"Украинские аппетиты на Приднестровье - не новость": Молдавия за неделю

Астана, 3 июня 2010, 21:24 — REGNUM  

Политика: "54,1% сторонников закрепления статуса русского языка нисколько не интересуют политиков и партии, входящие в "высшую лигу" молдавской политики". Запрет коммунистических символов: "Коммунизм - отдельно, русские - отдельно". Приднестровское урегулирование: "За действиями Киева необходимо вести такой же внимательный мониторинг, как и за "играми" Смирнова с Кремлем". Молдавия - Россия: "Эксперты предостерегают Молдавию от повторения сценария украинской газовой войны".

Политика: "54,1% сторонников закрепления статуса русского языка нисколько не интересуют политиков и партии, входящие в "высшую лигу" молдавской политики"

На прошедшей неделе в Молдавии обнародованы итоги традиционного социологического исследования "Барометр общественного мнения", проводимого по заказу Института общественной политики, пишет интернет-издание MoldovaNova.md. Результаты исследования свидетельствуют о падении рейтингов Партии коммунистов, Демпартии и либералов по сравнению с итогами выборов 29 июля 2009 года, в то время как рейтинг ЛДПМ заметно вырос. А вот Альянс "Наша Молдова", согласно социологам, и вовсе сегодня пролетел бы мимо парламента. В итоге, если бы парламентские выборы в Молдавии прошли в ближайшее воскресенье, законодательный орган был бы сформирован из представителей четырех политических партий. Партия коммунистов получила бы 29,5% голосов, Либерально-демократическая партия - 19,2%, Демократическая партия - 9,1% и Либеральная партия - 8,2% голосов избирателей. Остальные партии не преодолели бы 4-процентный избирательный порог: Альянс "Наша Молдова" - 2,4%, Социал-демократическая партия - 2,2%, Христианско-демократическая народная партия - 1,3%. Национал-либеральная партия, Центристский союз, движение "Европейское действие" и "Единая Молдова" набрали бы менее 0,5%.

Среди политических деятелей, вызывающих наибольшее доверие у населения, лидируют лидер Демпартии Мариан Лупу (42,9%) и глава ЛДПМ, премьер-министр Владимир Филат (42,5%), за ними следует лидер ПКРМ Владимир Воронин - 36,2% и мэр Кишинева Дорин Киртоакэ - 30%, продолжает MoldovaNova.md. Куда как внушительнее выглядят рейтинги политиков зарубежных. На первом месте в рейтинге политиков мирового уровня среди молдаван находится премьер-министр России Владимир Путин - 69,7% доверия, за ним следует президент РФ Дмитрий Медведев - 67,4%, затем президент Румынии Траян Бэсеску - 44,7% и президент США Барак Обама - 43,3%.

Не менее интересными оказались и результаты опроса по вопросу о статусе русского языка, пишет MoldovaNova.md. Выяснилось, что более половины населения Молдавии - 54,1% - выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% молдаван. Таким образом, даже всенародный референдум по этому вопросу (и без участия Приднестровья) немедленно привел бы к юридическому закреплению в Молдавии русско-румынского двуязычия (По конституции государственным языком Молдавии является "молдавский язык на основе латинской графики". Молдавская письменность существует на кириллице с XVI века. В 1989 году решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом, согласно данным рассматриваемого в публикации MoldovaNova.md социологического исследования "Барометр общественного мнения", 61,6% считают, что государственный язык в Молдавии должен называться молдавским, а 36,3% высказались за то, чтобы госязык именовался "румынским". Согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, при этом 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский - прим. ИА REGNUM Новости).

Проблема в том, что все эти 54,1% сторонников закрепления статуса русского языка нисколько не интересуют политиков и партии, входящие в "высшую лигу" молдавской политики, продолжает MoldovaNova.md. После циничного обмана со стороны коммунистов и Воронина, этот электоральный сегмент просто лишен своих политических представителей, которые бы продвигали реальные "языковые" чаяния и интересы большей части населения страны, подводит итог издание.

Интересный факт: в стране, которой руководит Альянс за европейскую интеграцию, наибольшим доверием населения среди иностранных политических лидеров пользуются премьер-министр и президент России, пишут "Молдавские ведомости". Этот факт был бы менее значим, если бы главной угрозой национальной безопасности не была признана бедность. Люди в Молдавии естественным образом испытывают уважение к лидерам, которые сумели отвести от своих государств перспективу развала и обнищания.

Евросоюз еще только готовил первую волну расширения, а Россия уже поставила перед собой цели евроинтеграции, продолжают "Молдавские ведомости". В 1999 году на саммите в Кельне ЕС выработал коллективную стратегию в отношении России и дал однозначный ответ: Россия должна быть интегрирована в общеевропейское экономическое и социальное пространство. В ответ Россия в октябре того же года утвердила Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года. В остальных странах СНГ идеи евроинтеграции тогда даже не существовало. Молдавия впервые заговорила о чем-то подобном года через два, а объявила евроинтеграцию основной национальной задачей в конце 2003-го. И то в пику России, с которой тогда прервала политический диалог из-за провала "Меморандума Козака".

А между тем процесс евроинтеграции России уже перешел во вторую стадию - не менее объемную и перспективную, чем первая, пишут "Молдавские ведомости". И сложности на этом этапе, наверняка, тоже будут. Однако у России и ЕС уже есть своя новейшая история партнерства. И общие ценности - в настоящем и будущем. Евроинтеграция - выбор, безусловно, политический. Но только с одной стороны. С другой - это выбор эволюционный. Россия изначально воспринимала Евросоюз как партнера, а для нас евроинтеграция стала способом решить собственные проблемы за чужой счет. Наших министров опекают европейские советники, о наших инвалидах и сиротах заботятся европейские организации, дефицит в нашем бюджете закрывают европейскими деньгами... Лишь в этом разница, все остальное - политические частности и болезни роста.

Печально констатировать, но опыта партнерства мы так и не наработали, продолжают "Молдавские ведомости". На последнем брифинге по итогам участия в совещании министров иностранных дел стран "Восточного партнерства" в Сопоте министр иностранных дел и европейской интеграции Юрий Лянкэ заметил: "Молдавия очень много выиграет от участия в "Восточном партнерстве" - важном инструменте достижения европейской интеграции". То есть, через семь лет провозглашения идеи евроинтеграции мы только учимся быть с ЕС партнерами, подводит итог издание.

Запрет коммунистических символов: "Коммунизм - отдельно, русские - отдельно"

Власти Молдавии могут, наконец, объявить вне закона использование в стране тоталитарной коммунистической символики, в частности символа "серп и молот", пишет интернет-издание MoldovaNova.md. Об этом заявил председатель комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в Молдавии Георгий Кожокару. Собственно, против символов труда рабочих и крестьян по отдельности никто ничего не имеет. Однако, отмечает Кожокару, как символ "серп и молот" были безвозвратно скомпрометированы. "Серп и молот - это символический синтез мрачного криминального тоталитаризма, символ невинной крови. Символ зла", - заявил историк. По его словам, данный тезис непременно найдет отражение в отчете комиссии, который будет направлен для принятия решения в президентуру.

В решимости забить последний гвоздь в гроб коммунизма со стороны исполняющего обязанности президента Михая Гимпу особо сомневаться не приходится, продолжает MoldovaNova.md. Хорошо бы еще при этом, чтобы молдавские власти окончательно научились отделять зерна от плевел и прекратили идиотскую практику проецирования коммунистического мракобесия на современную Россию и русских. Коммунизм - отдельно, русские - отдельно... Примерно такой лозунг необходимо повесить в помещении, где заседает "Комиссия Гимпу". А отдельным ее представителям не помешало бы для верности выбить его на лбу. А заодно напомнить, какая из двух стран - Россия или Молдавия - с трудом вылезла из коммунистического болота лишь год назад (и вылезла ли? - тоже вопрос не праздный), а в какой из них бутафорская "компартия" уже много лет занимает положенный ей маргинальный угол...

Только при таких условиях выводы комиссии Гимпу принесут реальную пользу молдавскому обществу, пишет MoldovaNova.md. Попытка же отдельных русофобов воспользоваться антикоммунистической волной для реализации своих вечных комплексов в отношении русских и России может привести лишь к очередной протестной реставрации коммунизма, подводит итог издание.

В общем-то, понятно, зачем Гимпу и его комиссия так активно добивается запрета одного из старейших политических символов в Европе - "серпа и молота", пишет "Пульс". Элементарная, плоская и неоднократно озвученная логика гласит: запрет символа ПКРМ - первый шаг к запрету самой, крупнейшей в Молдавии, партии. Этот план, даже если и не будет реализован полностью, если он завершится всего лишь на фазе запрета символа, сильно дезориентирует молдавский электорат и создаст коммунистам проблемы на досрочных выборах.

Понятно, почему люди, даже не из числа симпатизантов ПКРМ, так возмущены этим фарсом: запрет символа партии с очевидной перспективой запрета самой партии - это прямой удар по плюралистической демократии европейского типа, продолжает "Пульс". По той же причине не работают ссылки инициаторов запрета коммунистической символики на опыт некоторых государств Евросоюза - Прибалтики, Венгрии, Польши. Они - исключение из правил, в "старых", подлинных европейских демократиях подобного запрета не существует.

В декларациях защитников серпа и молота встречаются занятные вещи, пишет "Пульс". Скажем, политолог Игорь Боцан, исходя из результатов социологических опросов, демонстрирующих ностальгию большинства населения страны по СССР, поднимается до высот магического реализма: "Запретить символы коммунизма значило бы запретить символы потерянного рая. Я не думаю, что была бы польза, если работающие над докладом высказали бы в своих рекомендациях, что под этими символами скрываются депортации, расстрелы. Но запретить символы потерянного рая мне кажется нелогичным". "Потерянный рай" - красивый и сильный образ. Однако заправляли в этом "раю", в том числе, и персонажи из "комиссии Гимпу", и вряд ли у кого-то есть ностальгия по этим "ангелам". И уж, разумеется, не это есть главная проблема стремления Гимпу сотоварищи запретить серп с молотом.

Сравнивать фашизм с коммунизмом, серп и молот со свастикой - чистейшая дьявольщина, утверждает "Пульс". Под свастикой изначально скрывалась идеология ненависти, национальной розни, под серпом и молотом - братства и интернационализма. Запрещать серп и молот лишь за сталинские репрессии - все равно, что запретить крест лишь за то, что на кресте распинали, сжигали. В ответе ли миролюбивейшее христианство за черные преступления святой инквизиции?

Режим Гимпу боится серпа и молота, как черт - ладана и крестного знамения, как вурдалак - серебряных пуль и святой воды, пишет "Пульс". Это - глубинный, необъяснимый, мистический ужас, замешанный на самой природе нынешнего режима. И запретить символ серпа и молота режим Гимпу стремится, повинуясь своей ущербной природе. Как повиновался ей когда-то, запрещая Компартию, Адольф Гитлер, подводит итог издание.

Не хочется быть в данном случае провидцем, но, к глубокому сожалению, приходится констатировать - в Молдавии с каждым днем все отчетливее проявляются признаки политической грозы, пишет ИА "Новости-Молдова". Если следовать и дальше этому образу, грозы, то столкновение холодного и теплого атмосферных фронтов - правящей сейчас либерально-демократической коалиции и оппозиционной Партии коммунистов, исходя из действий тех и других, кажется неизбежным. Создается стойкое впечатление, что власть специально дразнит своих оппонентов. Врио президента Михай Гимпу создает комиссию по изучению (читай - осуждению) коммунистического режима. Ее председатель заявляет, что "комиссия осудит в своем отчете серп и молот".

Ранее Партия коммунистов Молдавии (ПКРМ) уже заявляла о том, что целью комиссии является запрет ПКРМ и ее символов, и расценила это как попытку недопущения деятельности партии в Молдавии, продолжает ИА "Новости-Молдова". "Я подпишу указ о роспуске парламента только после того, как будут представлены результаты работы комиссии по изучению коммунистического режима", - заявляет сам Гимпу. В ответ лидер Демократической партии Мариан Лупу, чье политформирование входит в правящую либерально-демократическую коалицию, нарушая достигнутые в ней, коалиции, договоренности придерживаться общей позиции, говорит: "Мы категорически против использования результатов работы комиссии в политических целях. (...) Бить этим прошлым как дубиной по настоящему и будущему мы не позволим".

Противостояние в молдавском обществе нарастает, что отлично понимают не только политологи и эксперты, но и сами политики и партийные функционеры, пишет ИА "Новости-Молдова". Временем "Ч" может стать 16 июня, число, после которого Гимпу должен по конституции и совету Венецианской комиссии Совета Европы (Комиссии за демократию через право) распустить парламент и объявить дату досрочных парламентских выборов. Но часть либерально-демократической коалиции, в частности Либеральная партия во главе с Гимпу и альянс "Наша Молдова" (Серафим Урекян), упорно этому сопротивляются. Объяснение довольно простое - все недавние соцопросы показывают, что эти политформирования теряют с каждым днем своих сторонников, и их шансы удержать хотя бы сегодняшние позиции становятся все призрачнее. В то же время ПКРМ, а также Либерально-демократическая (Владимир Филат) и Демократическая партии наращивают свой избирательный ресурс. Исходя из нынешней ситуации в Молдавии, эксперты делают однозначный вывод - усиливающееся противостояние в молдавском обществе выгодно тем, кто не хочет роспуска парламента, подводит итог агентство.

