"Неслыханный эксперимент над уникальной акваторией седого Каспия"

Катастрофа в Мексиканском заливе - это прекрасный повод переосмыслить экологические риски на Каспии. Закавыка только в том, что в Казахстане вопросы экологии традиционно используются как инструмент политического давления на иностранные нефтяные компании. Да, массированное информационное присутствие в теме защиты экологии может означать что угодно. Но в первую очередь, о проблематике должны помнить иностранные игроки. Потому что если некогда оппозиционные, находящиеся на длительной консервации, идеи о введении моратория на нефтедобычу в акватории Северо-Восточного Каспия начинают озвучивать подконтрольные партии власти СМИ - то стоит воспринимать это как ясный сигнал. Особенно - в условиях устойчивого государственного курса на национализацию отрасли.

"Литер", издание партии власти "Нур Отан" - публикует интервью с экологом Галиной Черновой - именно она задает вероятный тренд ближайших лет в отношениях с нефтяными инвесторами. "Одно из радикальных предложений - объявить мораторий на нефтедобычу в акватории Северо-Восточного Каспия, поскольку реально компании-инвесторы, ведущие Кашаганский проект, не готовы технически решать многие проблемы, встающие перед ними в данном проекте. Проводится неслыханный эксперимент, только не в лабораторных условиях, а над уникальной акваторией седого Каспия...

К примеру, что делать с сероводородом в случае его утечки или аварии на скважине? Сегодня инженерная группа проекта решает проблему нейтрализации сероводорода через закачку сырого газа обратно в пласт. Не буду вдаваться в сложности инженерных предложений, скажу только одно, что компания НКОК собирается закачивать газ обратно в пласт на море, для чего строит в акватории Северо-Восточного Каспия искусственные острова. На островах будут размещаться эксплуатационно-технологические комплексы. Фактически это мини-заводы по переработке нефти, с учетом газоразделения. Но в условиях, когда на море у Казахстана практически нет ни постов Казгидромета, ни автоматических станций наблюдения за выбросами и сбросами в окружающую среду со стороны нефтескважин, практически в данном регионе отсутствует какой бы то ни было государственный мониторинг за происходящим бурением на море, да и экосистемы в целом, и покуда этот мониторинг не будет организован, говорить о нефтедобыче как о вопросе решенном - значит по меньшей мере вызывать дополнительный огонь на себя".

Об одном и том же явлении - заброшенных еще с советских времен скважинах на Каспии - рассказывают сразу два разноплановых издания: деловая газета "Бизнес и Власть" и новостной сайт нефтяной Атырауской области Atyraunews.

"Обеспокоенность по поводу безопасности нефтедобычи на каспийском шельфе вполне оправданна, соглашается г-н Криводанов, - рассказывает "Бизнес и власть". - По его словам, если ситуация в Мексиканском заливе повторится в таком закрытом водоеме, как Каспийское море, это поставит жирный нефтяной крест на его флоре и фауне и станет глобальной экологической катастрофой для всего региона. По подсчетам г-на Хакимова, в случае катастрофы на Кашагане объема разлитой нефти (в виде пленки) хватит на все Каспийское море, а выброшенные парниковые газы окажут на атмосферу Земли больше влияния, чем выбросы парниковых газов со всей остальной территории планеты. Экологическая катастрофа на Каспии будет один к одному похожа на сегодняшнюю аварию в Мексиканском заливе, прогнозирует г-н Хакимов. Но проблема усугубится тем, что виновников аварии определить вряд ли удастся".

"Сколько осталось скважин под водой, и какие из них дают течь - точно неизвестно, - пишет, ссылаясь на данные начальника Атырауского (ранее - Гурьевского) областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ербола Куанова Atyraunews. - По приблизительным подсчетам, количество таких скважин может быть до полутора тысяч. Но это всего лишь, приблизительные данные подчеркнул он. Так же чиновник отметил, что финансирование на ликвидацию затопленных нефтяных скважин ежегодно уменьшается. Одной из причин этого, как раз таки и является отсутствие точных данных о количестве скважин и об их состоянии на сегодняшний день".

Однако крест на потугах экологов ставит "Курсив". Издание рассказывает о предложении Турции: воспользоваться нефтепроводом Самсун - Джейхан для транспортировки казахстанской нефти в Европу. Это предложил побывавший недавно в Астане президент Турции Абдулла Гюль. А согласие Казахстана означает, что добыча нефти на казахстанском шельфе Каспия будет наращиваться. "Россия заявила о готовности поставлять в трубопровод свою нефть в обмен на разрешение Турции строительства газпромовского South Stream по ее части шельфа Черного моря. К тому же Анкара заявила, что хотела бы видеть в проекте Казахстан и Туркмению. Однако предварительные переговоры по этому поводу проводила Москва и, по сообщениям российских информагенств, еще прошлым летом заручилась поддержкой Казахстана, на чем все и закончилось.

Аналитик ГК "Алор" Наталья Лесина считает, что целью привлечения Казахстана является существующий переизбыток мощностей по транспортировки нефти в Европу, а российской нефти, скорее всего, не хватит на заполнение данного маршрута. И именно для российской стороны важен вопрос привлечения такого партнера как Казахстан. Казахстанской нефтью будет заполнена лишь часть нефтепровода, основная доля придется на нефть из РФ. На ее взгляд, вопрос заполнения данного трубопровода - основной при реализации этого проекта".

"Весной 2011 года, скорее всего, состоятся выборы в Мажилис"

Внутреннюю политику Казахстана ожидает смена политической конфигурации. Об этом можно судить, лишь мимолетно изучив информационное поле республики - политтехнологи явно "замеряют" ситуацию, провозглашая будущим премьером то одного, то другого деятеля. В этой связи немаловажно, хоть это и не отмечено в печати, во всяком случае, русскоязычной, что в некоторое движение пришла и родовая структура Казахстана. По совокупности признаков - аналитики говорят грядущей о смене правительства, а затем и парламента страны.

Geokz.tv, ресурс, к которому в последнее время перекочевал ярлык одного из самых информированных СМИ, рассказывает как раз о грядущей политической конфигурации страны. "Кого же прочат на должность нового премьер-министра Казахстана? Все сходятся на том, что альтернативы Умирзаку Шукееву попросту нет. Поддерживаемый "южанами", во главе которых стоит фактически второй человек в стране, управляющий делами Президента Сарыбай Калмурзаев, Шукеев провел переговоры о создании Таможенного Союза и готовится к тому, чтобы создать Единое экономическое пространство. Тем более, что в первопрестольной Москве он уже примелькался как "свой человек", понимающий важность России как важного партнера Казахстана в интеграционных делах.

В случае возможного отъезда Нурсултана Назарбаева в Москву, где, по слухам, ему готовят кресло Председателя Таможенного Союза с участием России, Казахстана, Беларуси и возможно - Украины и Кыргызстана, Умирзак Шукеев является идеальной кандидатурой на роль "Смотрящего" за Казахстаном...

В то же время акординские обитатели не списывают со счетов и руководителя администрации Аслана Мусина, показавшего себя сильным управляющим и патриотом страны. Он располагает не только крупными финансовыми ресурсами, но и серьезной поддержкой западных регионов Казахстана, где сильное влияние приобрел его сын Аслбек - неординарный философ и религиовед. Возглавляемое им движение коранитов уже набрало такую силу и авторитет, что последователей этого учения можно найти во всех уголках страны. И даже в органах государственного управления. Почитатели и сторонники А.Мусина считают, что из него получится хороший и эффективный премьер-министр, гораздо лучше понимающий экономику, чем К.Масимов и У.Шукеев. Во всяком случае - он не будет утверждать, что повышение зарплаты работникам бюджетной сферы произошло благодаря Таможенному Союзу...

Ожидаются серьезные перемены и в парламенте. Весной 2011 года, скорее всего, состоятся выборы в Мажилис, нынешний состав которого выработал свой ресурс и превратился в посмешище даже в глазах самой толерантной части казахстанского общества. В недрах Ак орды готовится план создания многопартийного Мажилиса. Наряду с "совестью народа" (партией "Нур-Отан"), в нижнюю палату парламента будут допущены две управляемые партии. Кто удостоится такой чести - пока не известно. Но таким эпатажным политикам, как Серик Абрахманов, выступившим недавно с открытым письмом к Президенту, путь в парламент заказан. До 2020 - это точно! В Мажилис придут надежные люди, не ставящие перед собой задачу переворачивания или раскачивания государственной лодки, но интеллектуально более подготовленные, чем нынешние депутаты".

Оценивает политические шансы оппозиции Central Asia Monitor. Авторы издания более чем уверены: у радикалов нет никакого будущего в рамках существующего режима. И поэтому они нуждаются в более жесткой переоценке политических ценностей. "Если проанализировать все те события, которые произошли весной нынешнего года, то можно выявить несколько основных тенденций. В первую очередь, стал, как мы уже говорили выше, понятен расклад сил на оппозиционном поле страны. Уравновешенный и незаметный "Ак жол" Алихана Байменова, который прекрасно проявил себя в процессе разработки окончательного варианта Доктрины национального единства, соседствует с ОСДП "Азат" и сборной солянкой, которую мы и назвали "аблязовской коалицией". Также стоит отметить, что только недавно стали видны изменения, произошедшие с партией ОСДП "Азат". Если раньше ее можно было назвать "радикальной" оппозицией, то сегодня это звание отобрала партия "Алга!", тесно работающая в связке с коммунистами.

Давайте вспомним, что с начала нынешнего года именно партия "Алга!" выступала главным организатором различных оппозиционных мероприятий. При этом на них ни разу не присутствовали представители ОСДП "Азат", хотя вожди этой партии несколько лет пытались объединить все оппозиционные силы страны в единый кулак...Если быть более конкретным, бросаться в глаза это стало после того, как партия Абилова слилась с ОСДП Жармахана Туякбая, которого многие идейные оппозиционеры по сей день за глаза кличут "засланным казачком". Так что в ближайшее время объединения оппозиции, которого с нетерпением ждут буквально все и которое вот уже несколько лет "должно произойти со дня на день", к сожалению, не предвидится".

У умеренной партии "Ак Жол", по мнению редакции интернет-газеты "Контур", появилась парламентская перспектива - дескать, администрация президента (АП) именно ее выбрала на роль спарринг-партнера для "Нур Отана". "А насколько велика вероятность проведения новых выборов? Вот уже несколько месяцев об этом ходят упорные слухи, но до июля, вполне вероятно, тема досрочных выборов не перейдет в разряд реальных сюжетов. Означает ли это, что АП намеренно провоцирует фальстарт, поддерживая искусственное напряжение в стане оппозиции? Более, чем вероятно. Но еще вероятнее, что даже в АП до конца не могут предугадать намерений 01-го. Вот уже год длится конкуренция проектов, а результатов все нет. В этом отношении возможным представляется определение даты выборов - поздняя осень, сразу после очередного досрочного съезда "Нур Отан", на котором партия власти может презентовать свою предвыборную платформу".

О том, что правительством недовольны уже на всех уровнях, подмечает газета "Время", косвенно тем самым подтверждая тезис о скорых пертурбациях на Олимпе власти. "Итак, что мы имеем? Экономика функционирует при на редкость сомнительном и непрофессиональном исполнении бюджета. Министерства толком ничем не управляют из-за того, что находятся в состоянии перманентного хаоса административных реформ. Парламент озабочен исключительно морально-нравственными и юбилейными вопросами. Инвестиционные институты работают отвратительно. Уровень коррупции зашкаливает даже за то, что у нас считается нормой. Политическая и культурная элита целый год яростно занимается дискуссиями о доктрине национального единства. Описание ситуации в образовании, здравоохранении, охране общественного порядка, экологии, тарифной политике невозможно сделать без использования ненормативной лексики. Правящая партия борется с коррупцией методами наглядной агитации, а праволевая оппозиция озабочена защитой морального облика беглых преступников. Что вообще происходит в стране?.."

А вот информационно-аналитическое бюро "Пик" заходит издалека, публикуя материал о партийном кризисе всей мировой политической системы. "У "Нур Отана" всего две перспективы. Первая - оставить все, как есть, и продолжить прозябание ортодоксальной организации, интересной исключительно карьеристам и критикам, зарабатывающим на этой критике себе на хлеб с маслом. Вторая - трансформация во что угодно, но только не в клон-партию. В течение, движение, содружество, сообщество, братство, команду - во что угодно, лишь бы избавиться от ортодоксальности, сбросить гнетущую рудиментарность ХХ века и хотя бы попытаться стать интереснее сегодняшним интеллектуалам со знаком плюс".

"Самую большую опасность представляют не террористы, не оппозиция, а сама элита"

Отказ Нурсултана Назарбаева от статуса Лидера нации - снова ставит знак вопроса перед казахстанским обществом - а сформировалась ли в Казахстане нация? Очень многие в стране считают, что необходимо определиться с механизмами, которые бы обеспечили преемственность курса, нацеленность страны на модернизацию. Но при этом в обществе, а тем более, у элиты - нет понимания: в каком русле будет двигаться постназарбаевский Казахстан.

Проект DAT публикует материал казахстанского политолога Досыма Сатпаева, который считает именно так - что элиты в Казахстане нет и не предвидится. А преемственность в стране понимают, как сохранение статуса-кво. "Для Казахстана давно уже самую большую опасность представляют не террористы, не экстремисты, не оппозиция, а сама элита. Она, к сожалению, напоминает банку с пауками, где первое внимание уделяется не интересам всего общества, а только интересам конкретных групп, которые и борются за ресурсы. И этот менталитет, и такое отношение к власти не поменяется с приходом преемника.

Естественно, такая элита не способна вывести Казах­стан на новую траекторию развития" Ее интересует собственная стабильность, ее представители путают под ней другое понятие - "статус кво". Они хотят, чтобы ничего не менялось, чтобы никто не трогал их собственность, и все оставалось, как есть. И дальше этой цели, своего носа они не заглядывают. И Казахстану рас­считывать при этой элите на то, что будет развиваться хотя бы экономически сильное государство, я сильно сомневаюсь".

Его мнение в той или иной степени разделяют и аналитики Информационно-аналитического Центра изучения постсоветского пространства при МГУ им. М.Ломоносова. Сравнивая Россию с Казахстаном, они приходят к неутешительному выводу: пока все процессы, касающиеся смены власти, нереализуемы именно из-за элиты. "Неизбежно встает проблема поиска новых мотивов для национальной элиты, поскольку очевидно, что обновление и модернизация должны затрагивать не только абстрактные структуры, но и вполне конкретных людей, т.е. высший слой чиновничества. В данном случае речь не идет о какой-то кадровой ротации или замене одних персонажей на других. Необходимо говорить о новом уровне ответственности элиты, о существенном повышении ее качества. И, с этой точки зрения, все словесные баталии вокруг известного законопроекта по большей части продиктованы желанием увести тему для обсуждения в сторону, свести ее к персональному фактору, фактору лидера. Реальная повестка дня заключается в ином. Ее центральным звеном является поиск ответа на вопрос, который обозначил Ерлан Карин: способна ли элита мыслить в общенациональном масштабе? Что собственно и позволяет считать ее элитой. Вполне возможно, что текущий момент как раз и будет определяющим с точки зрения ответа на этот крайне непростой вопрос. Либо национальная элита будет "встроена" в процесс модернизации как ключевое звено, либо разрыв между властью и обществом будет постоянно расти. Элита должна быть единой, но единство это, в первую очередь, должно быть обеспечено новыми идеями. Дискуссия о лидере нации такую возможность предоставляет, но ей еще необходимо воспользоваться".

Радио "Азаттык" публикует исследование вице-президента Экспертного совета Казахстана Султана Кадырова. Он тоже отмечает, что в Казахстане не существует нации. Любопытно, что вывод - спрятан буквально между строк работы: слишком рано выдвигать проекты вроде лидера нации. Необходимо сначала хотя бы определиться, по какому пути идет Казахстан. "В Казахстане за неполные 20 лет независимости единая нация не создана. Реформы в большой степени способствовали разобщению. Власти не сумели сделать казахский язык реально государственным, не модернизировали его для современных реалий, как это было сделано в Турции. Противоречия почти везде. С помпой финансируются газеты и школы малых этнических диаспор. Словно специально выискивает хотя бы 10-20 представителей какого-нибудь экзотического этноса, чтобы создать очередной национально-культурный центр. Нет четких стратегий пути нации и перспектив ее развития. Доктрина национального единства не является стратегией, да и документом. Несмотря на предложения назвать единую нацию казахской, не сделано ничего для интеграции диаспор. Отсутствует консолидация населения. Вводятся идеологемы, которые сводятся к одному человеку. Либо - что еще опаснее - используются российские идеологемы и технологии, это усугубляет процессы национального строительства. Нет идеи, идеологемы меняются ежегодно с каждым посланием президента. Несуществующая нация двигает несуществующую идею, но с уже почти существующим лидером".

