Юрий Баранчик: Визит главы администрации Лукашенко в США: цели и последствия, Часть 1

Минск, 18 мая 2010, 13:23 — REGNUM  

Появившаяся на днях в независимых СМИ информация о тайном визите главы администрации президента Беларуси Владимира Макея в столицу США Вашингтон лучше всего свидетельствует о том, что "многовекторная" внешняя политика официального Минска зашла в полный тупик. Метаться из одной столицы мировой политики в другую в течение месяца - это уже даже не шпагат и не качели. Это, мягко говоря, внешнеполитические шарахания, которые свидетельствуют о полном отсутствии не то, что стратегии, а даже тактики поведения официального Минска на внешнеполитической арене, рассчитанной на 2-3 месяца вперед.

Т.к. проверенной или официально подтвержденной информации о сути поездки высокопоставленного белорусского чиновника в Вашингтон принципиально нет, приходится в очередной раз довольствоваться предположениями. Попробуем на основании косвенной информации выстроить более-менее логичную картину причин, вызвавших этот визит, и его результатов.

Секрет полишинеля

Первое, что обращает на себя внимание - секретность визита. Спрашивается: почему апрельский визит в Москву с целью "пробить" вероятность встречи белорусского президента со своим российским визави не имел завесы секретности, а визит в Вашингтон ее приобрел? Чем Вашингтон хуже Москвы? От кого прятались? От России? Но это невозможно, учитывая как нынешний уровень российско-американских отношений, так и степень прозрачности такого рода визитов для американских институтов гражданского общества в той же России. От общественного мнения внутри страны? Так, власти, судя по многочисленным примерам последних лет, это мнение волнует в последнюю очередь.

Тогда возникает вполне резонный вопрос - зачем засекречивать визит, а потом, когда общественность все-таки о нем узнала (власти должны сказать отдельное спасибо американцам за этот подарок), оставлять его без комментариев? Ответить на второй вопрос можно. Если белорусская сторона даст некорректную с точки зрения американцев версию визита, те, помня о многолетних дружеских американо-белорусских отношениях, приведших к взаимному отзыву послов, не упустят возможность подставить официальный Минск. И как свидетельствует послание белорусского президента народу и парламенту, он прекрасно осознает недоговороспособность американцев как партнеров.

Но из этого можно сделать и второй вывод - визит закончился ничем и его цели не достигнуты. Поэтому максимум, что смогла добиться белорусская сторона от американцев, это то, чтобы визит не стал предметом публичного обсуждения в мировых СМИ. Этот вывод следует и из анализа публичного поведения официального Минска на протяжении многих лет. Если бы визит был успешным, официальные СМИ (и некоторые "аналитики", оперирующие по поводу и без повода категориями в духе "потрясающе"), трубили бы о его успешности на каждом углу. Очередной внешнеполитический "прорыв" в противовес "имперским козням" Москвы в преддверии президентских выборов был бы явлен всему белорусскому обществу.

Политическая составляющая

Какие политические темы могли интересовать белорусскую сторону в ходе вынужденного визита в Вашингтон? Одна из самых главных, то, что Минск хотел предложить в качестве позитива - возвращение послов в страны пребывания. Однако посол США в Беларуси является уже бывшим - Карен Стюарт стала помощником госсекретаря по вопросам демократии и прав человека. Поэтому, скорее всего, желая преподать Минску урок, Вашингтон не будет направлять посла в Беларусь до проведения в республике выборов президента. Тем самым, Вашингтон хочет показать, что вышвыривать послов США из их резиденций никому не позволено. Это также недвусмысленно характеризует отношение Белого дома к официальному Минску и предстоящим выборам. Выборы действительно будут тяжелыми.

Действительно, о чем думал официальный Минск, выдворяя посла США из страны? Явно не о том, что придется самим предлагать (просить) его вернуть. Причина такого поведения белорусского руководства ясна - необходимо внешнеполитическое обеспечение президентских выборов. Если возникли проблемы в Москве, то надо привлечь к этому делу Вашингтон. Но только не с нашими отношениями с США. К тому же слишком явно и топорно это было сделано.

И в Москве, и в Вашингтоне прекрасно понимают, что Минск попался в свои же собственные ловушки: если ранее он играл на интересах больших игроков, то теперь они будут играть на интересах официального Минска. Свои ходы они успеют сделать в любом случае - времени у них достаточно, в отличие от белорусского руководства. Поэтому такой визит как в Москве, так и в Вашингтоне будет однозначно истолкован как симптом серьезной слабости и паники Минска накануне выборов. Выводы из такого понимания ситуации тоже последуют соответствующие.

Поэтому тема послов на данный момент для США не представляет никакой важности, она исчерпана, а значит, целиком и полностью переместилась в поствыборный период. Что еще мог предложить официальный Минск для задабривания Вашингтона? Можно предположить, что продолжение активной лимитрофной политики и организация фронды под самым боком у России. Что на это могут сказать США, кроме того, что, мол, ок, ребята, но страну вы отдаете полностью нам? И что в ответ на это может сказать Минск? Мы согласны?

Неужели в Минске думают, что Вашингтон запросит другую цену, нежели полный контроль над поствыборной Беларусью? Иначе и лезть не будут, а просто заранее объявят результаты выборов нелегитимными. Но полный контроль со стороны США - это не просто сдача, а сдача с очень непонятными последствиями. Пример тех же Милошевича и Караджича недвусмысленно показывает, что американцы под любым подходящим предлогом всегда смогут вернуть свои договоренности обратно, и ничего с этим потом не поделаешь.