Приднестровское урегулирование: "За действиями Киева необходимо вести такой же внимательный мониторинг, как и за "играми" Смирнова с Кремлем"

Заявление Медведева и Януковича по приднестровскому вопросу всему молдавскому политическому классу и общественности следует рассматривать не иначе, как добрый знак, что среди мировых держав, так или иначе задействованных в возобновлении переговоров, есть искренние партнеры Молдавии, которые готовы оказывать помощь в урегулировании конфликта на Днестре. Так считает депутат парламента, бывший член ПКРМ и член одноименной парламентской фракции Виктор Степанюк, пишет "НИКА-пресс". На этом этапе, считает он, всем участникам формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости) следует бережнее относиться и к положению, что Тирасполь является равноправной стороной, и считать это положение одним из главных условий будущего общего успеха.

На вопрос о том, как предполагаемые успехи на новом этапе урегулирования можно прогнозировать, имея в виду молдавский закон от 2005 года о сохранении унитарного характера РМ (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости), Степанюк заметил, во-первых, что он носил и носит рамочный характер, т.е. допускающий применения различных схем договоренностей, предложенных рамками документа, во-вторых, сегодня сторонам пойдут на пользу обсуждения всех вариантов урегулирования, в том числе, и федерального.

Депутат парламента, председатель партии "Единая Молдова" Владимир Цуркан выразил сожаление, что совместное заявление президентов России и Украины по приднестровскому вопросу правительство РМ посчитало возможным лишь принять к сведению, но не дало ему соответствующие его статусу оценки, пишет "НИКА-пресс". Как сказал Цуркан, такой документ заслуживает более высокого, а быть может, и более уважительного отношения. А последовавшее потом заявление премьер-министра Владимира Филата, в частности, о безусловном выводе с территории Левобережья российских военнослужащих, считает депутат, вызвало целый ряд недоуменных вопросов относительно и атмосферы, в которой после столь длительного перерыва планируется возобновить консультации и переговоры сторон конфликта и участников формата "5+2". Среди них Цуркан отметил и вопрос, возникший в общественно-политической среде РМ, а не являются ли данные настроения Филата ответом на советы заинтересованных зарубежных структур, не желающих скорейших и положительных перемен на "приднестровском направлении"?

Председатель "Единой Молдовы" обратил внимание на ту часть российско-украинского документа, где указывается на возможности в процессе урегулирования конфликта на Днестре создания сторонами "единого правового, экономического и оборонного пространств", продолжает "НИКА-пресс". По своей сути, убежден Цуркан, это является недвусмысленной подсказкой лидеров России и Украины, какие подходы и механизмы могли бы оказаться наиболее эффективными в поисках устойчивых основ для реинтеграции. Он отметил также, что о совместных пространствах говорится и в молдавском проекте, притом еще в начале 2008 года, и предусматривающем так называемый пакетный подход к урегулированию.

Кишиневский политолог Богдан Цырдя считает Москву и Киев законодателями новой моды и новых правил в приднестровском урегулировании, пишет "НИКА-пресс". Такой вывод, по его мнению, можно сделать после совместного заявления российского и украинского президентов по данной проблематике: обе страны, имеющие статус гарантов в урегулировании, показали, что на этот раз они, не пренебрегая, впрочем, присутствием в формате "5+2" представителей других государств и структур, предпочли бы играть наиболее существенные роли в поисках и выработке разумных компромиссов между конфликтующими сторонами. Такие оценки, считает политолог, дают основания и для прогнозов, что в "семерке" произойдет неофициальная перестановка сил в пользу тех идей урегулирования, которые будут вырабатываться в украинских и российских коридорах власти и что такая их позиция даст Тирасполю, с одной стороны, быть услышанным в озвучивании своих устремлений, а с другой - отрезвит приднестровский истеблишмент, продолжающий развивать общественно-политические настроения, выраженные местным плебисцитом 2006 года (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости).

