Президент Литвы Даля Грибаускайте сегодня, 8 июня, в Сейме Литвы сделала свое первое после избрания ежегодное послание к народу своей страны. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, на послание президента было запланировано 45 минут, однако из отведенного времени Грибаускайте использовала чуть более 25 минут.

ИА REGNUM Новости публикует полный текст выступления. Перевод на русский язык представлен пресс-службой президента Литвы.

"Я нахожусь здесь, чтобы выполнить конституционную обязанность - в годовом докладе дать обзор ситуации в стране. Я наблюдаю, анализирую и реагирую на ситуацию и актуальные вопросы в каждой области жизни государства без ожидания годового доклада. Так я понимаю свою задачу и задачу института президентства. Поэтому когда я готовилась к этой встрече, я отказалась от ставшего традиционным жанра - от обычного обзора всех областей жизни государства путем их выстраивания в обычном порядке. Я также не буду оглашать перечня проблем, в котором выстроились бы: экономический спад, безработица, цены на энергию, бушующая коррупция, застревающие структурные реформы... Я постоянно общаюсь с жителями Литвы, беседую с политиками, должностными лицами институтов страны всех уровней. Искренне интересуюсь всем, что происходит в публичном пространстве. Поэтому не сомневаюсь: свои болячки нам известны.

Казалось бы, мы знаем, и как их лечить. Ведь обещаем заложить современный фундамент для экономического прогресса. Намерены инвестировать в науку и инновации. Объявляем безжалостную войну коррупции. Берем на себя обязательства по освобождению бизнеса от бессмысленных ограничений, обеспечению энергетической независимости. Десятилетиями, словно заклинание, мы повторяем мудрые тексты о жизненно важной необходимости незамедлительно приступить к структурным реформам. На двадцать первом году независимости только добрые желания и намерения не помогают. Ресурсы оптимизма и терпения истощаются. Вера слабеет. Мы погружаемся в разочарование и недоверие к политике, органам власти, себе и своему государству. А отсюда уже только шаг до бессилия и застоя.

Именно поэтому я убеждена: мы дошли до точки, когда уже недостаточно лишь очередной констатации положения, напоминания о трудностях, обмена критикой или академических размышлений об общей ответственности. Мы дошли до точки, в которой нужен существенный перелом - Литва уже созрела для перемен. Я призову вас набраться политической воли и политической смелости. И признать: мы застряли, потому что потеряли направление. Составив десятки томов стратегий и программ, в которых красуются сотни благородных приоритетов, мы потеряли самый главный. Мы пренебрегли единственной мерой оценки действий. МЫ ЗАБЫЛИ О ЧЕЛОВЕКЕ. (пунктуация оригинала сохранена)

Эту первоначальную ценность затмил крайний экономизм, утвердившийся на всех уровнях. Все проблемы возводятся только к нехватке денег. Мне известно, какой был масштаб глобальной финансовой разрухи и как он повлиял на реальную экономику. Однако я категорически не согласна с безусловным верховенством экономики. Это - в корне ошибочный подход, определяющий порочное видение мира, неадекватные действия и, к сожалению, крайне болезненные прозрения. Вчерашние экономические пузыри были раздуты необузданным экономическим эгоизмом. Сегодняшние их взрывы и социальные последствия вызваны идеологией восхваления экономических приоритетов. Людей злит не отсутствие денег, а недостаток справедливости и солидарности. Я не одобряю и не одобрю хаотичное повышение налогов. Я потребовала, чтобы был создан четкий механизм компенсации сокращенных пенсий. Я стремлюсь, чтобы принцип уважения к человеку был отражен в добросовестной и разумной реформе системы социальной защиты, которая все никак не начинается. Давайте усвоим эти уроки. Давайте пересмотрим ценности и поднимемся на возрождение ценностных ориентиров.

Если мы действительно стремимся к реальным переменам в государстве, мы должны повернуться лицом к высшей ценности - к человеку. Этот ценностный ориентир следует применять повсеместно - в отношении высокопоставленных должностных лиц и государственных служащих низшего звена, а вместе с тем - и в отношении каждого гражданина. На каждом этапе деятельности: при разработке проектов, обсуждении предложений, голосовании и реализации решений. Во всех областях политики страны человек должен стать первостепенным приоритетом и единственным критерием оценки деятельности. Также и во внешней политике. Мы можем дискутировать о форме дипломатической работы и тактических шагах, однако, стратегическое направление - одно и неоспоримое. Это - представительство интересов литовского народа, его целей и нашего национального чувства собственного достоинства на международной арене.

Поэтому приоритеты моего срока полномочий следующие: - дальнейшая активная и деловая евроинтеграция и последовательная защита интересов страны в Европейском Союзе; - воплощение в жизнь евро-атлантической повестки дня, одновременно - активная деятельность по укреплению территориальной, энергетической и технологической безопасности Литвы с максимальным использованием возможностей международных организаций; - конструктивные отношения с соседями, основанные на взаимном уважении и взаимной выгоде.

Уважаемые,

Только принцип верховенства ЧЕЛОВЕКА поможет нам найти ответы на многие вопросы. Лишь укрепив этот принцип, мы дадим положительное направление энергии государства и общества. Сегодня, к сожалению, огромная доля национальной энергии просто тратится впустую. Идет на взгляд бурное, однако, нецеленаправленное движение. В силу своей хаотичной природы оно ведет в никуда или, что еще хуже, - в суматоху. Гротескно выглядит, когда при возникновении суматохи мы создаем еще одну рабочую группу, чтобы немного успокоить общество и очистить политические мундиры, однако результат, чаще всего, - только отложение принятия решения и дополнительная злость.

Я бы не говорила об этом, если бы это было однократной неудачей в работе какого-либо органа. К сожалению, такие ситуации повторяются постоянно. Я осознанно не упоминаю и о примерах таких решений или названий принявших их структур, так как это стало почти повсеместным явлением. Его распространение и утверждение говорит о некоторых тяжелых пороках нашей общественной жизни.

Первоначальный порок - это очевидный дефицит стратегического мышления. Институты страны, также и политические партии превратились словно в "Небольшие литовские княжества" со своими суверенными целями и интересами. Последствие такой фрагментарной и нередко противоречивой деятельности - нестабильная, неясная и ненадежная правовая среда, которая, в условиях отсутствия четкого стратегического замысла, программируется уже в законодательном процессе.

Если у разрабатываемого проекта нет идейной основы, то он, по всей вероятности, будет содержать только временные и только секторные решения. На стадии согласования заготовка будет обогащена пожеланиями других секторов, а также их оговорками и исключениями. В процесс, несомненно, вторгнутся и представители лоббистских интересов с совершенно новыми предложениями. Тщательный анализ воздействия, при наличии таких условий, уже невозможен. Однако закулисные соглашения - возможны. Поэтому так называемые "горячие" предложения проскользнут. В скором времени выяснится, что они исказили первичный замысел, внесли противоречие, открыли новые лазейки для интересов, которые публично не декларируются.

Таков опыт. Повседневный и многолетний. Этого достаточно, чтобы, наконец, мы приступили к совершенствованию не только самих законов, но и порядка их принятия. Давайте обосновывать замыслы и проекты ясными стратегическими целями, давайте откажемся и от обычая "горячих" предложений, и от обычая затягивания. Уже сегодня мы должны начать мыслить шире, смотреть глубже и видеть дальше, чем завтрашние заголовки.

Деятельность правительства могла бы стать более целенаправленной, если вместо обычая "проталкивать" замыслы единичных министерств внедрить другую традицию - исчерпывающее, заблаговременное, коллегиальное и обязательно стратегическое обсуждение этих замыслов. Если поступает предложение по поводу изменения налогов для бизнеса, необходимо оценить воздействие на развитие экономики и рынок труда. Если существует намерение ввести налоги для населения, должны интересовать не только показатели бюджета, пусть влияние налога проанализируют также люди, ответственные за ситуацию в сфере социальной защиты. Если поступает предложение о налоговой льготе для одной или другой отрасли предпринимательства, необходимо прислушаться к оценке контролирующих условия конкуренции органов. И, вне всякого сомнения, - к словам ответственных за финансы страны должностных лиц.

Это особенно актуально сейчас, когда ситуация с бюджетом напряженная. Это будет актуально и в ближайшем будущем, когда с приближением выборов в органы местного самоуправления посыплется ворох предложений по поводу льгот и налоговых исключений. Я не сомневаюсь, часть из них будут прогрессивными и перспективными. Однако из личного опыта знаю - другая часть будет по случаю, предвыборная. Поэтому их надо будет подвергнуть особенно тщательной, ответственной и осмотрительной оценке в соответствии с ценностным принципом "Человек - Государство - Будущее".

Я верю, что такой принцип оценки уберег бы нас от множества ошибок последних лет и очевидного законодательного брака. Этот принцип может помочь найти мудрое равновесие в будущих решениях. Я убеждена, что только он может стать надежным фундаментом для восстановления отношений между человеком и государством, которым мы должны уделять особое внимание. Однако эти отношения постиг глубочайший кризис, какого никогда не было в восстановленной независимой Литве.

Говорю это, опираясь не только на выводы исследователей общественного мнения, гласящие, что почти 80 процентов населения уже не доверяют партиям, политикам и государственным институтам, иначе говоря - самому государству. Их пессимистическую оценку подтверждает и неопровержимый факт, что все больше граждан уже не ходят на выборы. Граждане добровольно отказываются от права участвовать в управлении своим государством. И на самом деле не потому, что пассивность, равнодушие или "та проклятая покорность" были бы нашей врожденной национальной чертой. Отнюдь.

Давайте вспомним референдум 1992 года по Конституции. Был сильный снегопад, нарушилось движение и электроснабжение, но несмотря на стихию и вызывая удивление международных наблюдателей, на голосование пришли примерно 75 процентов избирателей. Пришли, потому что верили, что их голос может предопределить перемены. Давайте вспомним праздник по случаю Дня независимости в этом году. Собрались десятки тысяч, тем самым, подтверждая, что их любовь к Родине - жива. Или последнюю акцию по очистке окружающей среды от мусора. Собралось огромное количество людей, уверенных в том, что они своими руками могут очистить Литву от мусора.

Однако - больно и стыдно - те же люди не верят, что могут очистить Литву своим голосованием. Они больше не верят, что изменения политических оттенков в Сейме или местном самоуправлении могут определить реальные перемены в жизни страны и их собственной жизни. Люди более не доверяют никаким - ни левым, ни правым, ни уже успевшим разочаровать новым. Они не доверяют власти, политикам или политике в целом. Это самый серьезный предупреждающий звонок для политических партий, которые замкнулись в своих узких партийных интересах и словно забыли, что их судьба - в руках избирателей, а не наоборот.

Я думаю и о масштабе эмиграции. Не как об экономическом явлении, а как об отношениях между человеком и государством. Оставить Родину - трудное решение. Однако все больше людей Литвы решаются на этот шаг и все больше - рассматривают такую возможность. Мы утешаем себя, что это - естественное последствие экономического кризиса. Но ведь в странах, куда уезжают наши соотечественники, тоже кризис. Тоже безработица, социальная уязвимость, неизвестность. С другой стороны, нашу страну покидают не только стесненные нуждой безработные. Поэтому давайте посмотрим правде в глаза и признаем: люди эмигрируют не только и не столько в силу экономических причин. Они уезжают в чужие страны, потому что почувствовали себя чужими в своем краю.

