Азербайджан - страна солнечная. Обилие солнца отражается не только в летнем загаре населения, а также в продуктах сельского хозяйства, дружелюбии и гостеприимстве. Несмотря на армянско-азербайджанский конфликт, в Азербайджане живёт около 20.000 этнических армян. Одним словом, космополитизм тут феномен не чуждый.

Отношения Азербайджана с Россией - вопрос достаточно щепетильный. Найдутся в обществе и немало противников близких отношений, как довод они выскажут серьёзные и рациональные тезисы для критики политики России. И связаны они в основном с позицией России по отношению к Армении: к примеру, уже с начала 19-го века Россия укрепляла на Кавказе позицию армян, и ослабляла позицию "татар". Замечу, что в документах царской России тюркоязычное население Кавказа обычно упоминалось как "татары" или же "турки".

Много в Азербайджане и сторонников России, в основном в столице, где живёт почти что половина населения Республики. Всё ещё немало русскоязычных семей, в основном это представители интеллигенции. Много в России трудовых мигрантов из Азербайджана, эти люди в свою очередь являются важным звеном (положительным) в отношениях между странами. Русские песни и фильмы, театры, - словом, русская культура - всё ещё популярны и актуальны в Баку. Однако со стороны России недоверие к Азербайджану всё же имеется. И данное недоверие связано не только с тем, что правительство Народного Фронта Азербайджана, бывшее у власти в 1991-1993 годах, отвернулось от России, закрыв русские военные базы и смотря на Запад. Действительно, особенно в царские годы, Россия делала большую ставку на католиков-армян, нежели на мусульман-азербайджанцев, считая первых более преданными и близкими.

Армяне виделись как контрбаласт против азербайджанцев с целью охраны стратегических интересов России. Ясно, что в данном контексте для некоторых кругов России Азербайджан представляется как страна, которая способна угрожать её интересам в регионе. Но насколько верным является данный подход? Это уже требует отдельного анализа.

Причины, заставляющие видеть Азербайджан как возможного соперника России, кроются в том, что якобы Азербайджан может пойти на сговор с Ираном, Турцией или же с супердержавами, как США, против интересов России. Или же став сильным государством, Азербайджан сам может принять антироссийский курс. Не верите? Вот вам пример Грузии, можете убедиться.

Однако такие подозрения не просто неубедительны и просто наивны, а являются необоснованными и нерациональными. Даже на данной периферии глобальных отношений и геополитической ситуации отвернуться от России и соперничать с нею достаточно наивная и нерациональная политика. Грузия тому явный пример. Азербайджан никогда не отворачивался от России. Правда, было, что он обижался, и с определённой точки зрения быть может небеспочвенно, из-за политики России в вопросе Карабаха. Азербайджан ясно давал понять, что ждёт от России поддержки не на словах в виде "уважаю территориальную целостность Азербайджана", а на деле. Взамен Азербайджан был готов дать многое, уточнение чего является поступком недипломатическим. Однако Россия конкретную помощь в вопросе освобождения земель никак не оказала, особенно районов вне Нагорно-Карабахской Автономной Области. Сможет ли Россия добиться этого? Влияние России на Армению, если не огромное, то ключевое и первостепенное. Проанализируйте только финансовое участие России в экономике Армении, и тогда всё станет на свои полочки.

На первый взгляд, ситуация статус-кво в Карабахе России на руку, так она может больше влиять как на Армению, так и на Азербайджан. Но решив проблему, Россия могла бы получить намного больше дивидендов, чем она получает от сохранения статуса-кво. Какие они, эти дивиденды?

Во-первых стоит отметить, что никто в Азербайджане и не ждёт, что Россия поможет выселить армянское население с территории НКАО. В Азербайджане все согласны с тем, что армянское население должно жить в высоком статусе автономии, которая де-факто будет мало чем отличаться от независимости. Свои школы, свои СМИ, своя полиция, свои органы местного управления. Не своим наверное был бы только паспорт, который тоже был бы наверное нестандартный загранпаспорт Азербайджана, да и деньги, они были бы манатами, что было бы на руку населению, учитывая, что манат валюта сильная, сильнее, чем евро и доллар. Кроме этого, НКАО могла бы получать иностранные инвестиции в полном объёме, и развиваться намного больше, чем она развилась до сегодняшнего дня. Очевидно, что сегодняшним курсом НКАО будет отставать от цивилизации ещё долгое время. Так что дивидендов НКАО получила бы немало. Так же, как и сама Армения. Открытие коммуникационных путей Армении с Азербайджаном и Турцией дало бы первой решительно важные возможности экономического развития. Очевидно, что, хотя в результате войны Армения и увеличила свою географическую величину, она всё же больше потеряло в вопросе экономического и социального развития.

Если бы Россия способствовала решению проблемы, то Азербайджан восстановил бы свой контроль над 7 районами вне НКАО, и смог бы вернуть туда тысячи беженцев, решив тем самым важные социальные проблемы.

А что бы получила Россия? Даже если не затрагивать размещение российских миротворцев в зоне конфликта, признание азербайджанским обществом российской поддержки было бы не просто символическим и сентиментальным. Это было бы ещё большим укреплением экономических связей, энергетических отношений, большей поддержкой России в вопросах её внешней политики и её стратегических интересов. Это было бы колоссальным сближением в культурной области.

Азербайджанский народ никогда не питал ксенофобии к русскому населению, случаев дискриминации по отношению к нему не было никогда. Напротив, зачастую русские считаются хорошими профессионалами и в области, например бизнеса, пользуются этим преимуществом. Также Азербайджан был и будет надёжным посредником между Россией и мусульманским миром. С другой стороны, надо учитывать что Азербайджан является необходимым путём в Среднюю Азию, особенно для Запада. Азербайджанцы - народ благодарный, как в личном, так и общественном и государственном плане. Несомненно что сотрудничество между Азербайджаном и Россией с одной стороны безальтернативно, но также оно и продуктивно для сторон. Нельзя забывать и то, что, будучи союзной республикой, в годы Великой Отечественной войны Азербайджан поставлял большинство горючего для фронта и сыграл очень важную роль в достижении победы над фашистским режимом.

Провокационный вопрос состоит в следующем: решив Карабахскую проблему, смог ли бы Азербайджан после повернуться спиной к России, грубо говоря, предать её? Например, расположением военных баз или средств ПРО США, или же вступлением в антироссийские коалиции? Чтобы дать ответ на данный вопрос, надо проанализировать внешнюю политику Азербайджана за последние 15 лет. Во-первых, Азербайджан никогда не собирался размещать на своей территории военных баз США, не собирался стать членом НАТО. Небольшое присутствие азербайджанских военных в Ираке и Афганистане никогда не имело антироссийского значения и являлось всего лишь одобрением конкретной политики США в вопросах этих стран, против чего не выступала и сама Россия.

"Равнодушие" России в вопросе решения Карабахской проблемы не очень положительно воспринимается на левом берегу Каспия и порождает определённое похолодание в межгосударственных отношениях. Близкие отношения с Азербайджаном сулят для России намного больше положительных результатов, чем такие же отношения со странами, бремя которых она уже давно вынашивает на своих плечах.