Останется ли Армения в программе "Восточное партнерство"?

Глава МИД России Сергей Лавров предостерег ЕС и НАТО от попыток вмешательства в процессы внутреннего развития государств на пространстве СНГ. "События последнего времени: кавказский кризис, выборы на Украине, ситуация в Киргизии - показали, что попытки вмешательства извне в процессы внутреннего развития, эксперименты из области социальной инженерии в русле пресловутой логики с нулевым результатом дают обратный эффект, ведут к дестабилизации и отбрасывают страны назад в их развитии", - сказал Лавров во время "парламентского часа" в Госдуме. По его словам, никакие позитивные процессы не могут развиваться в условиях отсутствия внутренней стабильности. "И хотелось бы, чтобы понимание этого стало основой для деятельности в этом регионе так называемого внешнего фактора, будь то ЕС, НАТО и другие", - подчеркнул министр.

Ранее глава МИД РФ выразил негативное отношение Москвы к программе Евросоюза "Восточное партнерство": "Реализация заложенных в концепцию "Восточного партнерства" ЕС интеграционных предложений, как, например, заключение соглашений об ассоциации с ЕС, создание зон свободной торговли и экономического сообщества соседства, обеспечение энергетической взаимозависимости, в принципе может нанести ущерб нашим совместным интеграционным наработкам в рамках СНГ, ЕврАзЭс и Таможенного союза". Лавров подчеркнул, что реализация "Восточного партнерства" может сказаться на динамике отношений России со странами - участниками программы в целом. ("Республика Армения")

Оценки состояния школьного образования

Спор вокруг вопроса открытия в Армении иноязычных школ все больше отклоняется от своей цели и содержания. Создается впечатление, что все вопросы, связанные с национальным образованием решены, и нам остается лишь выбрать наиболее оптимальный вариант интеграции в международную образовательную среду. При этом, одни считают, что этот вопрос можно решить путем открытия иноязычных школ и создания конкуренции, другие же, наоборот, считают, что подобные школы губительны для будущего Армении.

Будучи убежденными сторонниками национальной системы образования, тем не менее, утверждаем, что исходная точка этих споров не только неверно выбрана, но и в некотором смысле смешна. О каких иноязычных школах говорят, вернее разглагольствуют ответственные за образование, когда армянской школы, соответствующей требованиям 21-го века у нас в принципе нет? Более того, та школа, которую мы называли советской, имперской (и т.д, и т.п.), при всех своих недостатках в десятки раз больше соответствовала императиву привить армянским детям знание и национальное самосознание, чем существующие сегодня примитивные аномалии.

Иноязычные школы, хоть и изначально нежелательны, но не были бы настолько страшными, будь у нас более или менее сносная система образования. Наша система образования нуждается в полной очистке и модернизации, в то время как созданные с этой целью органы и их руководители заняты имитационными телодвижениями, смыслом которых является лишь страстное и непреодолимое желание казаться умным. Такой же имитацией является и весь этот спор. Все эти бурные обсуждения на тему иноязычных школ могут оказаться полезными лишь в том случае, если они станут удобным поводом раскрыть позорное состояние системы образования Армении и найти пути ее исправления. ("Айоц Ашхар").

Газета "Грапарак" попросила бывшего министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна ответить на вопрос: было ли в первые годы установления независимости со стороны российских политических кругов какое-либо давление с тем, чтобы не закрывать русские школы?

Отвечая на такой вопрос, Арзуманян сказал, что в России всегда были, есть и будут политические силы, страдающие ностальгией по имперским или советским временам, которые мечтают увидеть постсоветское пространство хоть чем-то похожим на СССР, и одним из шагов к этому видят в установлении в республиках второго государственного языка - русского. "Вот что является целью этих шагов", - сказал он.

Что касается давления, то, по его словам, прямого давления не было, но опосредованное было. "Однако мы прекрасно понимали, что одним из первых шагов на пути создания независимого государства является формирование национальной школы", - сказал он.

"Вы что думаете, я чего-то русским образованием достиг, и теперь закрываю ему путь? Чего я достиг? Левон Тер-Петросян закончил армянскую школу и стал президентом, Серж Саргсян закончил армянскую школу и стал президентом...", - заявил председатель Общественного совета Вазген Манукян.

