Принципиального улучшения социально-политической ситуации на Северном Кавказе в целом пока не видно, хотя в некоторых регионах и есть заметные изменения, и даже прорывы, в первую очередь в бюджетной сфере и отдельных отраслях экономики, - примерно так звучит резюме аналитического доклада о ситуации на Северном Кавказе, подготовленного Центром политических технологий и представленном экспертному сообществу на этой неделе.

Структурные изменения в экономике Северного Кавказа только намечаются, причем объективные возможности для развития и диверсификации промышленности там крайне ограничены и практически исчерпаны при нынешних сырьевых и трудовых ресурсах. Для оценки ситуации с инвестициями в республиках Северного Кавказа сегодня важнее не их абсолютная величина, а соотношение в общей сумме инвестиций бюджетных средств и частного капитала. Доля бюджетных средств максимальна в Чечне (94,7%), высока в Ингушетии (79,9%). С другой стороны, в регионах с более благоприятной инвестиционной политикой властей, таких, как Кабардино-Балкария и Северная Осетия, или с высокими рисками, но большим потенциалом, как Дагестан, доля бюджетных средств ниже половины. При этом в Дагестане и Кабардино-Балкарии заметный вклад в инвестиции вносят региональные бюджеты. Это соседствует с высоким уровнем инвестиционных рисков, который рейтинговые агентства приписывают всем регионам Северного Кавказа, кроме Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.

Несмотря на существенную финансовую помощь центра, основной тенденцией в бюджетной сфере республик Северного Кавказа в 2009 г. был нарастающий дефицит, от 12,9% в Северной Осетии до 2,9% в Карачаево-Черкесии. О положительной динамике с дефицитом бюджета, как было отмечено в докладе, можно говорить в Кабардино-Балкарии. Там бюджет был профицитным в 2006 и 2007 гг., в 2008 г. был допущен дефицит в 1,7%, в 2009 году имелся небольшой профицит (0,9%). Рост налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет в 2009 г. зафиксирован в Дагестане (22,5%), Кабардино-Балкарии (19%), Карачаево-Черкесии (15,7%), Ингушетии (14,3%), стагнация доходов - в Чечне, их падение на 15,3% - в Северной Осетии.

По мнению профессора МГУ Ростислава Туровского, представлявшего доклад экспертам, главным критерием успешности региональных властей на Северном Кавказе на данный момент является все же политическая и административная эффективность. По этим критериям, по мнению авторов доклада, наиболее благоприятная ситуация сложилась в Кабардино-Балкарии, где на фоне хорошей консолидации исполнительной власти заметны системные изменения в развитии малого бизнеса, снижается дотационность бюджета и появились признаки улучшения инвестиционного климата.

Обсуждая доклад, большинство экспертов, среди которых были вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко, руководитель отдела Кавказа Института антропологии и этнологии РАН Сергей Арутюнов и другие, констатировали, что сейчас Северный Кавказ стоит на границе между модернизацией и "архаизацией". При этом успехи в модернизации некоторых отраслей экономики (здесь в пример всеми приводилось бурное развитие высокотехнологичного сельского хозяйства в Кабардино-Балкарии за последние 2-3 года) в целом пока недостаточны, чтобы выбор модернизационного пути стал очевиден.