В авиакомпании "Татарстан" около 100 человек уже сокращены, а более 40 инженеров и техников могут быть уволены в ближайшее время. Сокращения начались после рекомендаций болгарских консультантов, которые работают в авиакомпании по договору с инвестором.

Стратегическим инвестором для Международного аэропорта "Казань" (МАК) стала болгарская компания "Химимпорт". Как пишет газета "Вечерняя Казань", получив пакет акций ОАО "Татарстан-Авиа", болгарские бизнесмены взяли на себя обязательство реконструировать аэропорт и обновить парк самолетов. ИА REGNUM Новости уже сообщало, что общий объем работ по реконструкции оценивался в 10,5 млрд. рублей. Кроме этого, с помощью болгарских коллег авиапарк МАК к 2011 году также должен был обновиться, получив 15 вполне современных самолетов.

Однако, по словам председателя профсоюза инженерно-технической службы авиакомпании "Татарстан" Михаила Панфилова, подержанные "Боинги", которые взяты в сублизинг у болгарской компании по совету болгарских же консультантов, сильно изношены - срок их службы составляет около 18 лет, поэтому они не сильно отличаются от таких же старых, но советских машин. Единственное отличие - американским "Боингам" не нужны инженеры и техники из Татарстана. Это вызывает недовольство местных рабочих, которые считают, что из-за новой "болгарской" политики выигрывает только сам инвестор, а республика никакой прибыли не получает. Что касается объявленной реконструкции, то она только что началась, и к чему она приведет - неизвестно.

"Деньги за лизинг "Боингов" болгары берут строго и регулярно, а мы каждый месяц теряем по 17- 20 млн. рублей, - говорит Михаил Панфилов. - У них дела идут отлично, и только у нас одних - плохо. Зачем нам такие консультанты?". Лидер профсоюза рассказывает, что несколько лет назад представители татарстанской авиакомпании оформили документы, которые разрешали приобрести канадские самолеты CRJ-900. Они были совершенно новыми и стоили не дороже лизинга старых "Боингов". Это давало компании шанс заработать. Однако в правительстве РФ решили иначе и не стали сертифицировать канадский самолет, поскольку тогда готовился собственный проект Sukhoi Superjet. МАК пришлось искать инвесторов, и в результате согласились только болгары.

Коммерческий директор авиакомпании "Татарстан" Лазарь Илиев не согласен с такой позицией и заявляет, что "болгары вложили в татарстанский проект больше, чем получают отдачи". А все увольнения были необходимы для поднятия "эффективности работы компании". Оставшиеся сотрудники прошли курс обучения и теперь могут работать по европейскому стандарту. Однако члены авиапрофсоюза на экономические аргументы болгарской стороны смотрят скептически и настроены решительно: они считают, что контракт с ними нужно как можно скорее разорвать.

Тем временем, уволенный персонал АК "Татарстан" ищет себе новую работу. Кто-то нанимается в разнорабочие, кто-то в ремонтные бригады. Ситуация в МАК довольно напряженная. Как сообщало ИА REGNUM Новости, в попытке хоть как-то исправить финансовую ситуацию в аэропорту уже устраиваются платные экскурсии.

Дальнейшее развитие событий трудно прогнозировать, но уже сегодня ясно одно - в результате реконструкции МАК, задуманной в Татарстане к Универсиаде-2013, пока выигрывают различные организации и компании, но никак не рядовые граждане республики.