Поначалу казалось, что Москва и Киев изобрели такой документ по приднестровскому урегулированию, читая который все участники формата "5+2" найдут для себя положительные и утешающие политические страсти моменты, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". И это притом, что в "семерке" существуют серьезные противоречия даже среди самых, казалось бы, близких игроков на приднестровском поле. Кишиневу и его западным и американским друзьям опять "досталась" формулировка о территориальной целостности и суверенитете РМ и даже без соседства с устоявшейся фразой "с учетом сложившихся реалий в Приднестровье и интересов его жителей". Хорошо. В Тирасполе было встревожились готовностями изменить формат миротворческой операции, но потом вернулись к прошлым документам и успокоились - русский солдат оставит форпост РФ в ПМР только после окончательного, всеобъемлющего, устойчивого... В общем, почти тогда, когда рак на горе то ли свистнет, то ли запоет в голос или вытворит еще что-нибудь неестественное.

Последующие же дискуссии и комментарии к документу, в том числе и очень нервные, помогли понять главные его тезисы, продолжает "НИКА-пресс". И указали места, где следует читать между строчек. Да и что это за текст о приднестровском урегулировании, если нет в нем поводов поискать скрытые сюжеты? Традиции следует соблюдать. Помогли также разобраться в тонкостях "совместной бумаги" (лучше ее так назвать, чем историческим заявлением; был исторический "план Ющенко" - сейчас о его содержании даже сам автор не вспомнит) и последующие из Москвы официальные документы. К примеру, пришедший из МИД РФ комментарий. "... Урегулирование может быть достигнуто только в переговорном процессе самих сторон". Это московское, а теперь уже и киевское напоминание, что конфликт на Днестре - дело сугубо молдавское и только главные его участники в состоянии (да и вправе) решать свою судьбу на базе совместных действий? Конечно. Но и не только. Это совместное российско-украинское предостережение тем, кто носится с красивой идеей о небезразличии Запада и США к тому, о чем стороны в итоге договорятся. Еще отсюда же более, чем намек Кишиневу - надо бы иметь свой (!) план урегулирования: "Политико-конституционный кризис на правобережье Днестра, неоднозначные заявления молдавских политических лидеров о будущей ориентации страны, отсутствие самой модели урегулирования драматически ослабляют предпосылки для шагов сторон конфликта навстречу друг другу...".

Спланированное и явно осознанное выступление Москвы и Киева на "приднестровском направлении" действительно многое привносит в будущность переговоров, пишет "НИКА-пресс". Обе столицы показали, что впредь будут вместе и что нашли способы взаимно избавиться от существующих противоречий в подходах к итогам конфликта на Днестре (к примеру, наперегонки раздавать свои паспорта приднестровцам, у которых уже давно разных паспортов и с разным гражданством, как у дурня фантиков) а также готовы взять на себя ведущие роли в обеспечении условий по сближению Кишинева и Тирасполя. Именно серьезность таких намерений взбудоражила другую часть "заинтересованных лиц в скорейшем и справедливом урегулировании". Появившиеся слухи о каких-то тайных документах, подписанных Медведевым и Януковичем, и имеющих цель растащить по европейским сусекам Молдавию, - лишь подтверждение озабоченности тех, кто хотел бы видеть в главной роли не Москву и Киев.

Вообще, надо бы тут напомнить, что легко просматриваемые "украинские аппетиты на Приднестровье" - это не новость, продолжает "НИКА-пресс". И все в них объяснимо: если Кишинев столько лет не в состоянии справиться с проблемой, почему бы не попробовать Киеву хотя бы порассуждать о перспективах расширения своих территорий за счет бьющегося в геополитических муках непризнанного государственного формирования? Однако совместное заявление Медведева и Януковича по приднестровскому вопросу дает понять, что и эта страница продолжающегося двадцать лет противостояния на Днестре может быть с облегченным вздохом закрыта, подводит итог агентство.

Противоречивое заявление относительно приднестровского урегулирования, подписанное президентами России и Украины Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем, начинает приносить плоды, пишет интернет-издание Azi.md. Долю легитимности этому заявлению придало и казахстанское председательство ОБСЕ во время неформальной встречи в Астане. В действительности, ОБСЕ в лице действующего председателя этой организации Казахстана, который считается надежным партнером России, авторизовала Киевское заявление Медведева и Януковича. Таким образом, сомнительные положения этого документа сейчас приобрели некую легитимность. Самые критикуемые и опасные положения этого политического документа касаются недопущения односторонних действий, которые "априори" считаются дестабилизирующими, а также рекомендация относительно того, чтобы "усопшая" ОБСЕ выступала в качестве "поставщика" возможной миротворческой миссии. Другой важный аспект, который остался незамеченным большинством молдавских экспертов и, к сожалению, властями страны, касается признания действительности прежних соглашений по приднестровскому урегулированию, которые ожесточают отношения Кишинева и Тирасполя, но были утверждены в Киевском заявлении и одобрены казахстанским председательством ОБСЕ.

