Действующий губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев не попал в список претендентов на должность главы Оренбуржья от партии "Единая Россия", который подготовлен для президента РФ. На встрече с местными журналистами 6 мая Чернышев заявил, что во время консультаций в администрации президента он сам выступил с предложением о том, чтобы его кандидатура не рассматривалась. Срок исполнения им обязанностей высшего должностного лица области истекает 15 июня.

Все эксперты сходятся во мнении, что главной причиной ухода Чернышева является его возраст, подчеркивая, что три новых кандидата по сравнению с ним выглядят новичками, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Политолог Валерий Солодкий утверждает, что если сравнивать вошедших в список кандидатов на пост губернатора, то ему на ум приходит сравнение с выборами капитана команды высшей футбольной лиги. "Чернышев в ней играл, занимал руководящие посты в Госдуме РФ, был замминистра сельского хозяйства страны, - утверждает собеседник. - В первой лиге поиграли глава Орска Юрий Берг и председатель правительства Оренбургской области Сергей Грачев. Что касается главного федерального инспектора Оренбургской области Игоря Удовиченко, то он явно игрок второй лиги. В данном случае любая замена выглядит неравнозначной. Я бы на месте федерального центра вернулся бы к вопросу расширения списка и прислушался к тем, кто сам выдвигает свои кандидатуры и к выдвижению кандидатуры из Нижегородской области Булавина. Думается, что "единороссы" могли бы расширить список, но партийное руководство, как региональное, так и федеральное проявило упорство".

С отсутствием в нынешнем списке равнозначной Чернышеву фигуры согласен и политолог Булат Калмантаев. Он утверждает, что за время президентства Медведева, действующий президент РФ омолодил совокупный возраст губернаторов на 250 лет. "Возможно, это его курс, - подчеркивает собеседник и отмечает, что каких-то объективных причин того, чтобы Алексей Чернышев не оказался в списке, кроме возрастных, он не видит. "Если бы были выборы, думаю, что народ выбрал бы именно Чернышева. Может, свою роль сыграли интриги, которые разворачивались той стороной, которая "воткнула" в список Удовиченко. Несогласованность местной элиты не позволила выставить мощную кандидатуру", - считает эксперт. Если вспомнить результаты шестого рейтинга политической выживаемости губернаторов, то уже тогда, в феврале, федеральные эксперты, участвовавшие в его составлении, поставили Чернышеву двойку. Ему на руку сыграла популярность в регионе. Местные политологи долго сомневались в кандидатурах, которые могут попасть в список на должность главы Оренбуржья и никак не хотели исключать из него Чернышева. Конечно, Дмитрий Медедев показал всем, что исключения из правил бывают, но это не оказался вариант для Оренбургской области. Здесь сошлись воедино многие факторы, среди них - возраст и максимально определенный президентом срок руководства регионом.

Оренбургский список является весьма прозрачным. Можно сказать, что разыгран сценарий преемственности, который устраивал и федеральный центр и региональное руководство.

Давая оценку десятилетия руководства областью Алексея Чернышева, политтехнолог Сергей Хомутов вспоминает, что на выборах главы областной администрации в 1999 году, кандидатура Чернышева в значительной степени появилась случайно. "Дело в том, - утверждает эксперт, - что Алексей Андреевич очень уверенно чувствовал себя в Госдуме, возглавляя ее комитет по аграрным вопросам. Однако очередные выборы в Государственную Думу РФ, преподнесли ему неприятный сюрприз. По его "родному" округу свою кандидатуру выставил бывший руководитель не приватизированной еще оренбургской нефтяной компании "ОНАКО" Рэм Храмов. Чувствуя, что составить ему конкуренцию будет очень трудно, Чернышев выставил свою кандидатуру в губернаторы. Первоначально он являлся явным аутсайдером предвыборной гонки. Однако своим кандидатом его провозгласили местные коммунисты и аграрии, позиции которых на селе Оренбуржья были достаточно сильны. Гигантский поток компромата, выброшенный друг на друга главой администрации области Владимиром Елагиным и руководителем Новотроицкой стали (НОСТА) Павлом Гуркаловым сделал свое дело - во второй тур выбором, с минимальным перевесом над Гуркаловым, вышел Чернышев. Его победа, в значительной степени объяснима тем, что другие конкуренты, выполнили за него всю черную работу. В результате, он из "темной лошадки" превратился в губернатора".

Десять лет правления Чернышева были различными, утверждают практически все эксперты. В результате - из "красной" область превратилась в покорную центральной власти, аналогичную большинству других субъектов РФ.