Об отсутствии разнообразия в политических играх пишет аналитик информационно-аналитического бюро "Спик". "Словом, залезши в своем нагнетании негатива вокруг президента, жаждущего захапать себе звание "Лидера нации" и прилагающиеся к нему бонусы, в полный бред, включающий и вполне явные призывы к насильственному свержению власти, информационная команда Аблязова пытается сдать назад, цепляясь за соломинку: мы, типа, заранее думали, что он ничего не подпишет. И вот вам версии. Почему-то в их число не попала наиболее разумная - что все эта возня с лидером нации инициирована кем-то, враждебным президенту, но Нурсултан Назарбаев на подначки не пошел - подписывать проект отказался.

Далее можем ожидать целого залпа подобных откровений: от "Это все была игра Назарбаева, чтобы набрать очки" (зачем) через "Он побоялся терять лицо перед США и Европой" до "Они хотели это провернуть, но услышали наш гневный вопль, и побоялись продолжать". Это, как бы, предсказуемо. Другое дело, что эта предсказуемость, знаете, начинает надоедать - одни играют в "Подмахни президенту, пусть даже он об этом и не просит", другие по любому удобному поводу пытаются раскочегарить топку общественных отношений, вызвать социальный конфликт, создать хаос. Может, пора внести в ваши политические игрища хоть какое-то разнообразие, господа элитарии?"

Запоздало обосновывает идею "лидера нации" аналитический журнал "Центр Азии". По мнению автора, раз в Казахстане нет нации - ответственность ложится на президента страны. "В обществе в принципе много потенциально недовольных, но при этом оно явно боится перемен. Это прямой результат относительно сытой и спокойной жизни большей части населения, что является итогом предыдущего эффективного управления страной в "ручном режиме". Соответственно общественность волнует вопрос, что будет дальше, существует ли какой-либо риск дестабилизации или система все-таки сможет обеспечить преемственность власти.

В этой ситуации основная ответственность ложится на президента страны. Статус лидера нации позволяет ему расширить поле для политического маневра, а значит, создать "подушку безопасности" не столько для себя лично, сколько для страны. У него появляется возможность своим авторитетом обеспечить в будущем плавную передачу власти, нейтрализовать все вероятные негативные моменты. А для такой страны, как Казахстан, главное - это не допустить начала открытой конкуренции среди элит, каждая из которых в процессе борьбы может обратиться за поддержкой к одной из внешних сил. С учетом сложной геополитической обстановки в нашем регионе, это может привести к тому, что именно на нашей территории будут выяснять свои противоречия ведущие мировые державы со всеми вытекающими отсюда последствиями. По большому счету, открытой конкуренции Казахстан не выдержит, тут не надо быть большим политологом, а надежды стать чем-то вроде Польши явно не слишком оправданны. Значит, необходимо сохранить то, что имеем, и заняться институтами, необходимыми для модернизации жизни государства и общества согласно лучшим азиатским образцам".

"Изменится ли что-нибудь за оставшиеся семь месяцев в тактике и стратегии председательства Казахстана в ОБСЕ?"

Председательству Казахстана в ОБСЕ дают первые оценки внутри страны. Главная эмоция этих выступлений - досада. Оппозиционные политики и эксперты пришли к главному для себя выводу - политика двойных стандартов характерна не только для республики, но и для международных организаций.

"Новая газета Казахстан" публикует традиционный материал генерального секретаря оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии "Азат" Амиржана Косанова. Ничего неожиданного нет: он в пух и прах разносит внешнеполитические инициативы Казахстана в статусе председателя ОБСЕ. Некоторые эксперты отмечают, что одна из причин промежуточного фиаско Ак-Орды на ниве ОБСЕ - наличие множества заявленных приоритетов и чрезмерное распыление сил. Позволю себе не согласиться с ними. Наша власть заведомо знала о невозможности выполнения столь амбициозных мегапроектов! Как и знала о том, что никто не вправе упрекать ее за это. Так было всегда. И так, скорее всего, будет и в ближайшее время, пока дело не дойдет до реальной реформации ОБСЕ, которая позволила бы ей вернуть былой международный авторитет и создать реальные механизмы влияния на мировые процессы.

