Муфтий Северной Осетии Али-хаджи Евтеев на пресс-конференции во Владикавказе постарался заверить, что был неправильно понят автором интервью, которое он дал ИА REGNUM Новости, никогда не был знаком с Хаттабом, а у уничтоженных лидеров бандподполья учился тогда, когда они еще не ушли в боевики. Евтеев также принес извинения представителям православной церкви, задетым некоторыми его высказываниями в интервью.

Открывая пресс-конференцию, духовный лидер осетинских мусульман вновь заявил, что беседу с журналисткой Яной Амелиной не воспринял как интервью, поэтому посчитал возможным говорить о вещах, которые без объяснений понятны специалистам. Кроме того, по его словам, некоторые моменты беседы остались без пояснений, которые и были восприняты многими как сомнительные. В частности, Евтеев заявил, что никогда не был знаком с одним из лидеров чеченского бандподполья Хаттабом, а уничтоженными в прошлом году руководителями так называемого Кабардино-Балкарского джамаата Анзором Астемировым и Мусой Мукожевым общался, когда те были преподавателями в медресе. "Когда они ушли в подполье, я расценил это как ошибку", - сказал Евтеев.

Говоря о создании халифата и шариатского государства, муфтий подтвердил, что сказал об этом в интервью, но уточнил, что "каждый мусульманин хочет жить в справедливом государстве и по божьим законам". "А негатив в отношении этих слов связан с их неверным понимаем, в частности, что при шариате режут головы, отрубают руки и избивают женщин. На самом деле шариатское государство - это справедливое государство", - отметил муфтий.

Он сослался также на неправильное понимание слова "джихад", несколько раз упомянутое в интервью. "Это старание на пути Аллаха, - пояснил Евтеев, - путь к божественным идеалам, построение самого себя, своей души. В какой стране это является преступлением? А у нас с этим словом связан негатив. Точно так же, как и со словом "ваххабит". Если говорить точно, то у этого слова вообще нет определения, и мы им не пользуемся. А если остальные называют ваххабизмом радикальные взгляды, то я знаком и с этим и смог найти выход и даже помог многим тоже выйти из этого. Но, видимо, кому-то очень хочется увидеть здесь раздор и распри. Никто из нас ведь не призывает к вооруженному джихаду и шариатской форме правления".

Комментируя информацию о возможном строительстве мечети в Южной Осетии, муфтий заявил, что его инициировали грузинские спецслужбы с целью создания очередного очага напряженности в югоосетинском обществе. После этого господин Евтеев вспомнил, как в первые дни вооруженного грузино-осетинского противостояния в августе 2008 года вместе с восемью членам ДУМСО уже находился в Южной Осетии.

Затем, когда основные моменты интервью были прояснены, осетинский муфтий ответил на вопросы журналистов. Их интересовало отношение руководства ДУМСО к появлению радикальной молодежи среди принявших ислам, а также отношение муфтия к задержанию члена мусульманской уммы Фатимы Багаевой. При попытке провоза через административную границу с Ингушетией элементов "пояса шахида" она была задержана правоохранителями.

"Идет следствие в отношении Багаевой, которое должно расставить все по местам, - сказал Евтеев. - Но каким бы оно ни было, в самом начале этой истории мы хотели, чтобы все осознали важность и деликатность этого вопроса. Ведь последствия могут не ограничиться судьбой одной Багаевой. Сейчас мы ждем результатов и надеемся, что все хорошо закончится".

Евтеев не уточнил, для кого все должно закончиться хорошо. Остался без ответа также вопрос о том, кто именно расписывает стены зданий города надписями с призывом к джихаду на английском языке, но выяснилось, что на русском писал один из новообращенных приверженцев ислама. "Мы нашли человека, который писал такие вещи на набережной, провели с ним беседу и он больше этим не занимается", - заявил Евтеев.

"А вот насчет надписей на английском, пришлось обращаться в соответствующие органы с просьбой найти, кто это делает. Когда не было результатов, наши молодые прихожане взяли краску и сами закрасили призывы", - сказал муфтий.

Говоря об увеличении прихожан в мечети, муфтий Северной Осетии сказал, что это в основном студенты и молодежь, представляющая самые разные социальные слои общества. Большая их часть, по его словам, - этнические мусульмане, но есть и такие, кто приходит в ислам из других конфессий. "Основная наша задача работать с людьми и отслеживать их настроения,- сообщил Евтеев. - Но мы не можем дать никаких гарантий того, что у нас не появятся радикально настроенные люди. Но пока у муфтията получается контролировать ситуацию".

Завершая встречу с журналистами, господин Евтеев еще раз извинился перед представителями православной церкви. "Мы приносим свои извинения еще раз, если вчера, после нашего общения остались еще какие-то вопросы,- сказал муфтий".

ИА REGNUM Новости уже сообщало, что накануне, 13 мая, на встрече с представителями других религиозных конфессий дал объяснения по поводу своего интервью, в котором он подверг критике поведение священнослужителей и обвинил в пассивности, назвав их "сообществом, которое преградило людям дорогу к Богу", а совершаемые массовые крещения на территории монастыря назвал бестолковыми. "Я общался с Амелиной не как с журналистом, а как со специалистом по кавказской проблематике. Поэтому во время диалога были затронуты темы, которые, как правило, не выносят на общее обозрение. Наша официальная позиция не раз была подтверждена нашими действиями, поступками и публикациями в течение 2,5 лет на посту муфтия. Очень неприятно и непонятно, почему так малого достаточно, чтобы испортить отношения между теми, кто веками живет в мире и проповедует религию",- сказал Евтеев.

Лидер мусульман Северной Осетии заявил, что усилия муфтията направлены на духовное и нравственное воспитание народа и выразил готовность к сотрудничеству с представителями всех религиозных и общественных организаций. Публикацию интервью он назвал попыткой вбить клин между конфессиями и раскачать ситуацию.

"Если какие-то слова имели оскорбительный характер или были не так представлены, то это в основном вина тех, кто подавал материал в определенном контексте. Но если в том есть моя, готов признать ее. Каждый из нас может ошибаться, в том числе и я ввиду своего возраста", - сказал Евтеев.

Благочинный православных церквей Северной Осетии отец Василий (Шауэрман) отметил, что священнослужители пришли на встречу не дискутировать, а услышать не только объяснения, но и четкие и внятные извинения по поводу таких дерзких и агрессивных высказываний в адрес монашества и православных людей. Он подчеркнул, что знаком с аудиозаписью и полной распечаткой этого интервью.

"Речь идет не только о том, что затронуты честь и достоинство православного духовенства, но также нанесены оскорбления в адрес архиерея нашей епархии владыки Феофана, мерзкие сплетни были приведены в качестве доказательств несостоятельности духовного лидера Владикавказской и Ставропольской епархии. За 7 лет в его адрес не было произнесено ни одного экстремистского и оскорбительного высказывания. Это сильно возмутило нас! На Кавказе оскорбления старшего является тягчайшим грехом, в том числе и по воззрению ислама. Не случайно, в интернете появилось множество жестких комментариев интервью. А более радикальная часть православного сообщества высказывает пожелания о разрыве отношений с муфтиятом. Если духовный лидер делает такие заявления, которые идут вразрез с духом мира и согласия и вызывают такой всплеск эмоций, тогда надо вести речь о качестве духовности",- сказал отец Василий.

Благочинный Северной Осетии особо подчеркнул, что добрые взаимоотношения между представителями православного и мусульманского духовенства были перечеркнуты высказываниями муфтия, но вместе с тем отметил, что священнослужители не собираются раздувать конфликт, поскольку Христос призывал оканчивать любой конфликт миром. По его словам, конфликт будет исчерпан в случае официальных извинений, которые должны быть отражены в СМИ.

"Те слова, которые были произнесены в адрес владыки Феофана и православной церкви, были основаны на слухах и домыслах. Но это ни в коей мере не отражает моего настроения и отношения, а главное - убеждения, что нам сообща нужно работать над укреплением мира. Я признаю свою ошибку и выражаю признательность за вашу готовность забыть о конфликте", - ответил Евтеев.

Православное духовенство Северной Осетии посчитало эти слова достаточными в качестве извинений и заявило о том, что конфликтная ситуация исчерпана.

ИА REGNUM Новости также сообщало ранее, что прокуратура Северной Осетии проводит проверку на наличие экстремистских высказываний в интервью муфтия. Эксперты оценят текст интервью, в котором, в частности, Евтеев признается в том, что "ездил на учебу к Хаттабу", что "Анзор Астемиров и Муса Мукожев - это были мои учителя". Также североосетинский имам рассказывает о том, что признает джихад: "Джихад является частью нашей религии, он делится на 14 ступеней, одна из которых - вооруженный джихад, но мы и ее признаем... Более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство". Также, по словам муфтия, он "спит и видит во сне, как мусульмане живут в исламском государстве. Я все сделаю для этого".

Отметим, что в распоряжении ИА REGNUM Новости имеется аудиозапись разговора с Евтеевым.