"Унитарная Молдавия осталась в далёком советском прошлом": обзор СМИ Приднестровья

Кишинёв, 1 июня 2010, 15:13 — REGNUM  

Заявление Медведева-Януковича: "Это попытка сказать Кишиневу: остановитесь, оглянитесь, ваше будущее не в Румынии, не в Европе, где вы будете стоять на коленях, а в сфере влияния России". Приднестровское урегулирование: "Кишинев пошел ва-банк - в Евросоюз под крышей Румынии и война с Приднестровьем до победного конца". Общество: "Освобождение Приднестровья от приднестровцев президент считает самым надежным способом разрешения всех проблем".

Заявление Медведева-Януковича: "Это попытка сказать Кишиневу: остановитесь, оглянитесь, ваше будущее не в Румынии, не в Европе, где вы будете стоять на коленях, а в сфере влияния России"

Итак, 17 мая случилось то, о чем так горячо спорили в Приднестровье и Молдавии: президенты Украины и России подписали в Киеве совместное заявление по молдавско-приднестровскому урегулированию, пишут "Профсоюзные вести". Каждый из участников конфликта питал определенные надежды на этот документ, хотя было понятно, что судьбоносным, меняющим ситуацию в корне, он не станет. Так и случилось: ни Россия, ни Украина не стали делать резких движений в "приднестровском вопросе", а некоторые пункты подписанного заявления так и вовсе разочаровали приднестровских политиков. Надо сказать, что разочаровали они и молдавскую власть.

Чтобы разобраться, что же не устроило ни левый, ни правый берег, напомним суть заявления, продолжают "Профсоюзные вести". Во-первых, стороны, "выступающие в качестве посредников и стран-гарантов справедливого и всеобъемлющего урегулирования приднестровской проблемы, подтверждают свою приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям". Уже одно это замечание показывает, что кардинальных перемен в нашем регионе в ближайшем будущем не предвидится. Дальше - интереснее: лидеры стран-гарантов подчеркнули важность урегулирования конфликта на Днестре "мирными политическими средствами", "путем равноправного диалога", но: "с целью определения особого надежно гарантированного статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, конституционного нейтралитета и формирования единого правового, экономического и оборонного пространства". Президенты России и Украины заверили, что продолжат согласованные усилия по восстановлению взаимопонимания между Молдавией и Приднестровьем и призвали стороны конфликта воздерживаться от односторонних действий, способных осложнить ситуацию в регионе и перспективы урегулирования.

Казалось бы: ничего конкретного, всё то же "размазывание ложкой по тарелке" - "выразили готовность, подтвердили намерения, обратили особое внимание". Тем не менее, киевские договоренности всполошили власти, дипломатов, общественность, политологов и аналитиков Приднестровья, Молдавии, Украины, Румынии, Евросоюза; посыпались разного рода заявления, выступления, комментарии, обращения. Молдавия "обиделась" на формулировку "равноправный диалог", Приднестровье - на принцип соблюдения "территориальной целостности Республики Молдова", Евросоюз - на готовность стран-гарантов следовать формату "3+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник - прим. ИА REGNUM Новости), многим западникам не понравилось сближение России и Украины, ранее не находивших общего языка ни в приднестровском, ни в иных стратегически важных вопросах. Можно много обсуждать плюсы и минусы киевского заявления, возможные выгоды или потери для ПМР, Молдавии, Украины. Можно долго говорить о том, что Приднестровье - рычаг влияния России на Молдавию, и что компромиссность подписанных документов показывает ее желание сохранить "дружбу" (читай - влияние) со всеми участниками процесса. Но главный вывод однозначен: независимость Приднестровью, увы, "не светит". Во всяком случае - в ближайшие годы, заключает издание.

Совместное заявление президентов России и Украины по подходу к приднестровскому конфликту оставляет положение на Днестре неясным, пишет "Новая газета". В документе содержатся реверансы, которые и Кишинёв, и Тирасполь будут трактовать в свою пользу. Очевидно одно: Россия и Украина заинтересованы в падении нынешней власти в Молдавии, которую считают прорумынской. При условии её сохранения и дальнейшего сближения Молдавии с Румынией страны-гаранты не станут формировать в бывшей Советской Молдавии "единое правовое, экономическое и оборонное пространство". Ведь Медведев и Янукович вряд ли заинтересованы в общемолдавском оборонном пространстве с участием ПМР, чтобы завтра это пространство стало общерумынским. Видимо, надо ждать российско-украинских шагов по подготовке прихода к власти в Молдавии коалиции в составе Партии коммунистов, Демпартии и Социал-демократической партии. Прочая "мелочь" не в счёт. При этом либералов будут валить, либерал-демократов - нейтрализовывать. Молдавии выставлено чёткое условие: "конституционный нейтралитет". Оно направлено против сторонников вступления в НАТО в лице Либеральной и частично Либерально-демократической партий. При этом "особый надежно гарантированный статус Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова" смотрится многолетней дежурной фразой.

Но и перед Приднестровьем поставлены чёткие рамки, продолжает "Новая газета". Это - "обеспечение стабильного социально-экономического развития в регионе, дальнейшее становление институтов гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека в соответствии с нормами и принципами международного права". Это означает повышение роли демократизации наряду с развитием государственных институтов. Одновременно, Россия и Украина делают упор на работе молдавско-приднестровских экспертных групп, а не на подписании кардинальных политических соглашений между ПМР и РМ. Это больше выгодно Тирасполю.

Самый выигрышный для ПМР пункт - это подчеркивание Россией и Украиной "важной стабилизирующей роли нынешней миротворческой операции в регионе". Напоминание о том, что "в Московском заявлении от 18 марта 2009 г. стороны высказались за трансформацию нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования", означает одно: российские миротворцы не изменят свой статус как минимум до окончательного урегулирования конфликта. Кроме того, "приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям" означает предупреждение Кишинёву, если тот захочет с помощью ЕС или США оказать экономическое или какое-то иное давление на ПМР. Компромиссный момент содержат следующие строки: "Тесное сотрудничество и координация усилий всех участников переговорного процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости) способно ускорить достижение всеобъемлющего и устойчивого политического урегулирования на Днестре". Но здесь не сказано, что окончательное политическое соглашение может быть достигнуто лишь в этом формате. Ускорение достижения и само достижение - не одно и то же. ПМР не получила отмену прежнего таможенного режима для своего экспорта на украинской границе (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней - прим. ИА REGNUM Новости) и отказ от работы Киева с миссией EUBAM (Деятельность миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) была начата 30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко за поддержкой в Евросоюз. Молдавская сторона, в частности, обвиняла Приднестровье в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений. В ходе своей работы миссия EUBAM не нашла подтверждений этим обвинениям - прим. ИА REGNUM Новости). Но зато Кишинёв получил твёрдый отказ от трансформации миротворческой операции. В итоге все чем-то остались недовольны, а неопределённость сохранилась, подводит итог издание.

Информационное агентство "Ольвия-пресс" публикует комментарий депутата Верховного совета Приднестровья, лидера партии "Народная воля" Олега Гудымо на заявление президентов России и Украины по приднестровскому урегулированию. "Конечно, мы ожидали чего-то большего, - пишет Гудымо, - однако даже в том, что было заявлено, просматривается весьма важный момент. А именно: что Приднестровье вновь возвращается в переговорный процесс в качестве равноправной стороны. Вспомним, как бывший президент Молдавии Владимир Воронин пытался устранить Приднестровье из этого процесса, игнорируя интересы народа ПМР. Сейчас же в заявлении Дмитрия Медведева и Виктора Януковича говорится исключительно о диалоге между сторонами, и это радует".

Приднестровский депутат считает, что двадцать лет раздельного существования Молдавии и ПМР разделили население не просто рекой Днестр, а колоссальной пропастью. "Поэтому, по моему мнению, это заявление - своего рода дипломатическое оформление той ситуации, в которой сегодня находятся и Республика Молдова, и Приднестровская Молдавская Республика, а также, в какой-то степени, сигнал Кишиневу, попытка сказать ему: остановитесь, оглянитесь, осознайте тот факт, что ваше будущее не в Румынии, не в Европе, где вы будете стоять на коленях, а ваше будущее в сфере влияния Российской Федерации, славянского и православного мира. Молдавское руководство после этого заявления должно сделать для себя выводы и, наконец, осознать, что к Приднестровью надо относиться по-другому. Относиться как к стороне равноправной в переговорах, что нужно уважать права и чаяния народа Приднестровья, учитывать то, что нас разделило, ибо события 90-х годов, и особенно 1992 года, останутся навсегда глубоким шрамом в истории взаимоотношений Кишинева и Тирасполя", - отмечает Гудымо.