...Говоря о промежуточных, надо иметь в виду, что грядут и окончательные итоги. Изменится ли что-нибудь за оставшиеся семь месяцев в тактике и стратегии председательства Казахстана в ОБСЕ?

Думаю, что нет. Не для этого все затевалось. Наоборот, весьма возможно, что после почетной миссии в ОБСЕ и накануне предстоящих президентских и парламентских выборов уже экс-председатель этой организации будет не только игнорировать ее демократические стандарты, но и еще более закрутит гайки. Благо опыт имеется".

В русле изменений во внутренней политике рассматривает председательство в организации политолог Андрей Чеботарев на страницах газеты "Известия-Казахстан". Он тоже не приходит к неожиданным выводам. "Определенные надежды поклонникам реформ дали слова главы государства в его видеообращении к участникам заседания Постоянного совета ОБСЕ, состоявшемся 14 января этого года в Вене: "Построение демократического общества - осознанный выбор нашего народа, и мы продолжим курс на дальнейшую политическую либерализацию страны...". Но позже в послании президента народу Казахстана, во-первых, был сделан акцент на обеспечение внутриполитической стабильности, а во-вторых, глава государства дал понять, что политическая модернизация в течение предстоящего десятилетия будет иметь последовательный характер.

Судя по всему, официальный подход к вопросам политической модернизации основан на том, что она хотя и рассматривается как постоянный процесс, выраженный в проведении определенных реформ и инноваций, но не отождествляется с демократизацией. В контексте этого подхода за прошедшие пять месяцев были осуществлены структурные изменения в правительстве, введена система оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти, приняты Доктрина национального единства Казахстана и план мероприятий по ее реализации.

В то же время все эти меры никакой логической связи с вопросами председательства в ОБСЕ не имеют. В принципе, руководство Казахстана не должно проводить какие-либо политические реформы именно для того, чтобы оправдать нахождение страны во главе ОБСЕ. Во всяком случае каких-либо специальных требований к стране-председателю внутри самой организации по данному вопросу нет".

Сайт радио "Азаттык" рассказывает о большом круглом столе, который провели представители демократической общественности. Обсуждение председательства в ОБСЕ шло при минимальном представительстве властных структур. Поэтому и здесь - царил ожидаемый пессимизм: Казахстан, дескать, недостоин кресла председателя ОБСЕ. Но основные баталии развернулись вокруг саммита ОБСЕ в Астане. "Идею проведения саммита ОБСЕ в Астане поддержал и заместитель председателя движения "Талмас" Денис Алимбеков, который пообещал в случае проведения саммита ударить автопробегом по двойным стандартам ОБСЕ. Противоположную позицию выразил независимый журналист и историк прессы Андрей Свиридов. Он выступил против идеи проведения саммита ОБСЕ в Астане.

- Этот саммит не должен состояться. Пускай Акорда проводит псевдосаммит с участием Беларуси, Туркменистана, Таджикистана и некоторых других постсоветских стран, пускай выдает его за настоящий саммит, но я призываю к тому, чтобы настоящий саммит ОБСЕ в Казахстане не был проведен, - сказал Андрей Свиридов.

В подобной ситуации, когда наметилось две противоположные позиции - выступить за или против проведения саммита, президиум круглого стола нашел соломоново решение: не "за" и не "против" проведения саммита. Эту позицию президиум круглого стола нашел в формулировке, которая была озвучена генеральным секретарем ОСДП "Азат" Амиржаном Косановым: "В последнее время власти Казахстана предпринимают активные усилия по организации саммита стран - участниц ОБСЕ в Астане. Мы считаем, что такой форум может быть эффективным лишь в том случае, если он убедительно продемонстрирует способность ОБСЕ поддерживать демократические ценности". Это предложение было единогласно принято.