Да и глупо, честно говоря, ожидать от Америки, что она кинется защищать Минск от "имперской" Москвы: Киев не бросилась защищать, хотя те же Ющенко или Тимошенко для США были на несколько порядков роднее в самом прямом смысле этого слова. Бишкек не бросилась защищать, хотя тот же Бакиев, не в пример белорусскому лидеру, много лет вел прибыльный взаимовыгодный бизнес с американцами и обеспечивал реализацию их геополитических интересов. Его тоже кинули, как мавра, который сделал свое дело. А Минск, который последние пятнадцать лет только и делал, что громко, публично и особо не церемонясь, выяснял отношения с "последней империей", эта империя бросится защищать?

Кроме того, что Вашингтон помнит минские уроки и получает прекрасную возможность отыграться за былые унижения на "белорусском фронте", есть еще две гораздо более серьезные причины, по которым США не будут серьезно ввязываться в белорусскую тематику.

Во-первых, у США сейчас период особых отношений с Россией. По сути, Договор об СНВ-3, в котором Россия была заинтересована не меньше, чем сами США, на настоящий день является единственным серьезным достижением Обамы на посту президента. Больше ничего нет. Поэтому просто так осложнять свои отношения с российским руководством, которое еще может прийти на помощь Обаме в его президентской карьере, он не будет. И дело здесь не персонально в Лукашенко, а в тенденции.

Американцы уже сдали на постсоветском пространстве практически всю свою креатуру. Остался только любитель галстуков Саакашвили, который также на очереди, как и Ющенко с Бакиевым. Поэтому, естественно, что если они не вмешиваются в судьбу "своих среди чужих", то тем более не будут вмешиваться в судьбу "чужих среди своих". Россия сейчас как никогда ранее нужна США для сдерживания тех тенденций, которые происходят в мире, и вес России в американской политике будет только увеличиваться.

Во-вторых, у США сейчас хватает своих проблем (Иран, ядерное разоружение, тот же СНВ-3, который еще надо ратифицировать в парламенте, реформа здравоохранения, дефицит бюджета, противоречия (возможно, с последствиями) между самыми влиятельными в финансовом плане в мире кланами и мн.др.), чтобы отвлекать свои силы на те проекты, которые изначально будут провальными.

Что Минск может предложить США за признание выборов? Продолжать фронду по отношению к Кремлю и блокировать любые внешнеполитические инициативы России на постсоветском пространстве? Обозначать лимитрофное напряжение на западных рубежах России? Так уже давно поступила команда, что США больше в этом не заинтересованы и денег под это провалившееся дело более давать не будут: во-первых, вес игроков не тот, во-вторых, они его никогда не наберут. Звоночек в августе 2008 года (и далее по тексту) прозвенел громко и неоднократно. Только в Минске его почему-то не услышали.

У США в настоящее время и в обозримой перспективе больше нет ни интеллектуальных, ни организационных, ни силовых возможностей поддерживать тот вариант внешней политики, который привел к их вторжению в зону непосредственных интересов России. Это время закончилось. Поэтому лучшее, что американцы могут сделать в этой связи - это уйти тихо и незаметно. Тогда это будет красиво, без потери лица. Типа, так и надо, возглавили новый процесс, большие парни играют в большие игры - никто никому ничего объяснять не будет. Надо будет - придем и Вас не спросим ("Винни-Пух, ты куда идешь?"). А пока - и сами отдыхайте, и нас не тревожьте. Вот реальный расклад на сегодняшний день, и не только в отношении Беларуси.

В связи с этим, можно предположить, что политическая повестка визита в Вашингтон была явно провалена, и основные причины этого носят полностью объективный характер.

С одной стороны, в политическом плане официальный Минск не может предложить Вашингтону ничего серьезного. Не считать же серьезной попытку войти в клинч с Россией аккурат накануне президентских выборов? Наоборот, как покажет разбор возможной экономической повестки визита, Минск, как был, так и остался в роли просителя, которому постоянно не хватает на жизнь, а это уже никуда не годится - в Америке не любят неудачников.

С другой стороны, Вашингтон, пусть даже на время, приостановил свои проекты на территории, входящей в зону ответственности России. Поэтому играть в Беларуси, тем более с "режимом", который находится явно накануне большого шухера, им абсолютно не с руки. Как рассуждает Вашингтон: "нам сейчас предоставляется отличный шанс скинуть парня, который портил нам жизнь последние пятнадцать лет. Если русские выставят своего парня, то нам ничего не стоит продавить своего кандидата, по крайней мере, обеспечить его выход во второй тур. А там - чем черт не шутит".

К тому же по большому счету: после достижения стратегических договоренностей между Россией и Турцией, Россией и Украиной, вся игра США по воссозданию нового железного занавеса между Европой и Россией в виде пояса от Балтийского до Черного моря явно потерпела крах. В новых условиях, в виде выхода России к границе Восточной Европы и Черному морю, геополитическое значение Беларуси для США как территории, противостоящей России, свелось к нулю. Без Украины прежняя игра стала невозможна. Собственно, за нее и велась эта война в рамках доктрины Збигнева Бжезински. Теперь, после исторического поражения Бжезинского на Украине, при новом геополитическом раскладе, Беларусь сливается априори.

Продолжение следует...

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.