Сделанный 12 мая Азербайджаном, Грузией и Румынией следующий шаг после заключения 13 апреля этого же года в Бухаресте меморандума "О сотрудничестве в сфере транспортировки сжиженного газа" вызывает в экспертной среде неоднозначные оценки. Согласно подписанному в Тбилиси соглашению, в течение 30 дней будет создано СП для реализации проекта AGRI [заглавные буквы названных государств + interconnector] по доставке азербайджанского газа в Европу через грузинский и румынский черноморские порты. В документе, скрепленном подписями министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева, Грузии - Александра Хетагури и министра экономики, торговли и бизнеса Румынии Адреана Видиану, указано, что паи в СП распределены поровну между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR), Грузинской международной нефтегазовой корпорацией и румынской компанией Romgaz. После транспортировки природного газа из Баку в черноморский порт Грузии это топливо будет сжижаться в специально построенном для этого заводе по его переработке. Оттуда сжиженный газ будет переправляться танкерами в румынский порт Констанцу, где уже на заводе по регазификации, который тоже только предполагается построить, будет приводиться в обычный вид.

По словам грузинского министра, приведенным trend.az, новое СП "займется привлечением финансирования для осуществления проекта и созданием технико-экономического обоснования (ТЭО)". Как водится, каждая из сторон продекларировала на церемонии подписания собственные задачи. Для Азербайджана, по словам Алиева, новый проект - еще одна возможность диверсифицировать поставки своего газа в Европу. Для Грузии, как отметил Хетагури, это и экономическая выгода, и увеличение энергетической безопасности. А для Румынии - возможность диверсифицировать пути получения газа и, согласно Видиану, активизировать свою роль в улучшении обеспечения Европы энергоносителями.

Отсюда начинается самое интересное. За пределами Азербайджана многие аналитики уверены в полной жизнеспособности AGRI, объясняя это тем, что по новому пути в Европу будут транспортироваться мизерные, по российским меркам, объемы газа (согласно источнику в SOCAR, от 2 до 5 млрд. куб.м в год), а значит, повода для недовольства у Москвы нет. В Баку тоже не ждут палок в колеса AGRI со стороны Газпрома, но к самому проекту, по крайней мере, в его нынешнем виде, ряд азербайджанских независимых экспертов относится довольно прохладно, причем их скепсис во многом обоснован.

Во-первых, только ТЭО покажет, насколько этот путь доставки газа в Европу выгоден SOCAR. А пока ни в бухарестском меморандуме "О сотрудничестве по транспортировке сжиженного газа", ни в тбилисском соглашении не указаны даже приблизительные сроки выполнения проекта AGRI, объем требуемых инвестиций и транспортируемого сжиженного газа.

Во-вторых, пока неясно, найдутся ли в ближайшем будущем "лишние" миллиардные объемы азербайджанского голубого топлива, которое сегодня распределено между внешними (Турция, Грузия, Россия и Иран) и внутренними потребителями едва не до последнего кубометра.

В-третьих, никак нельзя сбрасывать со счетов ожидаемое коренное изменение ситуации в газодобыче в Азербайджане. Уже послезавтра, 16 мая в Баку с участием премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана ожидается подписание азербайджано-турецкого соглашения, которое включит в себя определение объема и цены для Турции азербайджанского газа со Второй стадии освоения (Стадия-2) морского месторождения Шах-Дениз, а также тарифы на его транспортировку через турецкую территорию. Причем турецкая сторона приступит к постепенному возвращению долга, образовавшегося с 1 апреля 2008 года из-за разницы между новой (по предварительным сведениям, превышающей $200 за 1000 куб.м) и старой ($120 за 1000 куб.м) ценами за потребление азербайджанского газа с того же месторождения, добытого в рамках Стадии-1. Соглашение с Турцией позволит SOCAR, наконец, приступить к разработке Стадии-2.

Президент азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан также считает, что турецкое направление для SOCAR по существующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ) выглядит коммерчески достаточно привлекательным, и потому вероятность того, что в Румынию в ближайшие годы будут отправляться многомиллиардные объемы газа с месторождения Шах-Дениз, не очень велика. А значит - встает вопрос о рентабельности сжижения небольших объемов транспортируемого в Румынию азербайджанского голубого топлива. Дело в том, что по технологии LNG газ может на соответствующем заводе сжижаться в 600 раз, но затраты на его строительство могут быть от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов. Добавим от себя, что учитывая отсутствие необходимого опыта у сторон, реальнее ориентироваться на второе число, хотя, возможно, что и оно не предельное. А по относительно дешевой технологии CNG объем газа после сжижения уменьшается всего в 250 раз, и этот процесс происходит на специально оборудованных танкерах. Итак, при больших объемах транспортируемого газа рентабельно его сжижать по первой, а малых - по второй технологии, причем сколько его будет транспортироваться, как уже указывалось, сегодня не знает никто. При этом стоимость проекта AGRI, включающего строительство двух названных заводов и ветки до грузинского порта от БТЭ, а также приобретение танкеров водоизмещением 60-100 тыс. кубометров, по официальным данным, колеблется в пределах 6-8 миллиардов евро, хотя скептики "накидывают" сверху еще 2-4 млрд.

По словам Шабана, на разработку ТЭО нового проекта уйдет несравнимо меньше денег, чем, скажем на такое же обоснование БТЭ или нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, когда затраты превышали 150 млн. долларов. Расчеты покажут, в какой грузинский порт - Кулеви или Супсу выгоднее строить ветку от БТЭ, сколько будут стоить два газовых терминала в Грузии и Румынии, сколько понадобится танкеров для транспортировки и какова будет рентабельность применения той и другой технологии сжижения газа.

Азербайджанский эксперт напомнил, что в настоящее время цена продаваемого странам-потребителям сжиженного газа уже достаточно конкурентна со стоимостью обычного, а порой бывает и ниже. Из разговора с Натиком Алиевым, который сообщил Шабану, что в рамках Стадии-2 из месторождения Шах-Дениз будет извлекаться порядка 16 млрд кубометров газа ежегодно, эксперт подсчитал, что всего в течение 20-25 лет будет добыто 320-350 млрд. кубометров. Между тем, в рамках Стадии-1 добывается 180 млрд. куб.м, а по самым скромным оценкам, сделанным компанией BP, извлекаемые запасы указанного месторождения - не менее одного триллиона кубометров. То есть всего в первых двух стадиях будет добыта лишь половина этого объема, а значит, в будущем возможны и Стадия-3, и Стадия-4. Как заметил Алиев, в ближайшие годы в Азербайджане могут быть разведаны новые запасы нефти и газа и потому нет смысла отказываться от каких-либо вариантов его транспортировки. По словам министра, лишь тщательное изучение открывающихся возможностей покажет наиболее эффективную диверсификацию.

В нарисованную картину хочется добавить еще один мазок. Не исключено, что Баку втянулся в новый проект, равно как и ранее заключил договоры о поставках газа в Россию и Иран, преследуя две цели. Первая - добиться от Турции как можно более высоких цен на продаваемый ей азербайджанский газ и минимальных тарифов за его транспортировку по территории этой страны. Вторая - охладить желание правительства Турции открыть границу с Арменией до предварительного возвращения ею хотя бы нескольких оккупированных азербайджанских районов. Поскольку Баку уже практически добился от Анкары желаемого, он может затянуть до лучших времен (которые неизвестно когда наступят) претворение в жизнь проекта AGRI и минимизировать объемы поставок газа по этому пути.

И последнее. Поскольку стороны намерены нести поровну все расходы на реализацию нового проекта, а это от 2 до 3,5 млрд на каждую, возникает резонный вопрос: где найдёт такие деньги Румыния, не говоря уже о Грузии? Не знаем, но, наверное, не в Азербайджане, который до сих пор преспокойно обходился и без AGRI, имеет достаточно своих финансовых проблем и вряд ли станет кредитовать "бедную племянницу".