"Власть рискует скоренько загнать страну в бюджетный кризис наподобие греческого"

Между тем, в экономике Казахстана официально завершился один из этапов выхода из кризиса. Национализированные банки завершили процесс реструктуризации долгов - именно этого ждали власти страны, чтобы заявить - в стране больше нет кризисных явлений. Однако по данным СМИ, они только нарастают. "Республика" подсчитывает деньги банков, ссылаясь на данные Агентства по финнадзору. По данным издания, об экспансии за рубеж казахстанские банки теперь забудут надолго. "По объему кредитов с просрочкой платежей лидирует "БТА Банк", показавший в апреле их значительное снижение - на 4,1%, до 1 трлн 43,6 млрд тенге, а в абсолютном выражении - на 44,4 млрд тенге. (USD по отношению к KZT = 1\146,7 - ИА REGNUM Новости) За ним расположился "Казкоммерцбанк", показавший прирост на 5,8% (35,5 млрд тенге), до 647,1 млрд тенге. Далее следуют "Альянс Банк" (452 млрд тенге, снижение на 2,6%), "АТФБанк" (374,1 млрд, прирост на 6,2%) и "Народный банк Казахстана", показавший значительное их сокращение - на 8,2% (24,8 млрд), до 277,1 млрд тенге. У занимающего 6-е место "Темiрбанка" этот показатель уменьшился на 0,3%, до 172,5 млрд тенге, в то время как следующий за ним "Банк ЦентрКредит" отличился значительным приростом - на 11,9%, до 82,5 млрд. Замыкают первую десятку по размеру кредитов с просрочкой платежей kaspi bank (54,3 млрд, снижение на 5,1%), "Нурбанк" (41,5 млрд, 8%) и "Евразийский банк" (35 млрд, 0,8%).

Не согласны с властями и аналитики переводного портала Inosmikz.com - они публикуют данные о ценах на недвижимость в Алматы - это показатель был главным барометром экономического роста в Казахстане. Теперь он же - лакмусовая бумажка кризисных явлений. "К примеру, к началу лета 2005 года в Алматы 1 кв м. стоил $933, к середине лета 2006 года - $1774,1. А как же складываются дела сейчас. Вот данные "Центра Коммерческой Недвижимости ЦКН Консалтинг" на этот счет: "Средневзвешенная цена квадратного метра жилой недвижимости города Алматы за 3-ю неделю мая составила 1715 долл. США. Этот показатель уменьшился по сравнению с показателем 2-ой недели мая, когда он равнялся 1721 долл. США на 0,3%". То есть на рынке жилья в Алматы цены стоят примерно такие же, какие они были летом 2006 года, в разгар бума и активнейшего формирования ипотечного "мыльного пузыря". И это происходит при такой ситуации, когда показатель доли невозвратных ссуд, большинство которых составляют ипотечные кредиты, в кредитном портфеле казахстанских коммерческих банков составляет уже порядка 50 процентов. Получается, что государственная власть Республики Казахстан, в отличие, скажем, от администрации США, откуда глобальный ипотечный кризис и берет свое начало, даже на исходе третьего кредитно-ипотечного кризисного года и не думает заставлять банки избавляться от плохих активов. И, соответственно, самым безответственным образом рискует скоренько загнать страну в бюджетный кризис наподобие греческого в случае резкого падения цен на нефть".

"Литер" поднимает вопрос ценообразования в Казахстане. О монополистах на страницах издания рассуждает директор центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. "По монополистам отдельный вопрос. Каждый раз они жалуются, что не хватает денег на ремонт, и обосновывают все очень логично. Этой логике хочется верить, если допустить отсутствие коррупции. Если бы не этот фактор, то рост тарифов монополистов происходил бы раз в десятилетие. Стоит отметить, что на фоне кризиса монополисты никак не снижали свои тарифы, а теперь, поверив в прекращение кризиса, только лишь за последний год добились повышения стоимости своих услуг на 27 процентов. Что касается девальвации, то она, по идее, не должна задевать тех, у кого тенговые кредиты и доход в тенге. Но в том-то и дело, что 60 процентов кредитов выдано в иностранной валюте и около трети являются валютно-индексированными. Те, у кого были валютные кредиты, были вынуждены компенсировать удорожание долга. Здесь надо сделать так, чтобы те, кто работал на внутреннем рынке, получил кредиты только в тенге безо всякой привязки к зарубежным валютам".