Правовая инспекция Федерации профсоюзов Архангельской области совместно с первичной профсоюзной организацией отстояла в суде права 34 работников ОАО "Архангельский траловый флот" на выплату премии. Общая сумма взысканий составляет более 1 миллиона рублей.

Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Федерации профсоюзов, в январе 2010 года юристы профсоюзных организаций обратились в Ломоносовский суд с исковыми требованиями к ОАО "Архангельский траловый флот" от лица 34 моряков, который незаконно лишили премии. Основанием для Приказа о лишении моряков премии стало, по мнению руководства, невыполнение рейсооборота, нахождение судна в простое в течение 2 суток и затягивание экипажем освоения квот вылова рыбы.

Согласно рейсовому заданию, экипаж судна "Клинцы" ОАО "Архангельский траловый флот" 5 апреля 2009 года вышел в море для ловли рыбы. Продолжительность рейса должна была составить 150 суток. Однако судно вернулось на 2 дня раньше, при этом ни одного захода в порт для отдыха экипажа за весь рейс не было. Проблемы у моряков начались сразу же после возвращения в порт: несмотря на перевыполнение плана по вылову рыбы на 84,4%, руководство компании лишило всех членов экипажа премии. Основанием для лишения премии экипажа судна, по мнению администрации, стали три факта. Во-первых, невыполнение рейсооборота (148 суток вместо 150). Во-вторых, по мнению руководства, судно в течение 2 суток находилось в простое по вине экипажа. В-третьих, экипаж якобы затягивал освоение остатка квоты и, наконец, не выполнил распоряжения генерального директора по загрузке сельдью другого судна с доставкой её в порт "Архангельск".

Юристы ФПАО и председатель первичной профсоюзной организации выяснили, что все указанные факты не могли явиться основанием для наказания. Так, выполнение указания генерального директора по загрузке сельдью привело бы к продлению рейса, то есть судно пришло бы в порт "Архангельск" на 7-9 суток позже запланированной даты. А на это требуется согласие членов экипажа. Кроме того, выполнение указания поставило бы под угрозу жизнь и здоровье всего экипажа, поскольку на судне заканчивался запас продуктов питания. С учётом погодных условий прибытие судна в точку встречи с судном для перегрузки улова прогнозировалось в больший срок, чем позволял имевшийся запас продовольствия. Поэтому на общем собрании экипажа было принято решение распоряжение не выполнять. Этот факт зафиксирован по всем правилам протоколом общесудового собрания. Факт "затягивания" освоения остатка квоты также не подтвердился - согласно отчётам о вылове рыбы, её добыча экипажем судна "Клинцы" соответствует среднему вылову других экипажей.

На предприятии основанием для премирования сотрудников являются такие показатели, как вылов рыбы, выпуск рыбопродукции и стоимость товарной продукции. Согласно итогам рейса, подведённым балансовой комиссией, его фактические результаты превысили нормативы, указанные в рейсовом задании. Соответственно, только на основании этого моряки должны были быть премированы.

На аргумент о невыполнении рейсооборота профсоюзные юристы также нашли что противопоставить: за весь период ловли судно ни разу не заходило в порт для отдыха экипажа. Между тем, согласно законодательству при продолжительности рейса свыше 135 суток должно быть предусмотрено два захода в порт для отдыха экипажа.

Лишив моряков премии, руководство предприятия нарушило положения коллективного договора и отраслевого тарифного соглашения. Эту позицию профсоюзов поддержал и Ломоносовский районный суд, вынеся решение в пользу моряков. Кроме того, суд признал незаконными Приказ о выговоре капитану судна и его понижение в должности до второго помощника капитана.

Помимо взыскания невыплаченной премии - а это более 1 млн руб - и отмены незаконного дисциплинарного взыскания в адрес генерального директора Судом вынесено частное определение об устранении причин и условий нарушения Закона.