"Вначале можно обнаружить много политических следов, - утверждает Булат Калмантаев. - Например, приватизация предприятий с условием, что контрольный пакет будет в собственности у администрации области. В конце концов, Чернышев, ориентируясь на интересы населения, все же сумел подавить политические атавизмы в себе и, работая, создавать условия для нормальной деятельности малого, среднего бизнеса. Может быть, он жалеет, что не удалось отстроить работу в сельском хозяйстве. Пришлось заниматься ерундой. Вначале губернаторства Чернышев уделял большое внимание колхозам, хотя в итоге, видимо, пришло понимание, что время колхозов ушло. В результате он занялся вопросами землепользования и создания кооперативов. Если бы сразу внимание сфокусировал на этих сферах, то результат был бы значительнее", - отмечает эксперт.

У Чернышева отлаженные отношения с крупными компаниями - газовиками, нефтяниками. Он не был замешан в крупных политических и экономических скандалах с ними. Достигнута политическая стабильность. Много сделал для медицины, народного образования, спорта (строительство комплексов). Булат Калмантаев оценивает работу губернатора на четверку с плюсом.

"На эту оценку он отработал свою десятилетку. Один из лучших губернаторов России, - считает эксперт. - Ниже 15 места в рейтингах он не опускался".

"Он не допустил обычных для субъектов РФ противостояния мэра областного центра и губернатора, - продолжает Калмантаев. - Алексей Чернышев задал модель для управления Оренбургской областью. Нашел подходящий стиль управления. В минусах - пресса. Нет свободы слова, мысли. Но тут, возможно, он и не виноват. Таково общество. Где борьба и конкуренция элит - там есть свободная пресса. В Оренбуржье, получается, это все отсутствует".

В целом, как позитивную оценивает деятельность Алексея Чернышева на посту руководителя области и Валерий Солодкий. "Недостатки можно найти в работе любого губернатора. И чем больше он работает, тем больше можно выявить недостатков,- подчеркивает эксперт - Но таких моментов, которые носили бы критический характер и радикально меняли бы ситуацию - с моей точки зрения нет. - Чернышева отличает здоровый консервативный стиль. Это не значит, что мне лично Чернышев нравится. Он не производит впечатления великого управленца и стратега, но в сравнении с ним кандидаты нынешнего списка блекнут. Они явно слабее".

При всем этом Солодкий оценивает работу Чернышева на твердую тройку с несколькими плюсами. Он подчеркивает, что оценка Чернышева отличается, например, от тройки Черномырдина, который "и по-русски-то говорить не умеет". "Его политику, как и речь членораздельной не назовешь. У Чернышева достижения по части открытия новых дворцов, спорткомплексов, книгохранилища, о котором не стыдно говорить на всю страну", - подчеркивает эксперт.

Биография

Алексей Андреевич Чернышев родился 29 марта 1939 года в селе Рыбкино Новосергиевского района Оренбургской области в семье крестьянина. В 1957 году с отличием окончил Чкаловский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, в 1962 году - Оренбургский сельскохозяйственный институт по специальности "механизация процессов сельскохозяйственного производства", в 1987 году - Академию общественных наук при ЦК КПСС.

Трудовую деятельность начал в 1962 году заведующим ремонтными мастерскими совхоза "Советский" Акбулакского района Оренбургской области, работал главным инженером-механиком, начальником Акбулакского районного производственного управления сельского хозяйства. Был первым секретарем Акбулакского райкома партии, возглавлял управление сельского хозяйства Оренбургского облисполкома, работал секретарем, вторым секретарем Оренбургского обкома КПСС.

С 1991 по 1993 годы - член Верховного Совета РСФСР, председатель комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. С 1993 года по 1994 год - первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Затем в течение шести лет был депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого и второго созывов, возглавлял комитет по аграрным вопросам.

В декабре 1999 года избран главой администрации Оренбургской области, в декабре 2003 года переизбран на второй срок.

С 2000 по 2002 год был членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с 2002 года по настоящее время - член Государственного Совета Российской Федерации. На период с 1 июля по 31 декабря 2004 года утвержден членом Президиума Государственного Совета Российской Федерации.

15 июня 2005 года Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации В.В.Путина наделен полномочиями губернатора Оренбургской области.

Отмечен государственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", медалями. Указом Президента РФ В.В.Путина от 11 октября 2004 года № 1302 награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Награжден орденом Святого князя Александра Невского I степени, орденом "За Честь и Доблесть", премией "Российский Национальный Олимп", рядом других общественных наград.