Сегодняшняя политическая культура и мораль заставляют сомневаться: возможно ли еще работать на благо литовского народа, а не какого-либо политического консорциума или группы интересов? Давайте ответим сами себе на эти вопросы - не с трибуны, не перед камерами, а перед своей совестью. Давайте ответим и начнем меняться и менять. "Служить Родине, демократии, на благо людей Литвы" - ведь это слова из вашей и моей присяги. Давайте превратим эти осмысленные слова в осмысленные труды. Давайте приступим к конкретным действиям для достижения реальных, важных для человека результатов.

Сегодня нас особо беспокоит экономический застой и его последствие - безработица. Мы ежедневно об этом говорим. Однако, если это действительно вызывает озабоченность, мы должны знать, что в ближайшие годы бюджет будет не в состоянии выделять щедрую финансовую помощь для стимулирования экономики. Нам известно, что мы не сможем значительно облегчить налоговое бремя. Так давайте возьмем и облегчим то, что можем - бюрократическое бремя.

Давайте приведем в порядок конкурентную среду. Путем обеспечения равных и справедливых условий конкуренции для всех участников экономики, путем обуздания произвола монополистов мы защитим и честный бизнес, и потребителей. Давайте будем поощрять и формировать принцип, что БЫТЬ ЧЕСТНЫМ - ВЫГОДНО. Необходимо доверять честному и прозрачному предпринимательству. Давайте создадим такие условия, чтобы работающие в настоящее время в теневой экономике и содержащие свои семьи представители малого бизнеса, мастера, а также творцы выпрямили спины, поверили и смогли бы делать свое дело легально, не теряя достоинства и не унижаясь.

Я говорила о катастрофически снижающейся активности граждан. Я упомянула о глубоких причинах - разочаровании, утраченном доверии. Чтобы его вернуть, потребуется много усилий и времени. Хорошо, что делаются, по крайней мере, небольшие шаги в этом направлении. Например, упрощаются условия по трудоустройству молодых людей, впервые попадающих на рынок труда. Именно таким предложениям, ориентированным на человека, должен быть присвоен статус особого приоритета, именно таких решений должно быть намного больше.

Такая выполнимая работа есть в каждой области. Давайте, сделаем ее, и станет светлее. Для этого не надо составлять все новые программы. Не нужны и миллиардные инвестиции из бюджета. Необходимы сконцентрированные и целенаправленные действия. Наконец, давайте откроем политическую систему для более широкого участия беспартийных граждан. Давайте откроем и сами партии - для новых лиц, новых подходов, идей и демократии внутри партий. Таким образом, мы пошлем сообщение, что голос народа важен, его участие в жизни государства возможно и ожидаемо.

Мы много говорим о коррупции. Возмущаемся, анализируем корни, прогнозируем последствия. Однако в прошлом году по фактам коррупционных деяний было начато свыше семисот досудебных расследований. До суда дошло всего каждое второе дело. За злоупотребление служебным положением реально свободы лишился один человек. За взяточничество - ни один. Комментировать не буду. Это уже бессмысленно и стыдно. Представлю несколько конкретных предложений:

Во-первых, государственный служащий, должностное лицо, злоупотребляющее своим служебным положением в корыстных целях, должно быть лишено права занимать должности на государственной службе, а возможность вернуться на нее должна рассматриваться особенно внимательно. Мы не имеем права легкомысленно подвергать риску общественный интерес, опять доверяя государственные обязанности таким лицам, которые службу воспринимают как инструмент для обогащения.

Во-вторых, все имущество, приобретенное за незаконным способом полученные доходы, должно быть конфисковано. С людьми, для которых имущество выше долга и чести, надо говорить на понятном им языке.

В-третьих, давайте увеличим наказание за коррупционные и экономические преступления. Они должны быть отпугивающими для тех, кто мыслит только экономическими категориями "выгодно - не выгодно". Я вынесла на рассмотрение такие поправки к Уголовному кодексу и прошу вас их поддержать.

В-четвертых, я предложила продлить сроки давности. Так мы пресечем путь возможным уклонениям от заслуженных наказаний. Вероятно, что ускорятся и досудебные процессы, а также рассмотрение дел в судах - ведь долго "болеть", быть в отъезде, находить другие причины, чтобы затянуть ситуацию, просто "будет невыгодно". Эти предложения уже в Сейме. Прошу вас, не откладывайте их рассмотрение и принятие.

Я надеюсь, что Сейм не будет медлить и уже в этом году примет важные для борьбы с коррупцией законы о лоббистской деятельности и влиянии на законодательство и об утверждении кодекса поведения государственного служащего. Обществу трудно поверить, что политики серьезно настроены на борьбу с коррупцией, когда из года в год затягиваются такие важные решения. Только нетерпимость к коррупции каждого из нас может ее изгнать из нашей жизни.

Наконец - суды. Их роль в борьбе с коррупцией особенная. Более того, именно судам отводится исключительная роль в утверждении отношений нового качества - опирающихся на взаимном доверии между гражданами и государством. Такие отношения невозможно представить без надежных, гарантирующих веру в правосудие судов. К сожалению, сегодня люди иначе относятся к судам. Очевидные недостатки видят специалисты в области юриспруденции, с критикой выступают сами судьи.

Система бюрократизировалась. Она стала высокомерной. Энергия руководителей судов и самоуправления отклонилась в академические дискуссии и выяснение взаимоотношений. Увы, в дискуссиях места не осталось для самой главной темы - правосудия и проблемы человека в судах. Закрытая, слабо контролируемая обществом система терпимо относится к распространению "двойных стандартов". Волокита стала традицией, которая становится знаменитой уже и в европейском пространстве.

Поэтому давайте откроем систему для преобразований, новых лиц и новых начинаний. Давайте больше не будем игнорировать требования людей по более широкому представительству общественности в судах. Давайте последовательно соблюдать предусмотренный принцип ротации председателей судов. Также - давайте упростим процедуры судебного процесса. Пересмотрим функции инстанций - немалую часть споров можно разрешить в досудебном порядке. Облегчив трудовую нагрузку судов, давайте требовать высшего качества работы.

И, наконец - отбор и оценка судей, процедуры рассмотрения дел о нарушении этики и дисциплинарных дел. Этому направлению совершенствования системы буду уделять особое внимание, так как я убеждена: осуществлять правосудие именем государства может только корпус компетентных и верных идеи справедливости судей.

Государство сильно настолько, насколько люди верят в его справедливость. Говоря это, я думаю не только о букве закона. Я думаю о всесторонней - социальной, экономической, общечеловеческой - справедливости в самом широком смысле этого слова. Это - обязательная черта здорового общества, необходимый ориентир для государственных решений. Это наиболее актуально сейчас, в период экономических и социальных испытаний.

Хотя нам удалось предотвратить опасность финансового краха, мы обязаны быть реалистами: положение все еще хрупкое и уязвимое. Признаки оживления экономики - хрупкие. Прогнозы на ближайший период - сдержанные и переменчивые.

Реальный прогноз только один: по крайней мере еще несколько лет государство не сможет быть щедрым. Именно поэтому оно будет обязано быть справедливым и мудрым - более чем когда бы то ни было. Именно поэтому при таких обстоятельствах особенный смысл приобретают фундаментальные ценностные принципы - справедливость, человечность и, особенно хочу подчеркнуть, ответственность.

Уважаемые,

Судьба не пожалела для нас испытаний - можем грустить или злиться по этому поводу. Однако в обмен, в качестве компенсации за трудности, она дала возможность. Я ПРИЗЫВАЮ ПРИНИМАТЬ СВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СВОЕ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В НЕМ ПРОБЛЕМЫ КАК СВОИ И САМИМ РЕШИТЕЛЬНО И ТВОРЧЕСКИ ИХ РЕШАТЬ! Я призываю КАЖДОГО гражданина Литвы СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ВЫБИРАТЬ, СПРАВЕДЛИВО ТРЕБОВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! Я верю, мы преодолеем все кризисы. Если преодолеем в себе самый большой - кризис ответственности и доверия."