Будучи членом Объединенной контрольной комиссии (ОКК), руководящей миротворческой операцией в регионе, Олег Гудымо положительно отозвался о той оценке, которую дали президенты России и Украины миротворческой миссии на Днестре. Он также считает, что замена миротворческих сил на гражданских наблюдателей ОБСЕ - это очень далекое будущее. При этом политик целиком поддерживает позицию президентов Медведева и Януковича, которые выразили принципиальную готовность принять активное участие в трансформации нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ исключительно в контексте приднестровского урегулирования. "То, что приносит пользу, что позволяет сохранить мир на берегах Днестра, - это должно сохраниться. Любое изменение формата миротворческой операции приведет к осложнениям и различным негативным последствиям. Поэтому не надо разрушать то, что на данный момент является лучшим", - заключил Гудымо.

Свою оценку российско-украинского документа по Приднестровью приводит приднестровское Бюро политических исследований и информационных технологий "Медиатор". Несмотря на информационный шум, поднятый в преддверии подписания Совместного заявления президентов России и Украины по приднестровскому урегулированию, само содержание документа, как и ожидалась, оказалось дипломатически выверено и политически уравновешенно, пишет "Медиатор". Совместное заявление полностью отображает принятые в процессе приднестровского урегулирования принципы и подходы, а также фиксирует общую позицию России и Украины, как стран-гарантов, по важным и ключевым аспектам. В этом контексте следует обратить внимание на подтверждение Москвой и Киевом своей приверженности ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям и ведению диалога на равноправной основе, а также общую позицию и оценку стран-гарантов в отношении действующей миротворческой операции и перспектив ее трансформации с учетом позиций, изложенных в Московском заявлении от 18 марта 2009 года.

Таким образом, Россия и Украина обозначили свою четкую и единую позицию по тем вопросам, в отношении которых предпринимаются попытки навязать дискуссию и произвести ревизию - это касается и желания начать в переговорах все с "белого листа", и статуса Приднестровья, как равноправного участника переговорного процесса, и деятельности и перспектив миротворческой операции. Несомненно, что Совместное заявление президентов России и Украины, исходя из своего статуса и содержания, будет оказывать влияние на ход будущих дипломатических консультаций и переговоров, но при этом хотелось бы отметить и иной не менее важный аспект, связанный с данным документом - активизацию внимания и позиций всех заинтересованных сторон.

Появление после подписания киевского заявления, официальных позиций остальных участников, в первую очередь Европейского союза, является свидетельством того, что мнение внешних участников приднестровского урегулирования остается важным фактором и сохраняет свой потенциал и востребованность, как для придания импульса процессам, так и для продвижения по пути окончательного урегулирования приднестровской проблемы, приходят к выводу эксперты "Медиатора".

Справка ИА REGNUM Новости: 17 мая в Киеве президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали совместное заявление по приднестровскому урегулированию, в котором выступили за определение статуса Приднестровья на основе соблюдения "территориальной целостности" Молдавии. Кроме того, в своём заявлении главы государств подтвердили свою приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям, подчеркнули стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в Приднестровье и выразили намерение содействовать возобновлению переговоров в формате "5+2". Премьер-министр Молдавии Владимир Филат, озвучивая официальную позицию правительства относительно российско-украинского заявления, отметил, что официальный Кишинёв приветствует активное участие международных партнёров в приднестровском урегулировании, но вместе с тем выступает за преобразование действующей в Приднестровье миротворческой операции в международную миссию и за полный вывоз из ПМР российских вооружений.

Приднестровское урегулирование: "Кишинев пошел ва-банк - в Евросоюз под крышей Румынии и война с Приднестровьем до победного конца"

Встреча в Астане, новой столице Казахстана, посвящённая возможному возобновлению переговоров в формате "5+2" по молдавско-приднестровскому урегулированию, вроде бы никаких конкретных результатов не дала, пишет "Новая газета". Единственный внятный тезис - это потенциальное возобновление диалога между сторонами до конца 2010 года. При этом не исключается, что разговор пойдёт уже на уровне президентов Приднестровья и Молдавии. Но тут-то и зарыта собака, которую методично убивали все последние месяцы - с сентября 2009 года. В Приднестровье глава государства есть: он избран в декабре 2006 года, а новые выборы пройдут в конце 2011-го. Всё это будет проделано конституционно-рутинно. Иное дело в Молдавии. Там президента нет вообще, а есть "временно исполняющий". Также там нет ясности, как президент будет избираться в будущем - всенародно или ущербно (то есть через парламент, как с 2001 года). Наконец, уже сейчас видно, что нынешний и.о. - Михай Гимпу - стремится сохранить президентское кресло от дружеских поползновений своих товарищей по Альянсу за европейскую интеграцию в лице Мариана Лупу и Владимира Филата. Кроме того, в качестве правителя Молдавии желает реинкарнироваться (через кресло спикера в будущем парламенте) экс-президент Владимир Воронин.

Этот "набор" - подарок для Москвы и Тирасполя, продолжает "Новая газета". То, что россияне взяли твёрдый курс на то, чтобы "завалить" АЕИ - это столь же очевидно, как и то, что солнце восходит всё ещё на Востоке. С приднестровцами сложнее. Нынешний прорумынский и.о. президента РМ - прекрасный повод не говорить с Кишинёвом ни о чём конкретно-политическом. Тут подходы ПМР и РФ могут не совпасть. Но поскольку вес Кремля больше, то и его возможный сценарий жизнеспособнее: до конца года "пробить" парламентские выборы в Молдавии, свалить правых и помочь привести к власти винегрет из нескольких политических сил, ни одна из которых не будет в состоянии сильно "взбрыкивать". По этой же самой причине Россия не заинтересована в восстановлении в Молдавии монопольной власти Партии коммунистов.

Если данная задача будет решена, можно приступить к следующей: возобновить разговор о федеративном или конфедеративном урегулировании конфликта. Но и со следующими молдавскими лидерами и приднестровцы, и россияне вряд ли станут создавать единые, общемолдавские армию, полицию или службу государственной безопасности. Силовые структуры - это гарантии от того, чтобы в перспективе прорумынская власть в Кишинёве не решила за несколько минут приднестровскую проблему путём ареста расслабившихся вождей Тирасполя в их кабинетах, и не развернула бывшую МССР в её границах на январь 1990 года в нежелательном для Москвы направлении. Другой вопрос: осознают ли в Кишинёве, что унитарная Молдавия осталась в далёком советском прошлом? Скорее всего, нынешнему молдавскому руководству сейчас просто не до этого. Оно понимает другое: ПМР и РФ ведут согласованную игру, в которой частично участвует и Украина, озлобленная на Кишинёв из-за молдавской неуступчивости по Паланке и электростанции в Новоднестровске (имеется в виду продолжающийся пограничный спор между Молдавией и Украиной - прим. ИА REGNUM Новости). Суть игры проста: уходить от всяких соглашений с нынешним тандемом Гимпу-Филат и ждать его падения. А дальше последуют действия по обстановке. За последние 20 лет все этому хорошо научились, подводит итог издание.

Для истории 20 лет, говорят, срок небольшой, но для Приднестровья 20 лет напряженной борьбы за государственность и выживание в сложных условиях экономического, политического и психологического прессинга со стороны соседей - срок далеко не маленький, пишет "Приднестровье". Не малый потому, что за 20 лет в Приднестровье выросло, окрепло, возмужало и воспиталось несколько поколений людей, которые категорически не приемлют кишиневский режим, насквозь пропитанный румынским шовинизмом, не признают его и не воспринимают. И как гласит народная мудрость, чем дальше в лес, тем больше дров. Чем дальше уходит дата рождения Приднестровской Молдавской Республики, тем менее реальным становится ее возврат к прошлому, окончательно укрепляется ее суверенитет и международный авторитет, утрачивается зависимость от Молдавии и обретает вполне реальное очертание ее международное признание. Современное молодое поколение приднестровского народа в возрасте от 20 до 45-50 лет уже не представляет себя вне приднестровской государственности и уверено, что история Приднестровского государства вспять больше не повернется. Однако "черные силы", как воронье, продолжают кружить над молодой республикой. Они запрещают ей на равноправной основе защищать свою историю, не позволяют бороться за свои общечеловеческие и демократические права и даже пытаются запретить людям этой территории жить так, как завещали им их пророссийские предки.

Нынешний, дважды юбилейный 2010 год для приднестровцев также не менее сложный, чем все предыдущие, продолжает "Приднестровье". И не только потому, что в этом году мы отметили 65 лет Великой Победы и готовимся отмечать 20 лет со дня образования республики, а и потому, что в этом году официальный Кишинев, у власти которого в настоящее время обосновались опьяненные политической победой внутри страны румынские националисты образца 1989-1990 годов, пошел ва-банк - в Евросоюз под крышей Румынии и война с Приднестровьем до победного конца. Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что Европейский союз с середины мая 2009 года держит Приднестровье под постоянным особым политическим прицелом. Порой бывают даже некие так называемые "всплески дипломатической активности", когда одновременно в Тирасполь наезжают сразу по несколько самых разнообразных делегаций ЕС, предлагаются самые разнообразные экономические проекты и делаются самые разнообразные политические заявления, выдавая желаемые достижения за действительные. Например, в начале 2010 года Тирасполь посетили сразу несколько групп еврочиновников и американских дипломатов. Одни группы обсуждали в Тирасполе перспективы развития еврорегиона "Днестр", в который, по замыслу европейских дипломатов, должны были бы войти Рыбницкий и Каменский районы ПМР. Однако президент Смирнов распознал глубоко завуалированную конечную цель создания такого еврорегиона и заявил, что еврорегион "Днестр" - дело хорошее, но два региона от Приднестровья должны представлять в нем Приднестровскую Молдавскую Республику, а не восточный регион Республики Молдова. Это не понравилось официальному Кишиневу и Брюсселю, поэтому заявленный проект повис в подвешенном состоянии.

Или в середине февраля другие западные "миротворцы" попытались было решить в своем ракурсе железнодорожную проблему (На следующий день после введённых 3 марта 2006 года новых правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Молдавия перенаправила через север республики, в обход Приднестровья, все пассажирские и грузовые поезда, следовавшие транзитом по территории этого региона из стран СНГ в Молдавию и в обратном направлении. Впоследствии, согласно договоренностям глав железных дорог Молдавии, России и Украины, через территорию Приднестровья начали осуществляться транзитные грузовые железнодорожные перевозки, и возобновилось следование одного пассажирского поезда сообщением Москва-Кишинёв - прим. ИА REGNUM Новости), пишет "Приднестровье". Они предлагали восстановить через Тирасполь движение поездов взамен на передачу Молдавии права собственности на приднестровский железнодорожный участок. Это, по их понятиям, было бы одной из мер восстановления доверительных отношений между ПМР и РМ. Естественно, на таких условиях ни о каких "мерах доверия" говорить не приходится. Поэтому и в этом направлении у представителей ЕС тоже произошла осечка: поймать "на крючок" приднестровцев не удалось и "порешить" эту проблему в интересах Молдавии и Запада у них снова не получилось. Тогда Брюссель пошел иным путем. Евросоюз пытается "купить" приднестровских деловых людей: из 1 миллиона евро, который ЕС планирует выделить Приднестровью, в том числе и в рамках еврорегиона "Днестр", около 500 тыс. евро он предлагает направить на различные программы поддержки бизнеса и на повышение деловой активности предпринимателей. Расчет прост: в Приднестровье политическую элиту представляют (по мнению западных экспертов) крупные предприниматели, собственники предприятий и иные деловые персонажи, заинтересованные в получении сверхприбылей и готовые ради этой прибыли "продать даже отца с матерью". Результаты подобного "хода конем" пока неизвестны, и только время может показать, что может быть, если Брюссель и Вашингтон откроют в Приднестровье "ящик Пандоры".

Не изменилась позиция США и Евросоюза и в плане политического решения приднестровского вопроса, продолжает "Приднестровье". Несмотря на то, что Брюссель является лишь наблюдателем в переговорном формате "5+2", он в политическом плане настаивает, чтобы Приднестровью был предоставлен только автономный статус в составе унитарного государства Республика Молдова. Судя по таким официальным заявлениям, Запад не намерен останавливать Кишинев в его шовинистических устремлениях. Однако следует отметить, что Запад не очень-то и торопится с принятием окончательного решения по приднестровской проблеме. В Брюсселе очень много говорят о необходимости решать приднестровский вопрос, но практически в направлении его мирного и справедливого решения за 20 лет не продвинулись ни на йоту. Почему? Да потому, что там справедливого решения не хотят, а в интересах только Республики Молдова, ЕС и США не могут - опасаются конфликта с Россией. Сорвав мирное решение проблемы в 2003 году в формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM Новости), Брюссель и Вашингтон и в формате "5+2" за 4 с лишним года не предложили конфликтующим сторонам ничего разумного и приемлемого обеими сторонами. Настаивая на том, чтобы переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию проходили только в формате "5+2" и решались только на уровне внешнеполитических ведомств Европейского союза, Брюссель в то же время стал помехой в решении приднестровской проблемы. Возникают подозрения, что и ЕС, и США вовсе и не торопятся решать конфликтную ситуацию, а умышленно затягивают время! Западу, надо понимать, по особым причинам необходима как раз консервация переговорного процесса на неопределенное время (до возникновения подходящего момента). Что это могло бы значить?

Прежде всего, Евросоюз ждет смены политических элит в Приднестровье и надеется, что новые элиты станут более сговорчивы и восприимчивы к европейским позициям, пишет "Приднестровье". Кроме того, ЕС рассчитывает с течением времени и на изменение общественного мнения в Приднестровье, которое в ближайшей перспективе может быть соблазнено различными экономическими подачками и той возможностью, которую ему сулит безвизовый режим с европейскими странами в случае объединения с Молдавией. Вот почему, и что вполне реально, Евросоюз заинтересован во временном замораживании процесса молдавско-приднестровского урегулирования до завершения в Приднестровье выборов в Верховный совет, которые пройдут в декабре текущего года, и завершения выборов президента в следующем 2011 году, чтобы возобновить переговорный процесс ПМР и Молдавии "с чистого листа". И формат "5+2", в рамках которого существуют диаметрально противоположные интересы, и который из-за этого практически недееспособен, хорошо может выполнить поставленную задачу.

В настоящее время стратегия Евросоюза по отношению к Приднестровью носит, с одной стороны, неспешный, с другой - адресный характер, продолжает "Приднестровье". Это не российский "широкий фронт", выражающийся в миротворческой миссии, гуманитарных проектах, экономической помощи, культурном сотрудничестве, обширных политических и дипломатических контактах. ЕС и США проводят в Приднестровье более свойственную их манере "точечную" работу с определенными группами приднестровской политической и экономической элиты, вводят "точечные" запретные санкции, постоянно ведут поиск возможных путей влияния на ситуацию, рисуют населению довольно туманные перспективы, предлагают разнообразные, порой бессмысленные и никому не нужные так называемые пилотные проекты, не требующие особых капиталовложений и труда. Евросоюз действует по принципу: торопись медленно, но постоянно двигайся вперед, и справедливо считает, что в деле приднестровского урегулирования время - лучший помощник.

Итак, приднестровцы скоро будут праздновать 20 лет со дня рождения Приднестровской Молдавской Республики, будут торжественно отмечать свой День Победы "со слезами на глазах" над прорумынским национализмом, который, как и в грозном 1941 году, вновь пытался покорить маленький, но гордый и свободолюбивый приднестровский народ. В Приднестровье с надеждой отнеслись к улучшению отношений между великими славянскими государствами - Украиной и Россией - и надеются, что дружба между двумя гарантами приднестровской безопасности будет способствовать тому, что в свои двадцать лет Приднестровье будет признано совершеннолетним. Люди на Днестре хотят в это верить! - подводит итог издание.

Общество: "Освобождение Приднестровья от приднестровцев президент считает самым надежным способом разрешения всех проблем"

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации провела аттестацию Приднестровского госуниверситета (ПГУ), сообщает Первый республиканский телеканал. Раз в пять лет комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ определяет, соответствует ли главный Приднестровский вуз стандартам российского университетского образования. Приднестровский государственный университет работает по российским стандартам и стремится к интеграции в российскую образовательную систему. Прошедшая аттестация - один из шагов в этом направлении. К аттестации было представлено 47 специальностей. Российских экспертов интересовали учебные планы, научная и методическая работа, организация учебного процесса. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ заключение будет сделано в начале июля. В случае успешного прохождения аттестации дипломы ПГУ будут и впредь признаваться во всех странах, с которыми РФ заключено соглашение о взаимном признании образовательных документов.

14 мая президент ПМР Игорь Смирнов принял заместителя председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России профессора, доктора экономических наук Аллу Грязнову, пишет "Человек и его права". Говорил о необходимости увеличения квоты в российских вузах для выпускников школ из Приднестровья. Пока таких мест выделяется только 100. Это конечно же мало. Еще похвалил молодых приднестровцев. Наши выпускники школ упорные. Потому что понимают, у них один способ выжить: упорно работать. Но шокировал аргумент нашего президента. После окончания высшего российского учебного заведения в Приднестровье возвращается на работу лишь треть наших юношей и девушек. И это, представьте, вызывает у Игоря Смирнова чувство глубокого удовлетворения. Он с гордостью сообщил об этом Алле Грязновой. Вероятно, освобождение Приднестровья от приднестровцев наш президент считает самым надежным, быстрым и экономически выгодным способом разрешения таких проблем как безработица, нехватка жилья, мест в детских дошкольных учреждениях. Вообще всех проблем. Нет человека - нет проблемы, заключает издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.