Сергей Маркедонов: Процесс мирного урегулирования карабахского конфликта переживает системный кризис

Баку, 12 мая 2010, 15:51 — REGNUM  "12 мая исполняется 16 лет с момента вступления в силу договоренности о повсеместном прекращении огня в Нагорном Карабахе. На сегодняшний день это соглашение, подписанное при решающей роли российской дипломатии, остается фактически единственным реальным достижением мирного процесса", пишет в своей статье в журнале "Новая Политика" заведующий отделом Института военного и политического анализа, политолог Сергей Маркедонов.

"По сути дела, через 16 лет после окончания войны мирный процесс переживает системный кризис. Нет новых оригинальных идей. Но самое главное - нет готовности к компромиссам. Каждая из конфликтующих сторон понимает под "урегулированием конфликта" не уступки и движение навстречу друг другу, а победу над противником. В итоге завышенные ожидания от очередного раунда президентских встреч сменяются разочарованиями, новыми порциями взаимных обвинений и алармистской риторикой. За 16 лет с момента прекращения огня конфликт по-прежнему остается основой для легитимации власти в Армении и в Азербайджане, а также является фундаментом постсоветской идентичности армян и азербайджанцев. Но означает ли это, что урегулирование конфликта обречено на провал?"

По мнению аналитика, если понимать под "урегулированием" очередную шумную встречу или саммит с многообещающими декларациями и нулевым результатом, то, действительно, сближение вряд ли возможно.

"Если же перевести мирный процесс из "дипломатии саммитов" в реалистическую и прагматическую работу, то шансы на продвижение вперед резко возрастают. Исходя из принципа "реалистического миротворчества", при выстраивании переговорного процесса нужно отказаться от "одноактного урегулирования", которое должно завершиться подписанием "вечного мира". Ни в одном из постсоветских конфликтов невозможно одномоментно, без длительного согласования разрешить все вопросы. Необходимо пошаговое продвижение к компромиссу, при котором каждый новый шаг будет укреплять взаимное доверие сторон. В переговорном процессе должно быть как можно меньше абстракций, оторванных от интересов конкретных людей. Только тогда, когда урегулирование конфликта окажется для участников противостояния выгоднее, чем продолжение вражды, появится прогресс".

По его словам, бесперспективно предлагать для армянской стороны освобождение оккупированных районов вокруг Карабаха, мотивируя это "приобщением Армении к Европе и европейским принципам". "Переговоры должны быть переведены из плоскости дискуссий о ценностях в плоскость интересов и прагматики. Крайне важна в продвижении к миру "десакрализация конфликтов", то есть отказ от превращения конфликта в ключевой инструмент легитимации власти в Армении и в Азербайджане. Кроме того, переговорный процесс не должен иметь заранее определенного результата. Предопределение статуса спорных территорий никогда не будет продуктивным", - считает Маркедонов.

"Очевидно, что разговор о будущем Нагорного Карабаха не может вестись без учета всех реалий, которые имели место в последние два десятилетия. Простого возвращения спорных территорий тому государству, к которому они формально "приписаны", не может произойти по определению. В то же самое время опасно провоцировать процесс этнического самоопределения НКР. Таким образом, конкретный вариант разрешения конфликта должен быть завершающим итогом серии согласований и даже политических торгов, их финалом. Он не может навязываться противоборствующим сторонам заранее, убивая в них любую мотивацию для дальнейших переговоров. В этой связи вопрос о том, какой флаг должен висеть над той или иной столицей, должен обсуждаться параллельно с рассмотрением гуманитарных и социальных проблем спорной территории. Определение статуса может затянуться на годы, а рядовые граждане территории с подвешенным статусом должны иметь возможность для реализации и защиты своих прав. Только реабилитированная экономически и социально территория может ответственно подходить к переговорному процессу. В этой связи приоритетным должно стать полное исключение силы из процесса урегулирования. Формула "возможны любые решения, кроме войны" могла бы стать квинтэссенцией переговоров", - заключает эксперт.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail