с первой частью статьи Вадима Елфимова можно ознакомиться здесь

Итак, мир стал перед необходимостью восстановления биполярности, только на новом историческом этапе и на новом уровне. Игроки будут прежние, Россия и США. Эти две суперсилы (супердержавы) являются материальной базой глобального баланса сил, а, значит, друг без друга - никуда. Если один игрок выпадает - баланс теряется, и мир в буквальном смысле перекашивается - катится к монополии. А монополия, даже американская - это застой. Если они оба в игре, тогда тоже остается дилемма: либо игроки идут на принцип и конфликтуют, либо договариваются.

Исторический опыт второй половины 20-го века учит, что на самом деле остался лишь один реалистичный вариант. А именно последний, вернее, крайний: Россия и США договариваются. Конечно, не по всем пунктам, а лишь по базовым. Когда-то нарушенные 11 правил, как вести стратегическую конкуренцию и при этом обоим не погибнуть - те самые знаменитые принципы советско-американских отношений, подписанные Л. Брежневым и Р. Никсоном в 1972 году - не должны пропасть даром. И не пропадут. Их смысловые потомки, понятные новому веку, не обязательно должны быть записаны на бумаге. Но они будут начертаны на скрижалях вынужденного прагматизма: "живи и дай жить другому", понятного всем и без слов. Произойдет негласный - или гласный - но все равно закрепленный на уровне джентльменских соглашений раздел сфер влияния между двумя супердержавами. Скажем, по такому образцу: СНГ - это сфера влияния России; Латинская Америка - Соединенных Штатов. Европа же поделена между игроками, - почти так, как предлагал еще Черчилль. Не хотите делить? Тогда ни у кого не будет никаких сфер влияния, а нестабильность центров силы перекинется на весь мир. А в этом никто не заинтересован, - ни маленькие, ни крупные игроки.

Сегодня доктрина Трумэна ("мы не пустим в следующий век не устраивающую нас экономическую систему") невозможна ни в какой новой редакции. Хотя бы потому, что у нас у всех с США одна экономическая система. Из этой системы не выпадает даже Белоруссия с ее "социально ориентированной экономикой". И все противоречия России и Америки нынче не носят временный характер, ибо зиждутся на более глубинной подоплеке, нежели идеология. И, стало быть, нельзя ожидать, что эти противоречия однажды исчезнут с победой или "саморазоблачением" одной из сторон. Эти противоречия вечны, ведь их глубинная подоплека - борьба за влияние, а, значит, в конечном счете, за выживание.

Империи могут гибнуть. Супердержавы, сцепленные биполярностью и пониманием, что единолично они править не смогут, выживут. И спасут мир от своей все уничтожающей конфронтации. Но прежде чем супердержавы подойдут к пониманию этой простой истины, они должны быть снова поставлены в жесткие (но не жестокие!) условия биполярности.

Кстати, она уже восстанавливается, причем, сама по себе, по вполне объективным причинам, ибо природа не терпит пустоты, а монополярность - это концентрация силы на одном полюсе, и пустота на другом. Конечно, данному позитивному процессу помогает вполне осознанная политика российского руководства, проводимая в последнее время все активнее. Вдумаемся: восстановление России означает восстановление биполярности. И подписание договора СНВ-3 между Москвой и Вашингтоном - зримое (хотя пока еще не материальное) тому подтверждение. Материализуется оно, когда договор будет синхронно ратифицирован и вступит в силу. А восстановление биполярности - это восстановление баланса стратегических сил: ни более, но и не менее. Весь негативный политизированный шлейф биполярности был сшит в свое время идеологическим противостоянием. Именно оно придавало фактору глобальной стабильности, каковым, несомненно, является двурядный баланс сил, чисто внешнюю, отпугивающую окраску нестабильности.

Сегодня восстановление биполярности должно быть чисто технологическим процессом. Не идеология должна бежать впереди него, а он должен породить новую идеологию: идеологию стабильного мира. И, значит, новую международную, а затем и международно-правовую ситуацию.

Восстановление биполярности, в центре которого волею судеб находится Россия, не только способствуют российскому влиянию - оно способствует повышению роли всех без исключения участников мирового сообщества в сфере безопасности. Ибо оно ни в коем случае не противоречит концепции будущей многополярности, а, наоборот, создает для нее материальную базу. К тому же надо понимать, что просто невозможно построить многополярность, минуя стадию биполярности - ни с математической точки зрения, ни с точки зрения политической практики. Что это значит? Только то, что мало иметь потребность в балансе сил, а, стало быть, в противовесе уже имеющейся силе; надо, чтобы кто-то А) годился к этой роли и Б) был готов принять ее.

Нынче из всего мирового сообщества только Российская Федерация соответствует этим двум совершенно необходимым требованиям. Соответствие пункту А второй ядерной супердержавы мира не вызывает никаких сомнений: его можно назвать перманентной объективной предпосылкой. Соответствие же пункту Б сегодня тоже почти не вызывает сомнений. Во всяком случае, дипломатическая активность Кремля последних лет явно демонстрирует нам, что у него появилась столь давно ожидаемая политическая воля настаивать на собственно национальных российских интересах. И настаивать, мягко, но жестко, причем используя весь имеющийся для этого у России потенциал. И это уже субъективная предпосылка. Таким образом, модернизация биполярной системы окажется довольно простой: не нужно искать ни новых субъектов, ни создавать новых материальных предпосылок - все и так имеется в наличии. Единственное, что нужно - избавить биполярность от раздражающего воздействия идеологии: сегодня это сделать гораздо проще, чем в 20-м веке. К тому же, между США и Россией давно отработаны правила взаимного выживания (договор СНВ-3 тому последний и яркий пример). Надо только чтобы теперь это выживание стало всеобщим, а его правила распространялись на всех. Тогда все участники мирового сообщества начнут доверять стратегическим гарантам, т.е. России и США, и постепенно отказываться от своих собственных мелких ядерных амбиций. Значит, попутно мы остановим опасное расползание ядерных технологий по планете.

А это возымеет, как минимум, два позитивных последствия, приближающих нас к многополярности и системе безопасности третьего поколения. Первое: появятся юридически закрепленные обязательства значительного числа европейских государств составить цепочку безъядерных зон на нашем континенте, откуда пришли две мировых войны, что явилось бы примером не блокового, а истинно глобального и ответственного мышления. Второе: безъядерный статус Европы стал бы мощным импульсом для всех околоядерных держав, которые концентрируются сейчас вне Европы, но в непосредственной близости от нее, поддержать пошатнувшийся в последнее время "режим нераспространения". Ведь никто еще не отменял классического постулата, сформулированного Стокгольмским институтом мира, что нераспространение ядерного оружия является всеобщим "правилом переходного периода от частично разоруженного мира к полностью разоруженному". То, что неядерные державы отказываются от попыток обрести ядерное оружие, а ядерные - сокращают свои арсеналы, это одновременно и правило перехода к безопасности третьего поколения. В рамках которой, кстати, ядерное оружие постепенно утратит свое стержневое значение вообще, и, стало быть, в перспективе ядерный клуб будет не расформирован, а просто переименован.

В любом случае, будущее системы безопасности в ее международном характере: она сможет состояться и стать эффективной только как интернациональный инструмент. И строиться он начнет с биполярной ступени. Вернее, уже строится, на наших с вами глазах.