Главным итогом со стороны России, достигнутым к 100 дням Януковича, стало то что Кремль не допустил его "сависааризации". Янукович, хотя и пытался, но не смог занять в отношениях с Кремлем положение, подобное положению лидера эстонских центристов Эдгару Сависаару, который десятилетиями получает от России политическую и опосредованно, через нефтетранзит, финансовую поддержку и расплачивается за это черной неблагодарностью. Стоит вспомнить голосование контролируемой им парламентской фракции за закон, позволивший снести "Бронзового солдата".

Януковичу же не удалось заставить Москву платить "за мир" и сохранить при этом возможность политической игры на антироссийском поле, вступив в коалицию с националистами, что постоянно проделывает Сависаар.

Все меры, которые проводил Янукович с целью политической интеграции в ряды русофобов - приближение радикальной националистки Анны Герман, попытки создания коалиции с Ющенко и отказ от предвыборного обещания о повышении статуса русского языка до государственного, разбились о неимоверно щедрое, на первый взгляд, предложение от России по цене на газ. Предложение, от которого президент экономически обанкротившейся независимой Украины не смог отказаться.

Впрочем, если внимательно посмотреть на то, что получил Кремль за еще не выплаченные Украине сорок миллиардов долларов, то сделка не кажется невыгодной для России.

Во-первых: сохранено военное присутствие России на населенном русскими Крымском полуострове и более того, по новым соглашениям оно подкрепляется гуманитарным и экономическим аспектами, что совокупно позволяет не допустить дерусификации Крымской автономии.

Второе достижение является прямым следствием первого - в результате соглашений по флоту дезавуирована на достаточно длительную перспективу опасность блокировки "Партии регионов" с любыми "свидомитами", то есть Янукович лишен возможности маневра на антироссийском поле, который мог бы обеспечить ему независимость в диалоге с Россией. Единственные возможные для регионалов политические партнеры - коммунисты, наоборот, еще больше связывают попытки президента Януковича дистанцироваться от пророссийского электората и России.

В третьих: дотация Украине, оцениваемая в четыре миллиарда в год (хотя позитивный экономический эффект будет значительно больше) спасет Украину от прямого банкротства, но не избавит от всех экономических трудностей, в первую очередь проблем неимоверно раздутой на Украине социальной сферы и внешнего долга. То есть режим Януковича будет вынужден обращаться за помощью снова и снова.

На экономическую помощь Запада надеяться не приходится, так как она обусловлена требованием резкого сокращения той самой социалки, что для Януковича, как для политика, смерти подобно. Значит, обращаться придется к единственному игроку на восточно-европейской шахматной доске, который обладает финансовыми ресурсами - к России. В результате севастопольского гамбита, лишенный возможности политического шантажа, Янукович вынужден будет отрабатывать российскую поддержку реальными политическими шагами и инфраструктурными активами.

Опыт эстонского коллеги Януковича - тоже якобы дружелюбного к России политика Эдгара Сависаара - показывает, что если бы Россия не сделала Украине "щедрого" предложения по флоту, изолировав Януковича от националистов, то платить ей все равно бы пришлось, но уже только "за мир", как в свое время платили дань "за мир" Крымскому ханству. И платить пришлось бы гораздо больше.