Глава областной администрации Анатолий Гужвин утвердил областную целевую программу "Развитие личных подсобных хозяйств в 2001-2005 годах". Как отмечает газета "Волга", в последние годы в агропромышленном комплексе произошли существенные изменения. Коллективные сельхозпредприятия значительно сократили объемы производства, что, в свою очередь, привело к сокращению предложения рабочих мест. Не у дел оказались почти 15 тыс. всех занятых в экономике области. В этих условиях активное трудоспособное население занялось производством животноводческой, овощеводческой продукции, преимущественно на подворьях. Причем объемы производства позволяют обеспечивать содержание их семей и осуществлять товарное производство. Для значительной части сельских жителей ЛПХ превратилось из дополнительного источника дохода в основной. Наиболее активно развивают личные подсобные хозяйства жители близлежащих к областному центру районов, что обеспечивает достаточно стабильный сбыт произведенной продукции при минимальных транспортных издержках.

Постепенно личные подсобные хозяйства стали основными производителями сельскохозяйственной продукции в области. Их удельный вес в сельскохозяйственном производстве в 1990 году составил 29 процентов, в 1996 - 57,3, а в 2000 году уже достиг 74,3 процента. Нынче основная доля производства овощей, бахчевых культур, картофеля приходится на частный сектор. ЛПХ выращивают урожай сельскохозяйственных культур значительно выше, чем сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Численность крупного рогатого скота на подворьях на 1 января 2001 года составила 110,1 тыс. голов, в том числе коров 54,4 тыс., что составляет 73,2 и 77,5 процента к соответствующим показателям в целом по области. Продуктивность животных в хозяйствах населения выше, чем в сельхозпредприятиях.

Однако, несмотря на видимый успех, в развитии ЛПХ имеются проблемы. Основная из них - отсутствие системы закупок у населения сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает рост объемов производства. Ранее эти функции выполняла потребительская кооперация. Однако ввиду убыточности эта работа была свернута. Население вынуждено самостоятельно искать покупателей на свою продукцию, что сопряжено со значительными затратами, потерей времени. Большая часть продукции реализуется либо самим населением на рынках Астрахани, либо закупается иногородними заготовителями и вывозится за пределы области.

В предстоящий период в условиях стабильного роста объемов сельскохозяйственного производства показатели в личных подсобных хозяйствах будут увеличиваться опережающими темпами. В них ожидается прирост трудовых, земельных ресурсов и капитала за счет имущественных паев, получаемых их владельцами из неплатежеспособных коллективных сельскохозяйственных предприятий, а также увеличение поголовья всех видов скота. Основой для развития личных подсобных хозяйств станет их интеграция в экономику области путем развития кооперационных связей в сфере переработки, реализации и агросервиса. Базой такой кооперации станет производственная инфраструктура реформируемых сельскохозяйственных организаций.

Малоимущим слоям населения, имеющим личные подсобные хозяйства, предполагается финансовая поддержка за счет бюджета области. Финансовые средства будут направляться для приобретения горюче-смазочных материалов, удобрений, ядохимикатов, хозинвентаря и т.д. Также будет оказано содействие в привлечении ЛПХ кредитных ресурсов. Программа предусматривает финансовую поддержку тех перерабатывающих предприятий, которые будут закупать сельскохозяйственную продукцию в личных подсобных хозяйствах. А также тех компаний, которые будут поставлять им скот и сельскохозяйственную технику на лизинговой основе.

Программой предполагается развитие взаимовыгодных экономических отношений между личными подсобными хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями путем их кооперации и интеграции. Предприятия будут обеспечивать население кормами, оказывать ему другую поддержку (причем не только своим работникам, но и другим жителям населенных пунктов), получая взамен сельскохозяйственную продукцию и реализуя ее через свои каналы сбыта, в том числе перерабатывающим предприятиям.

Также предусмотрено создание муниципальных предприятий по обслуживанию личных подсобных хозяйств. Такие предприятия смогут осуществлять закупку сельскохозяйственной продукции, а также принимать ее в качестве платы за предоставленные услуги. Для реализации программы потребуется 88,97 млн. рублей, из них 48,52 млн. из областного бюджета, 0,45 млн. - из муниципальных бюджетов районов области и 40 млн. рублей кредитных ресурсов. Реализация программы предполагает повышение роли личных подсобных хозяйств в обеспечении продовольственной безопасности области, увеличение объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции.