ЗаПЧЕЛ на парламентских выборах осенью этого года может получить 7-9 депутатских мандатов, заявил в опубликованном сегодня, 4 июня, журналом Sestdiena интервью председатель фракции ЗаПЧЕЛ в Сейме Латвии Яков Плинер. Результаты парламентских выборов во многом будут зависеть от способности партий привлечь средства спонсоров и обеспечить свое присутствие в масс-медиа, полагает политик.

Валить действующее правительство ЗаПЧЕЛ не намерен, но и поддерживать все его начинания - тоже. "Если посмотреть наши голосования, то мы - очень конструктивная оппозиция. Если сейчас у нас "почти золотой голос", то в следующем Сейме он может стать "золотым"!", - сказал политик, отвечая на вопрос о "вечной оппозиционности" ЗаПЧЕЛ.

Плинер не только уверен в том, что ЗаПЧЕЛ пройдет в слкдующий Сейм, но и не исключает того, что именно "пчлы" окажутся в составе правящей коалиции, а не "Центр согласия".

"Сейчас уже не русские против латышей, а олигархи против тех, кто против олигархов. Мы уже сейчас работаем вместе с "Новым временем" и во всех вопросах, которые связаны с борьбой с коррупцией, голосуем вместе. В следующем Сейме надеемся на нашу коалицию с "Единством" (премьерское "Новое время" входит в предвыборный блок "Единство" - ИА REGNUM Новости)", - пояснил он.

Несмотря на публичные высказывания латышских партий, тех же "тевземцев", например, о невозможности сотрудничества с "пчелами", в действительности оно происходило на всех уровнях власти - и в парламенте, и в самоуправлениях, отметил политик. ""Единству" придется решить - работать с олигархами или не работать. Если они опять решат работать со старыми партиями, то все крики о честной Латвии пойдут по ветру", - сказал Плинер.При этом он подтвердил, что в ЗаПЧЕЛ происходит смена поколений и на лидерские позиции в партии выходит один из трех сопредседателей, депутат Сейма Юрий Соколовский.

На вопрос, почему он предпочел остаться в ЗаПЧЕЛ и не перешел в "Центр согласия", Плинер ответил, что ему близки идеи равноправия, которые отстаивают "пчелы" и обвинил "Центр согласия" в лицемерии, поскольку в своей предвыборной агитации тот обещает русским избирателям официальный статус для русского языка и гражданство всем, а латышам говорит, что дискуссия об официальном статусе русского языка не нужна: "Они латышам говорят одно, русским - другое, и выглядят умеренными. Пригласите меня в латышскую аудиторию и я скажу то же самое, что и в русской".

Ранее Плинер указал, что в вопросах гражданства, языка и образования ЗаПЧЕЛ защищает русских и русскоговорящих людей. При этом сам он - еврей, Соколовский - латыш, и русскими шовинистами "пчелы" не являются: "Ни в одном нашем документе нет ни слова, направленного против Латвии, латышей или латышского языка".

"Государственным языком, без сомнений, должен быть латышский язык. Это правильно и справедливо. Но есть одно "но". Мы считаем, что в местах, где проживает 20% и более нацменьшинств, официальным языком должен быть и русский. А это, без сомнения, все крупные города", - сказал Плинер.

Политик считает, что в Латвии образовалось двухобщиное государство и сожалеет об этом. Впрочем, при условии взаимного уважения, ничего ужасного он в этом не видит. Приведшей к двухобщинности ошибкой Плинер считает разделение жителей Латвии на граждан и неграждан, а также дискриминацию нелатышей в сфере языка и культуры.

В то же время он не поддержал бы идею нулевого варианта гражданства сейчас, но максимально упростил бы процесс натурализации. Когда журналист сослался на слова мэра Риги Нила Ушакова ("Центр согласия"), который получил гражданство Латвии путем натурализации, что натурализационный экзамен - элементарен, Плинер возразил: "Легко в бане писать, в бане даже трусы снимать не надо. Сдавать этот экзамен морально тяжело. Многие - местные, у многих родители спят в земле Латвии, поэтому проходить эту проверку вдвойне оскорбительно".

Плинер не признает "факта советской оккупации Латвии". "Даже если Россия признает оккупацию Латвии, я от этого шага воздержусь. Если признать оккупацию, то все нелатыши - более полумиллиона человек - станут гражданскими оккупантами. По законам того времени все было в порядке, депутаты Сейма проголосовали за принятие Латвии в состав СССР, Карлис Улманис сказал: "Я остаюсь на своем месте, вы остаетесь на своем". Думаю, что это была либо аннексия, либо инкорпорация", - предположил политик.

А если была оккупация, то надо судить колаборантов, т.е. всех, кто занимал высокие должности при советской власти, считает он: "Если говоришь А, скажи также и В".