закрыла же Москва глаза на то, как получившие громадную помощь влиятельных политиков "Единой России" и российских телеканалов центристы сразу после своей оглушительной победы на местных выборах предложили разделить власть в Таллине с социал-демократами во главе с их лидером Юри Пихлем. С тем, кто усмирял "бронзовый бунт" в апреле 2007 года, когда погиб гражданин РФ Дмитрий Ганин. Если бы об этом было известно до выборов, не видать центристам и виктории, принесшей им за счет голосов русских столицы более половины мандатов в столичном горсобрании.

До выборов в Рийгикогу осталось меньше года и последний социологический опрос показал, что центристы потеряли свое лидерство. Реформисты снова стали самой популярной партией (они - главные зачинщики перехода Эстонии на популярное евро). Самый авторитетный в вопросах выборов политолог Рейн Тоомла также заявил, что "еще не факт, что премьер-министром станет Сависаар".

Но, если все так и будет, то разве можно строить межгосударственные отношения на "зыбучих песках"? И стоит ли свеч российское заигрывание с Эстонией? Не говоря о нравственном престиже России в глазах российских соотечественников в Эстонии, которые все чаще вспоминают лозунг Мао Цзэ-дуна - "опора на собственные силы".

Компромисс, но только обоюдный

В русской общине никто и никогда не был против нормализации отношений между Россией и Эстонией. Поэтому странно, когда сегодня русских политиков и деятелей, известных антифашистской или правозащитной деятельностью, стали называть "партией войны" и которых сторонятся (стыдятся?) сотрудники российского посольства и МИД РФ.

Можно ли считать нравственным, а потому и продуктивным, достижение "мира и дружбы" с Эстонией, если и сегодня громадное по численности национальное меньшинство лишено равных прав с эстонцами, живущих лучше местных русских? Поэтому, если ставка делается на партию Сависаара, то русскому избирателю и русским политикам, намеренным самостоятельно участвовать в парламентских выборах, следует четко разъяснить, почему и во имя чего реально следует поддерживать центристов, не распыляя русский электорат, не подставляя подножки "своим", как это было в прошлом.

При всей маргинальности нынешней русской политики, ее представители вправе поставить условие. Они и их сторонники готовы поддержать центристов, если те принародно заключат договор о включении в свою предвыборную программу тезиса о поэтапном, но неукоснительном выполнении центристами ряда требований. Прагматизм российской стороны в отношениях с Эстонией не обернется против России и русских Эстонии, если центристы выполнят ряд условий. Например, такие.

1. Предоставление избирательного права наравне с гражданами Эстонской республики всем жителям страны (и их потомкам), постоянно жившим в Эстонии до восстановления независимости в 1991 году.

2.Немедленное прекращение не имеющую силу закона реформы русскоязычной гимназии, ведущей к эстонизации образования и осуждаемой ООН насильственной ассимиляции.

3. В регионах компактного проживания русского и русскоязычного населения (Таллин, северо-восток Эстонии, Причудье) не препятствовать использованию наряду с эстонским языком в качестве языка делопроизводства и русского языка или приданию ему статуса регионального в местах компактного проживания русского и русскоязычного населения (более 20% от численности населения на данной административной территории). Ликвидация чуждой Евросоюзу Языковой инспекции при Министерстве образования и науки ЭР.

4. Применение "социальных лифтов", введение квот в представительных органах власти для русского населения.

5. Возвращение в собственность второй по величине конфессии в стране - Эстонской Православной Церкви (Московского Патриархата) всей принадлежавшей ей до Второй мировой войны недвижимости (храмы, земли, постройки, здания).

Помимо перечисленного могут быть оговорены и другие требования. Возможно, не все приведенное, приемлемо, и не все требования могут быть исполнены немедленно или даже в ближайшие годы, есть убежденность в том, что все они должны быть обозначены и зафиксированы, публично подписаны представителями Центристской партией Эстонии.

НКО "Список Кленского": Юрий Журба, Димитрий Кленский, Таллин, 10 июня 2010 года

P.S. "Перезагрузка" или все же "перегрузка"?

Только в таком случае можно принять прагматические планы России наладить нормальные отношения с Центристской партией и Эстонской республикой. Только в таком случае Россия может рассчитывать на взаимность российских соотечественников, на их равноправное с эстонцами цивилизованное существование, хотя бы в будущем. Только в таком случае местное русское население не станет заложником, а то и жертвой прагматизма нынешнего курса МИД РФ и станет чувствовать себя такими же хозяевами Эстонской республики, как и эстонцы. Иначе ставку на "голый" прагматизм в российской внешней политике в отношении Эстонии следует признать предательством российских соотечественников, игнорированием их естественного права на межэтническое равноправие. Иначе придется признать, что грамматическая ошибка на символическом пульте "Перегрузка", переданном госсекретарем США министру иностранных дел РФ не была случайной.