Подписан российско-финский договор об аренде Сайменского канала на 50 лет
27 мая, 2010, 21:50 — ИА Регнум. Премьер-министр России
Договор подписан на срок 50 лет. "Продление аренды на 50 лет говорит все-таки об особом характере наших отношений. Говорит о доверии друг к другу, желании сотрудничать и выстраивать это сотрудничество на длительную, без всякого преувеличения, историческую перспективу", - заявил Путин, комментируя подписание данного соглашения. "Было очень важно подписать новый договор заблаговременно - до окончания срока действия предыдущего договора, чтобы местная региональная экономика, предприниматели, население могли планировать наперед свою деятельность и свою жизнь", - прокомментировал подписанное соглашение Ванханен.
Сайменский канал - судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в Финляндии с Финским заливом. Начинается в г. Выборге (Россия, Ленинградская область) и заканчивается в г.Лаппеенранта (Финляндия). Обеспечивает возможность судоходства из внутренних вод Восточной Финляндии в Россию и страны Европы.
Канал построен в 1856 г., когда Финляндия входила в состав России. В 1940 г. прекратил функционировать в связи с тем, что по Московскому мирному договору между СССР и Финляндией от 12 марта 1940 г. часть канала оказалась на территории СССР.
27 сентября 1962 г. был подписан Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий (т.н. Договор 1963 года - по дате обмена ратификационными грамотами), который позволил провести капитальную реконструкцию канала и открыть его для судоходства в 1968 г. В связи с истечением срока действия Договора 1963 г. в 2013 г. российской и финской сторонами был согласован проект нового Договора между Россией и Финляндией об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал. Общая протяженность Сайменского канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км - на территории Финляндии, 19,6 км - на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км - на территории России. Канал доступен для прохода речных, озерных и морских судов. Движение судов осуществляется круглосуточно. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по договоренности Уполномоченных по каналу в зависимости от ледовых условий и в среднем составляет 275 дней (9 месяцев). Максимальная проектная пропускная способность канала - 11.500 судов в оба направления, грузооборот - 4,6 млн. тонн за навигационный период. Средние показатели в последние 10 лет составляли от 2 до 2,5 тыс судов и 2 млн. тонн грузов, перевозки финскими и российскими судами сопоставимы по объему. Наиболее значительные объемы перевозок приходятся на сырьевую древесину и пиломатериалы, бумагу и целлюлозу, сырьевые минералы, а также пассажирские перевозки, в том числе проход маломерных судов.