За двадцать лет, прошедших с момента разделения Латвии с Россией, многочисленная русскоязычная диаспора так и не смогла по-настоящему, полноценно, объединиться и стать влиятельной организацией, защищающей и поддерживающей российских соотечественников в Латвии - ибо другого смысла для существования подобной организации быть не может (может, именно потому и не произошло до сих пор полноценного объединения, что сам смысл существования был до конца не определен?).

Как бы там ни было, для создания полноценной, активно действующей русской общины в Латвии нынешнему аморфному конгломерату так называемых "русскоязычных общественных организаций" предстоит сделать три небольших, но очень важных шага. В противном случае само существование русскоязычной диаспоры в Латвии в скором времени будет поставлено под вопрос - еще десяток лет, и нас ассимилируют или выдавят из Латвии (если кто забыл - вообще-то нашей Родины!). И ладно бы, если б выдавливали в Россию - но ведь и в России, как показывает практика, переселенцев из Латвии никто не ждет...

Итак, что нужно сделать русскоязычным соотечественникам, чтобы выжить в недружественной для них политической среде?

1. Шаг первый: объединение

Ни для кого не секрет, что сейчас вместо единой русской общины, объединенной общими целями и задачами, в Латвии существует более 90 общественных организаций с единственным общим показателем - преимущественно русскоязычными участниками.

В идеологическом аспекте они представляют собой наипестрейший спектр мнений и взглядов: от откровенно черносотенного "Правого дела" (объединяющего, по сути, трех с половиной человек, но зато официально признанного и принимаемого официальными властями Латвии - этакие "карманные русские"... - авт.), до вполне респектабельных, хорошо организованных и РЕАЛЬНО работающих Русской общины Латвии (РОЛ), Русской общины в Латвии (РОвЛ), "Союза граждан и неграждан", общества "Родина", Латвийского антифашистского комитета и многих других. Многие сознательно дистанцируются от политики, демонстративно предпочитая заниматься исключительно культурными и образовательными вопросами. Может, оно и правильно, только пока еще никто не отменял принципа "если ты не занимаешься политикой, то она займется тобой". Да и, как ни крути, язык и культура подчас может стать политическим инструментом посильнее самой политики... Последние 11 лет всей этой многочисленной разноголосой толпой пытается управлять Координационный совет общественных организаций Латвии (КСОО). Несмотря на определенные успехи, с горечью приходится признать - с задачей он не справляется. В первую очередь из-за собственной неорганизованности. Это как раз тот случай, когда излишняя демократизация перетекает в анархию: КСОО не имеет ни юридического адреса, ни конкретного руководства (кроме председателя), ни постоянных членов - приходи, участвуй, обменивайся мнениями, подписывайся под петициями и воззваниями. И... все! Не потому ли к петициям и заявлениям КСОО в обществе и отношение соответствующее?

Единственная серьезная попытка объединить русскую общественность в Латвии была сделана в сентябре 2004 года, когда из многочисленных русскоязычных организаций была сделана попытка создать Объединенный Конгресс русских общин (ОКРОЛ). И закончилась она с тем же успехом, что и все остальные - формально ОКРОЛ существует, фактически его деятельность напоминает состояние Буратино из сказки А.Толстого - "Пациент скорее мертв, чем жив"...

А между тем именно нынешний Координационный Совет мог бы стать той объединяющей силой, которой вполне по плечу создать из аморфного рыхлого "общественного сырья" единую, мощную, деятельную Русскую общину Латвии. Выдавить из общественности свойственный творческим натурам анархический романтизм, сплотить все русские организации не в абстрактный совет, а в единый руководящий орган, направленный на исполнение главной цели - защиты интересов членов русской диаспоры в Латвии.

Как это сделать? Увольте, я не практик партийного строительства и не собираюсь поучать нынешнее руководство КСОО, как преодолевать местечковый "вождизм" и желание ретивых районных общественников "порулить самостоятельно". А как это делать, рекомендую поучиться у председателя Лиепайской русской общины Валерия Кравцова: почему ему в одном отдельно взятом городе удалось сделать то, чего пока так и не удается воссоздать в общелатвийском масштабе? Так или иначе, а без объединения русскоязычной общественности Латвии придется забыть о создании общины, способной защищать ее интересы.

2. Шаг второй: место в обществе

Чтобы к тебе прислушивались, надо, чтобы тебя знали. Сегодня же о существовании русских общественных организаций и объединяющего их Координационного Совета знают в лучшем случае пятеро из десятка русскоговорящих латвийцев (причем четверо из этих пятерых не придают факту существования этих организаций никакого значения). И отнюдь не потому, что деятельность самих организаций и КСОО мало освещается в прессе - просто КПД у нынешней организации сравним с паровозным, т.е. весь "пар" уходит в "свисток".