Формулировка казахстанского председательства ОБСЕ относительно урегулирования приднестровского конфликта предполагает "соблюдение суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при обеспечении соответствующего статуса Приднестровью и соблюдении политических, экономических и гуманитарных прав жителей региона", продолжает Azi.md. На первый взгляд, такая формулировка выглядит очень позитивной, однако Тирасполь использует эти предложения для того, чтобы потребовать полную экономическую независимость от Кишинева в дополнение к политической свободе, которая обеспечивается с помощью Москвы, а сейчас и Киева. В соответствии с положениями Киевского заявления, а также с учетом благосклонного отношения лиц из окружения Януковича к приднестровскому региону в прошлом, Тирасполь вновь может получить "экономический протекторат" Киева, несмотря на режим контроля товаров, введенный Кишиневом (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств - прим. ИА REGNUM Новости).

Поворотным моментом процесса "экономического освобождения" экономических агентов из приднестровского региона можно считать 25 мая, когда украинская делегация во главе с советником Виктора Януковича Анатолием Кинахом пообещала Тирасполю открыть "калитку", пишет Azi.md. Парадоксально, но узаконивание торгово-экономической деятельности экономических субъектов из приднестровского региона путем регистрации в Кишиневе произошло не без участия Кинаха, который на парламентских выборах 2006 года на Украине входил в штаб прозападного Виктора Ющенко. Однако в 2007 году Кинах предал Ющенко в обмен на пост министра экономики, а 11 марта 2010 года новый президент Украины Виктор Янукович назначил его на должность своего советника.

В Тирасполь Анатолий Кинах приехал в качестве председателя украинского Союза промышленников и предпринимателей, продолжает Azi.md. В свете заявления Януковича и Медведева возобновление диалога между деловыми кругами Украины и приднестровского региона является симптоматичным. Серьезность намерений Киева вытекает и через призму заявлений Кинаха, который отметил, что "экономика не должна быть заложником политики". Во время визита в Тирасполь Кинах обязался формировать благоприятные торговые условия на всей территории приднестровского региона. Согласно левобережным СМИ, Кинах говорил в частности о необходимости "снятия таможенных барьеров", "совершенствования таможенных и налоговых процедур" в отношениях между Украиной и Тирасполем. Тем самым, обозначенные задачи выявили узкие интересы украинских деловых кругов, которые вытекают из экономического потенциала этого молдавского региона. Наконец, Кинах частично объяснил значение заявления Януковича и Медведева, исходя из интересов Украины. Советник Януковича мотивировал соответствующие меры тем, что "наработаны совместные проекты, связанные с модернизацией украинских и приднестровских производств, созданием совместных предприятий" и т.д.

Активизация позиции Украины, скорее всего, обусловлена экономическими соображениями, и доверчивый Кишинев не должен упускать этот факт из виду, пишет Azi.md. За действиями Киева необходимо вести такой же внимательный мониторинг, как и за "играми" Смирнова с Кремлем. Важнейшим условием для того, чтобы не возвращаться к статус-кво, который был до президентства Виктора Ющенко и учреждения миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы (Деятельность миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине была начата 30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко за поддержкой в Евросоюз. Молдавская сторона, в частности, обвиняла Приднестровье в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений. В ходе своей работы миссия EUBAM не нашла подтверждений этим обвинениям - прим. ИА REGNUM Новости), является отказ Кишинева от пассивной и запоздалой политики, подводит итог издание.

Молдавия - Россия: "Эксперты предостерегают Молдавию от повторения сценария украинской газовой войны"

Из своей поездки на саммит СНГ в Санкт-Петербурге Владимир Филат привез две хорошие новости, пишут "Молдавские ведомости". И все же главную интригу молдавско-российского торгово-экономического диалога премьеры двух стран лишь усилили. На саммите глав правительств государств СНГ молдавский премьер был активен и позитивен. Премьеры стран Содружества обсуждали вопросы повышения эффективности двустороннего и многостороннего взаимодействия. Владимир Филат сообщил, что Молдавия выступает за развитие торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ; поддерживает инициативу разработки проекта Соглашения о зоне свободной торговли и примет участие в завершении подготовки документа; заинтересована в расширении рынков сбыта сельхозпродукции и в ее свободном доступе на новые рынки. Владимир Филат назвал обеспечение энергетической безопасности стран СНГ и сотрудничество в кризисных ситуациях одним из основных направлений деятельности Молдавии в Содружестве Независимых Государств. Он также подчеркнул важность гуманитарного партнерства стран СНГ.