Комментируя это заявление, газета "Чоррорд Инкнишханутюн" пишет: "Браво! Наконец-то Вазген Манукян "с высоты своих лет" стал трезво оценивать прошлое. Теперь вдруг выясняется, что Тер-Петросян стал президентом не "в результате фальсификаций" (как все эти годы утверждал тот же Вазген Манукян), а благодаря армянскому образованию. Что касается самого Манукяна, то и он "чего-то" достиг. Он и министром обороны был, и премьер-министром. Кто ему виноват в том, что он всю свою жизнь "маниакально" мечтал о президентстве?"

Сегодня в общеобразовательных школах прозвучит последний звонок. Слезы, цветы, давно готовящиеся представления, ломящиеся от тяжести еды столы и ночные пиршества. Всеобщее мещанство и бессодержательные будни привели к тому, что с каждым годом смысл этого дня, вместо того, чтобы превращаться в символ возвышенного и одухотворенного, очищаться и кристализоваться, становится символом показухи и расточительности. ("Грапарак").

Внутренняя политика

По сведениям газеты "168 Жам", критика ширханяновского (Ваган Ширханян - один из лидеров отколовшейся от партии части СДПГ, - ред.) крыла Социал-демократической партии "Гнчакян" в адрес Армянского Национального Конгресса (АНК) обусловлена заказом властей.

В частности, недавно пресс-секретарь партии Нарек Галстян уже открыто обвинил АНК в расколе СДПГ. Дело в том, что вот уже несколько месяцев, как тянется рассмотрение судебного иска отколовшихся "гнчаков" против той части партии, которой руководит председатель СДПГ Людмила Саркисян. Истцы пытаются через суд заполучить печать партии, однако суд не может найти удобный повод для вынесения такого решения, поскольку по всем юридическим канонам председателем СДПГ является Людмила Саркисян, и печать должна быть у нее.

По сведениям газеты, отколовшиеся партийцы обратились к властям с тем, чтобы суд вынес решение в их пользу, ну а те, в свою очередь, потребовали взамен открыто выступить с критикой и обвинениями в адрес АНК. Что и выполняется.

Газета "Чоррорд Инкнишханутюн" беседует с председателем Народной партии Армении Степаном Демирчяном.

Часть общества считает, что власть эта может смениться лишь тогда, когда в самой власти начнут друг друга уничтожать.

Весь вопрос в том, что их политика уничтожает страну. Однако не надо расчитывать на их противоречия - один день они будут, другой - нет. Мы должны расчитывать на свои силы и на свой народ. Конечно, я понимаю разочарование людей. Общество видит, что годы идут, а власть не меняется, несмотря на то, что оно возмущается и не смиряется с несправедливостью, насилием и фальсификациями. Однако вопрос не решается, и это, естественно, может вызвать разочарование. Это серьезная проблема. Тем не менее, оппозиция боролась и будет продолжать бороться исключительно политическими методами. Другого пути нет. Перевороты нам не нужны, мы должны достичь качественных изменений, и достичь их благодаря активности и борьбы общества. И я уверен, что в конце концов все так и будет".

Газета "Жаманак" беседует с бывшим депутатом Национального собрания Агаси Аршакяном

Как вы расцениваете противостояние Республиканской партии и партии "Процветающая Армения"? Перебранка между Барсегом Бегларяном и Гагиком Царукяном, уголовное дело против Вардана Айвазяна, выпады председателя НС против правительства? Может ли это противостояние стать "плодотворным"?

Могу добавить и конфликт, возникший между членом РПА Рубеном Айрапетяном и лидером ППА Гагиком Царукяном. Эти конфликты и некоторая напряженность могут стать причиной предполагаемого прогресса. Должны быть споры и противоречия, чтобы дело сдвинулось с места. Я вижу, что лица, входящие в первую пятерку элиты, за последние год-два здорово постарели, а это значит, что у них много забот. Заботы же, в свою очередь, возникают из-за нерешаемых в стране проблем. Те, кто прежде думали лишь о своем кармане и своем клане, уже видят, что государственный корабль оседает, трюмы заливаются водой, и вовсе не важно - олигарх ты или работяга. Существующие между РПА и ППА противоречия никогда не дойдут до столкновений. Эти две мощные силы, имея громадное политическое и экономическое влияние, никогда не углубят конфликт настолько, чтобы он привел к уничтожению одной из них. Они всегда найдут точки соприкосновения, и несмотря на отдельные стычки, в основном будут двигаться вперед. Не стоит связывать надежд с тем, что, к примеру, РПА полностью разобьет ППА, или же действия последних приведут к отставке РПА. Я в такое не верю.

Газета "Айкакан Жаманак" сообщает, что Служба национальной безопасности Армении, в рамках одного прошлогоднего уголовного дела пыталась "пришить" первому президенту Левону Тер-Петросяну обвинение в организации покушения на Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Данное уголовное дело было возбуждено по факту покушения на председателя Комитета по госдоходам Гагика Хачатряна 23 мая 2009 года. В ходе допроса одного из фигурантов этого дела, Артака Гукасяна, следователь стал расспрашивать его о других планировавшихся покушениях. В результате "умело" поставленных вопросов, Гукасян показал на своего подельника, Гагика Матевосяна, якобы тот собирался убить сначала Роберта Кочаряна, а затем, на его похоронах - и Сержа Саргсяна. При этом он показал, якобы Матевосян сообщил ему, что Тер-Петросян, в случае прихода к власти, обещал ему высокую должность в полиции. Эта "хитроумная" версия развалилась тогда, когда выяснилось, что во время событий 1-2 марта 2008 года Гагик Матевосян охранял... брата Сержа Саргсяна - Сашика Саргсяна.

О телевидении

По сведениям газеты "Грапарак", власти намерены в ходе предстоящего конкурса на телечастоты отобрать у Тиграна Карапетяна телекомпанию АЛМ и передать ее зятю Сержа Саргсяна Микаелу Минасяну. Так что, пишет газета, обещанные накануне Карапетяном разоблачения и угрозы "сорвать маску" могут оказаться связанными с этим.

Что касается законопроекта о внесении изменений в закон "О телевидении и радио", пишет газета, то он содержит в себе такие угрозы, о которых знает лишь узкий круг специалистов. К примеру, назначенный государством провайдер, который в дальнейшем будет продавать населению продукцию телекомпаний, вдруг может заявить, что тот или иной телеканал, который смотрят мало, портит его пакет. Следовательно, если он будет включен в пакет, рейтинг пакета упадет, а вместе с ним и доходы провайдера, а значит он отказывается транслировать этот канал. Согласно газете, какие-либо меры против такого в законопроекте не предусмотрены, и не исключено, что если каким-то чудом телекомпании "А1+" удастся получить частоту, то власти могут избавиться от него таким путем.

Газета "Айкакан Жаманак" пишет: "Значительная часть телекомпаний Армении не телекомпании, в понятном нам смысле слова, а всего лишь выполняют указание властей занимать частоту. Подобными трюками власти заняли 22 телевизионные частоты. Многие из владельцев этих частот ни желания такого не имели, ни возможностей. И несмотря на то, что они своими выспренними проектами восхитили комиссию лизоблюдов, впоследствии очень быстро отказались их осуществлять".

Экономика

Агентство Moody's опубликовало ежегодный отчет, в котором говорится, что рейтинг Армении B2 (прогноз стабильный) уравновешивает низкую экономическую устойчивость и высокий финансовый потенциал правительства. Главной причиной низкой оценки экономической устойчивости Moody's называет зависимость экономики Армении от денежных переводов, которые подпитывали строительный бум в стране.

"В 2009 году Армения столкнулась с серьезными вызовами. Несмотря на то, что Армения не испытала прямого влияния глобального финансового кризиса ввиду относительно небольшого банковского сектора, резкое снижение денежных переводов привело к 15%-му снижению ВВП", - отметил вице-президент, старший аналитик группы по суверенным рейтингам Moody's Энтони Томас.

В отчете говорится, что власти Армении ответили всеобъемлющим и амбициозным пакетом мер, включая облегчения в налоговой и валютной политике. Аналитики Moody's отмечают, что, несмотря на то, что данные меры несколько ограничили тенденцию снижения ВВП, они серьезно ухудшили долговые параметры правительства.

В то же время Moody's замечает, что Армения проводила свою политику в рамках соглашений с МВФ, и ее продолжение позволит правительству остановить ухудшение долговых параметров. "Однако если Армения не сможет полностью выполнить соглашение с МВФ, рейтинг страны может оказаться под давлением", - отметил Энтони Томас. ("Республика Армения")