Чем отметился в общественной жизни последних месяцев КСОО? Публичными воззваниями к мэру Риги запретить шествие легионеров (благополучно проигнорированному, как и все прошлые воззвания и обращения) да еще составлением плана работ по достойной встрече юбилея Победы (из которого несколько пунктов даже действительно выполнено при поддержке вышеупомянутого КСОО). А еще что? Пусть обижаются на меня лидеры КСОО, но об остальных его деяниях, несомненно славных, я - как и 80 процентов русскоязычной диаспоры - совершенно не в курсе.

Попробуйте набрать номер справочной службы и попросить адрес и телефон организации, занимающейся вопросами защиты интересов русскоязычного населения или хотя бы консультирующей по вопросам переселения в Россию - вам радостно ответят, что "ТАКОВЫХ НЕ ЗНАЧИТСЯ"! Почему, черт меня побери, высокопоставленный работник РОвЛ уверяет меня, что консультации по альтернативному образованию на русском языке в Латвии НЕ ВХОДЯТ в список задач этой почтенной организации?!

Вопросы, как вы понимаете, исключительно риторические: не будут широкие массы поддерживать трижды русскую организацию, которая не поддерживает широкие массы, замыкаясь на пусть и благородных, но второстепенных целях. Честь и хвала тому же РОвЛ за поддержку инициативы историка Игоря Гусева по восстановлению Саласпилского мемориала - но неужели только в этом цель и смысл существования общественной организации? А если вы не замыкаетесь на памяти павших и пытаетесь помогать немногим оставшимся в живых узникам Саласпилса - почему об этом никто не знает?

Снимаю шляпу перед мужеством общественников, в канун освобождения Риги не боящихся прокатиться по Кишэзерсу на резиновых лодках по пути наступления советских войск. Но, господа, если вы таким образом пытаетесь сохранить у русскоязычных память и уважение к ветеранам - поверьте, есть много куда более достойных способов. Для примера могу привести хотя бы общественников из "9мая.лв" - собрать деньги на подарки ветеранам и организовать их развоз несколько сложнее, чем махать веслами на озере...

Возможно, я ошибаюсь, и такое положение устраивает все ныне существующие общественные организации: каждая обособилась в своем узком мирке самопоставленных целей и задач. Но тогда какой смысл рассказывать всем, что вы представляете интересы "значительной части русскоязычного общества Латвии"? Ведь любое самое поверхностное исследование немедленно выявит, что этой самой "значительной части", попросту говоря, глубоко плевать на ваше наличие или отсутствие...

3. Шаг третий: определись, кто ты есть

Фактическое бессилие на фоне имитации бурной деятельности имеет под собой глубинные причины: дело в том, что ни сама русскоязычная диаспора, ни правительственные круги в самой России так и не определились до конца - что это за зверь такой, соотечественник, и как к нему относиться?

Авторитет Большой Родины значительно упал в глазах русскоязычных жителей Латвии после десятилетиями длившейся "политики непонимания и невмешательства" России - непонимания происходящих в Латвии процессов маргинализации и выдавливания из страны русскоязычного населения и невмешательства в защиту этого самого населения. Позиция российского МИДа заключалась в основном в сотрясении воздуха громкими заявлениями. Казалось бы, за чем дело стало: формируй из нынешнего разноголосья мощную структуру и действуй в интересах Государства Российского! Ан нет - куда проще начать перекраивать смысл определения "соотечественник", утопив тем самым весь смысл существования соотечественников за рубежом в бесконечных дискуссиях, кого именно и зачем вообще считать соотечественником.

Я все понимаю - кому нужны лишние хлопоты по работе с соотечественниками (а это работа, согласитесь, тяжкая и неблагодарная). Но тогда не надо заявлять о своей поддержке зарубежной русскоязычной диаспоры. И не надо выделять из российского бюджета немалые средства на эту работу - не секрет, что многие активисты "по работе с соотечественниками" и ошиваются вокруг МИДа именно потому, что за единогласное "одобрям-с!" можно получить грантик на издание инструкции русскоязычным, как выживать при недружественном государственном строе и прочие материальные блага...

Может быть, тогда русская диаспора в Латвии сможет понять, что не стоит рассчитывать на поддержку важных чинов из высотки на Смоленской площади. Может быть, осознание этого факта станет первым шагом к созданию полноценной Русской Общины в Латвии. Может быть...

Но может быть и по-другому: из абстрактного распределителя государственных средств МИД России может стать руководящей и направляющей силой для создания такой Русской общины. Не отрицаю и такого варианта - хотя звучит он донельзя утопично.

Скорее всего, на неопределенный срок ситуация останется такой, какова она сейчас есть: продолжатся потуги МИДа РФ выдумать некое удобное для собственного спокойствия понятие соотечественника и продолжатся усилия некоторых общественных организаций получить какой-то профит с этих потуг. Вот только Общины не будет...

Сергей Малаховский - член латвийского антифашистского комитета