Позитивный посыл молдавского премьера дал положительные результаты, продолжают "Молдавские ведомости". Встреча Владимира Филата с его российским коллегой Владимиром Путиным прошла в спокойной и доброжелательной атмосфере. Председатель правительства РФ - с некоторыми оговорками - поддержал все инициативы молдавского премьера. По договоренности глав правительства Молдавии и России, сроки регистрации молдавских граждан на территории Российской Федерации в ближайшее время будут продлены с 3 до 30 дней. Владимир Филат предлагал продлить сроки регистрации для молдаван до 90 дней, так же, как это установлено для граждан Украины. Владимир Путин счел оптимальным месячный срок. Молдавия и Россия начнут также разработку соглашения о сотрудничестве в сфере внешней трудовой миграции. Документ позволит Федеральной миграционной службе РФ и Министерству труда, социальной защиты и семьи РМ регулярно обмениваться статистическими данными о молдавских и российских гражданах, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории России и Молдавии, а также регламентировать процессы трудовой миграции. Кроме того, Владимир Филат и Владимир Путин договорились об открытии новых терминалов для поставок молдавского вина. Российский премьер заверил, что осведомлен о проблемах винного экспорта Молдавии и намерен взять этот вопрос под личный контроль. Такая отзывчивость председателя правительства России не удивляет - последние санкции Роспотребнадзора коснулись продукции российского винодельческого предприятия, действующего на территории Молдавии.

Собственно на этом хорошие новости заканчиваются, пишут "Молдавские ведомости". Еще двух болевых точек молдавско-российских отношений - приднестровской проблемы и газового вопроса - Владимир Филат только коснулся. Обсуждать с главой российского правительства "приднестровское заявление" президентов России и Украины, молдавский премьер, естественно, не мог. Правила двустороннего диалога не разрешают обсуждение на более низком административном уровне инициатив руководителей более высокого государственного статуса. Но и от выражений поддержки Владимир Филат воздержался. Он лишь заметил, что Молдавия "доказывает конкретными действиями желание договариваться и принимать решения во благо людей". Впрочем, негативная реакция Молдавии на "приднестровский пакт" России и Украины была широко растиражирована прессой. Акцентировать на ней внимание Владимиру Филату было не выгодно - ведь у него были к коллеге и другие вопросы.

Ранее стало известно, что "Газпром" подал очередной иск о взыскании с "Молдова-газ" 208 млн долларов, продолжают "Молдавские ведомости". Это долг за поставки газа в Молдавию в 2007 году. Когда известие получило огласку, Владимир Филат назвал эти сообщения спекуляциями и напомнил о договоренностях по реструктуризации долгов республики за газ. Договоренность была достигнута в ходе переговоров премьеров Филата и Путина в конце 2009 года. А в феврале Молдавия договорилась с "Газпромом" о том, что в шестимесячный срок будет разработан план реструктуризации долга Молдавии за газ. На встрече Филат и Путин подтвердили, что через полтора месяца стороны приступят к согласованию плана реструктуризации долга.

Продвинуться дальше коллегам не позволила та же непредусмотрительная несдержанность молдавского правительства, пишут "Молдавские ведомости". Раздосадованное иском, молдавское правительство буквально накануне санкт-петербургского саммита заявило о намерении инициировать пересмотр ставок на транзит российского газа. Даже уточнило, что собирается добиваться пересмотра тарифа на транзит российского газа с 2012 года. К этому времени истечет срок действия соглашения о поставках газа в Молдавию и его транзите через территорию республики. Появление темы транзитных ставок в России расценили, как попытку Молдавии надавить на российского госмонополиста, который обратился с очередным иском в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Российские эксперты тут же провели аналогию с действиями Украины в газовой войне 2009 года.

И все же действия молдавского правительства - не что иное, как нервная реакция на очередное неудобное движение "одного из стратегических партнеров", продолжают "Молдавские ведомости". Дело в том, что это уже седьмой иск "Газпрома" по поводу молдавского долга. В 2007 году поставщик голубого топлива подал сразу четыре иска на взыскание с АО "Молдова-газ" исторической задолженности за газ, поставленный в 2005 и 2006 году. Сумма исков составляла 96,1 млн долларов, задолженных, кстати, Приднестровьем. В ноябре 2009-го поставщик пытается взыскать 80,3 млн долл. задолженности за четвертый квартал 2006 года. В этой сумме долг "Молдова-газа" составляет 34,2 млн долл., а долг "Тираспольтрансгаза" - 46,1 млн долл. В феврале 2010 года "Газпром" обратился в суд по поводу долга "Молдова-газа" в сумме 6,3 млн долл. и "Тираспольтрансгаза" - 201,6 млн долл. В последнем иске лишь объединены две последние претензии поставщика.

В отношении первых четырех исков Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ вынес решения в пользу "Газпрома" еще в 2008 году, пишут "Молдавские ведомости". Однако до настоящего времени со стороны поставщика не было предпринято никаких действий для исполнения судебных решений. Последние иски, так же как и предыдущие, связаны с требованиями органов валютного и таможенного контроля России о принятии мер правового характера для соблюдения сроков репатриации валютных средств. Даже если суд и в этот раз примет решение в пользу истца, помешать ходу переговоров о реконструкции долга это не сможет.

А вот даже мимолетная реакция молдавского правительства, может получить самый неожиданный эффект, продолжают "Молдавские ведомости". Российские эксперты уже предупредили, что пересмотр транзитных ставок без подорожания голубого топлива для самой Молдавии вряд ли возможен. Тариф также существенно зависит от объемов и расстояния прокачки - "чем больше, тем дешевле", а "Газпром" загружает молдавские мощности практически по максимуму. Эксперты предостерегают Молдавию от повторения сценария украинской газовой войны, так как доля Молдавии в транзите российского газа значительно ниже, чем у Украины. Кроме того, Украина добилась увеличения стоимости прокачки лишь в обмен на пересмотр цены.

Решение вопроса по газовому долгу для Молдавии принципиально, пишут "Молдавские ведомости". Кишинев давно хочет освободиться от обязательств по приднестровской задолженности. А говоря попросту от мощного рычага зависимости от России в принятии решений. Еще в январе 2006-го правительство Молдавии и "Газпром" согласовали вопрос передачи в управление российскому газовому холдингу активов АО "Молдова-газ", расположенных в Приднестровье. Такое решение, было принято с целью повышения эффективности продаж российского природного газа в Приднестровье. Условия, на которых приднестровские активы "Молдова-газа" были переданы в управление "Газпрому", не разглашались. В конце ноября 2005 года Верховный совет Приднестровья принял решение о выходе из АО "Молдова-газ" и передаче "Газпрому" половины своих акций в предприятии. Тогда министр промышленности Приднестровья Анатолий Блашку заявил, что Приднестровье уже передало "Газпрому" в счет погашения своих текущих долгов за российский природный газ половину своих акций в "Молдова-газе". Другую половину акций в АО "Молдова-газ" Тирасполь планировал также передать "Газпрому" и создать с учетом этой доли совместное российско-приднестровское предприятие "Тираспольтрансгаз-Приднестровье". Планировалось, что с начала 2006 года оно станет работать с "Газпромом" напрямую. "Тираспольтрансгаз" был успешно создан, но платежей со стороны Приднестровья больше не стало. Наоборот, приднестровский долг за газ начал расти. На первое января 2008 года задолженность составляла 1 млрд. 482,5 млн долларов, на 1 апреля 2008 - 1 млрд. 558,1 млн, на 1 августа 2008 - 1 млрд. 606,2 млн... К концу 2009-го приднестровский должок за голубое топливо подрос до отметки - 2 млрд. долларов.

Сегодня этот долг числится за правительством Молдавии, продолжают "Молдавские ведомости". Новое коалиционное руководство реагирует на упоминание о нем весьма напряженно. Иногда его откровенно заносит. Как в случае с заявлением о намерении повысить тариф на транспортировку газа. Какое решение примет Россия по приднестровскому долгу - продолжает оставаться основной интригой, которая сохраняется и после встречи Владимира Филата с Владимиром Путиным. Ожидания Молдавии известны. Пару недель назад глава "Молдова-газ" заметил, что быстрое решение проблемы долга Приднестровья за потребленный российский газ может быть связано с переуступкой задолженности предприятию "Тираспольтрансгаз-Приднестровье". Для Молдавии и "Молдова-газ" принципиально важно, чтобы долги оплачивал тот, кто их создает. Но пока еще никто не отменил политическую сторону проблемы. Во что обойдется Молдавии решение газового долга, и в чем она готова уступить ради того, чтобы 2 млрд. "перевесили" на Приднестровье? Эти вопросы существенно ослабляют впечатление от вроде бы доброжелательной встречи премьера Филата с его российским коллегой, подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail