В 2012 году, согласно закону "о коммерциализации бюджетной сферы" в России бюджетные учреждения должны будут изменить организационно-правовую форму - стать либо казенными, либо автономными, либо бюджетными. ИА REGNUM Новости продолжает изучать общественное мнение по поводу этого закона. Корреспондент агентства побеседовал с председателем Совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" Мариной Смирновой.

ИА REGNUM Новости: Как вы видите этот закон? Что, по-вашему, произойдет в 2012 году с бюджетными учреждениями?

Безусловно, шаги по повышению самостоятельности бюджетных организаций и привлечению негосударственных инвестиций в социальную сферу давно нужны. Очевидно, что в нынешнем виде бюджетные учреждения не решают эффективно те задачи, которые перед ними поставлены обществом. Вероятно, каждый россиянин сталкивался с равнодушием, а иногда и откровенным хамством в больнице, школе или собесе. Порою складывается впечатление, что первичны не пожелания граждан, а интересы администраций бюджетных учреждений. Так дальше быть не должно. Другое дело, каким образом производится преобразование бюджетной сферы. Я считаю, что принятый закон о реформе бюджетных учреждений является проявлением политики "шоковой терапии". По сути, государство выталкивает из своей опеки большую часть учреждений образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты. При этом, не особо задумываясь, что же будет дальше с этими организациями, как будут развиваться общественные процессы. Нам говорят, что получившие автономию организации будут активнее привлекать негосударственные инвестиции. Но о каких инвестициях может идти речь, если сегодня российское законодательство абсолютно не стимулирует благотворительность предприятий. Ведь действующий сегодня Налоговый кодекс РФ позволяет осуществлять социальные инвестиции предприятиями только за счет своей чистой прибыли. Если мы говорим о разгосударствлении социальной сферы, то этот подход должен быть пересмотрен. В существующих условиях основным источником инвестиций в социальную сферу неминуемо станут простые граждане, уже заплатившие за содержание бюджетных учреждений в виде налогов. Получится, что россияне будут нести двойную нагрузку по содержанию нынешней бюджетной сферы: как налогоплательщики и как получатели платных услуг. Инициаторам этой реформы следовало бы внимательно проанализировать итоги федерального эксперимента по автономизации бюджетных учреждений в 2008 - 2009 годах. Ведь он фактически провалился. В Вологодской области, к примеру, в июне 2008 года было издано даже специальное постановление Правительства о мерах по переводу государственных учреждений области в автономные учреждения. Однако в условиях отсутствия должных условий для работы автономных учреждений этот документ так и остался декларацией. Трансформация сложившейся системы бюджетных учреждений должна происходить постепенно и лишь в условиях формирования цивилизованного рынка социальных услуг. Методы "шоковой терапии" в социальной сфере неприемлемы.

ИА REGNUM Новости: Вы согласны с тем, что именно таким образом нужно уменьшать нагрузку на бюджет?

Хотим мы этого или нет, но в условиях социального государства, коим провозгласила себя наша страна, большая часть государственного бюджета должна идти на социальные расходы. Конечно же, работать над оптимизацией государственных расходов необходимо. Но не получится ли так, что урезав финансирование учреждений социальной сферы, мы получим повышение социальной напряженности, всплеск преступности и иных негативных процессов? А это принесет нам новые государственные расходы, но гораздо менее продуктивные. Если мы хотим совершить модернизационный рывок в развитии страны, то должны заботиться о качестве человеческого ресурса. Как можно решать вопросы технологического перевооружения промышленности или совершенствования общественных институтов с недостаточно грамотными людьми? Экономя на социальных расходах, мы рискуем безнадежно отстать в экономическом и общественно-политическом развитии от ведущих стран мира.

ИА REGNUM Новости: С какими сложностями мы можем столкнуться в 2012 и последующих годах из-за принятия этого закона?

Основным итогом реализации этого закона может стать деградация системы социального обслуживания населения. Мы рискуем потерять общедоступное среднее образование, существует опасность коммерциализации оставшихся очагов культуры, под угрозой - функционирование многих учреждений социальной помощи населению. Вместо того чтобы учиться хотя бы на своих ошибках, мы снова наступаем на старые грабли. Ведь каждая из отраслей социальной сферы специфична, их нельзя одномоментно подгонять под один шаблон работы. На мой взгляд, необходимо выработать особые подходы к реформированию бюджетных учреждений образования, культуры, здравоохранения, науки, социальной защиты и др. Это реформирование должно исходить из эффективной реализации тех задач, которые стоят перед каждой из отраслей, а не из стремления сократить государственные расходы любой ценой. Я поддерживаю предложение о том, что для выработки дальнейшего курса социального развития страны необходимо созвать Всероссийский гражданский социальный форум. Высшее руководство страны должно из уст общественности узнать о тех социальных процессах, которые происходят сегодня России на местах. Должен состояться аргументированный и ответственный разговор о будущем социальной сферы нашей страны.