"Кузбасс" опубликовал ответ на свою публикацию и вреде добычи золота с использованием цианидов. Такой метод извлечения драгоценного металла - способ кучного выщелачивания планируется использовать в золотодобывающей промышленности Тисульского района (на северо-востоке Кемеровской области), что, выражал опасение в предыдущей публикации "Кузбасс", угрожает реки Кия. Ответил газете первый заместитель губернатора Кузбасса Валентин Мазикин. Он сообщил, что традиционная добыча россыпного золота с вовлечением в оборот больших территорий наносит вред окружающей среде на десятилетия. В то же время метод кучного выщелачивания "является прогрессивной технологией", которая зарекомендовала себя во всем мире, и которая позволяет "при соблюдении технологического регламента и экологических стандартов вовлекать в эксплуатацию бедные месторождения при минимальном вторжении в природную среду". Мазикин ссылается на то, что данный метод используется в России, в частности, в соседней Хакасии. С его помощью в прошлом году было получено 4 тонны золота. В Кемеровской области пока проведены только подготовительные работы по его внедрению.

"Край" рассказывает о завершении банкротства на ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат". Издание отмечает, что с точки зрения расчета с кредиторами итоги банкротства КМК нельзя назвать удовлетворительными. От продажи активов предприятия было получено всего 3,4 млрд. рублей, которые пошли на текущие расходы и погашение кредиторской задолженности КМК. Только вот долгов перед кредиторами набралось 9,5 млрд. рублей, так что от реализации имущества практически не набралось денег на погашение долгов перед бюджетами (только 270 млн. рублей из 2,3 млрд. рублей), и совсем не были погашены долги перед конкурсными кредиторами (поставщиками и партнерами) на 3 млрд. рублей. Между тем, конкурсный управляющий КМК Юрий Зверев, чиновник Федеральной службы по финансовому оздоровлению, и заместитель губернатора Кузбасса Александр Копытов, как подчеркивает "Край", назвали банкротство КМК "успешным и уникальным проектом". Зверев также заявил, что с осени этого года начнет действовать ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат", которое объединит часть активов старого КМК и начнет работать на месте ликвидированного банкрота. Собственником "Ново-КМК" выступает компания "ЕвразХолдинг", которая управляла КМК в период банкротства и приобрела его имущество в ходе конкурсного производства.

О другом переделе крупной промышленной собственности в Кемеровской области рассказывает областной экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР". Это раздел активов угольной компании "Кузбассуголь", о нем было объявлено в начале июня. Восемь шахт "Кузбассугля", занятые добычей энергетического угля, отошли к группе МДМ, и войдут в состав ее "дочки" - "Сибирской угольно-энергетической компании". В составе собственно "Кузбассугля" осталось пять шахт, специализирующихся на добыче угля, предназначенного для производства металлургического кокса. Единоличным собственником компании при этом стала "Северсталь-ресурс" (сырьевое подразделение "Северсталь-групп"). Раздел был произведен двумя взаимосвязанными сделками - группа МДМ продала "Северсталь-ресурсу" 48-процентный пакет акций "Кузбассугля", приобретенный у консорциума "Русская сталь" в марте этого года. Взамен "Кузбассуголь" продал контрольные пакеты акций 8 энергетических шахт. До раздела "Кузбассуголь" занимал 3-4 место в России по объемам добычи угля (15,8 млн. тонн в 2002 году и 20 млн. тонн в 2001 году). После раздела в составе "Кузбассугля" остались мощности по добыче 4 млн. тонн угля в год, расположенные в основном на севере Кемеровской области. Под контролем группы МДМ оказалось 8 шахт мощностью около 12 млн. тонн угля в год, все они расположены в Ленинске-Кузнецком и окрестностях.

"Край" прогнозирует, что на предстоящих выборах в Госдуму по 4 одномандатным округам Кемеровской области при поддержке губернатора Амана Тулеева будут баллотироваться два старых депутата и два новых кандидата. В действующих одномандатниках Тулеев выберет, по мнению "Края", Сергея Неверова и Нину Останину. Плюс поддержит еще начальника департамента образования администрации Кемеровской области Тамару Фральцову и московского адвоката Андрея Макарова.

В подтверждение этого прогноза газета "Кузбасс" (орган администрации Кемеровской области) публикует интервью с Андреем Макаровым. В нем московский адвокат сообщил кемеровской газете свою оценку проводимой правительством налоговой реформы 2003-2005 гг. По его мнению, предполагаемое снижение на 2% НДС не повлияет на снижение цен и не даст инвестиционного эффекта, зато приведет к выпадению из бюджета 100 млрд. рублей. Критикует Макаров и новую систему налогообложения торговли нефтепродуктами, которая привела к увеличению сбора налогов, но только в 7 регионах страны. Основная часть интервью посвящена оценке Макаровым "программы "Фата" (поставок оборудования для модернизации АПК Кемеровской области по итальянскому кредиту 1992 года). Адвокат называет кредитный договор, лежащий в основе программы, "уникальным по своей кабальности", полагает, что в случае признания долгов по договору на каждого кузбассовца ляжет бремя в 400 тыс. рублей или 13 тыс. долларов. Откуда адвокат взял эту сумму неясно: по его же данным сегодняшний размер кредита с процентами составляет 257 млн. долларов или по 88 долларов на одного жителя Кемеровской области (это примерно 2700 рублей).

"Край" публикует обращение жителей Крапивинского района к губернатору Кемеровской области Аману Тулеев по поводу неправильных приоритетов к экономике и производстве, которые установил глава района Малин. Обращение адресовано губернатору потому, что именно с его подачи в 2001 году Владимир Малин был выдвинут на этот пост и на выборах главы районной администрации получил кредит доверия населения. По мнению авторов обращения, это было доверие Тулееву, а не Малину, которого рекомендовал избирателям губернатор. За два года правления Владимира Малина, сказано, в обращении - уволились 8 из 11 руководителей сельскохозяйственных предприятий района, 4 предприятия потерпели финансовый крах, резко сократилась численность скота, валовой надой молока, приплод поросят, выпуск товаров и услуг промышленного характера сократился на 71%. В этих условиях, подчеркивается в обращении, заработная плата приближенных главе района лиц составляет 8-24 тыс. рублей в месяц, в 10-15 раз больше средней зарплаты по району. Одновременно районные власти потратили крупные средства, 4 млн. рублей, на реализацию своей спортивной политики, причем, строительство горнолыжной трассы, хоккейных коробок и других объектов шло без утвержденных смет. Кроме того, глава района, его заместитель и начальник районного отдела внутренних дел - не местные жители, а кемеровчане, каждый день они ездят на работу в район из Кемерова (это более 100 км), только бензин на это обходится районному бюджету в 400 тыс. рублей. Серьезные финансовые нарушения в действиях районных властей нашла и прокуратура района, и контрольно-счетная палата области. В районе создается инициативная группа по проведению референдума о недоверии главе Крапивинского района. Обращение Тулееву подписало 225 человек.

"Кузбасс" сообщает, что в Прокопьевске получил развитие такой промысел как "дикая" добыча угля. Топливо добывают в заброшенных горных выработок закрытых шахт или неработающих участков. Рубят уголь вручную кайлом и лопатой. Никакой техники безопасности не соблюдают, крепления выработок не производят. В результате не так давно в одном из таких промыслов погиб заваленный кровлей "шахтер". Другие все равно идут на риск, поскольку уголь имеет хороший сбыт в частном секторе города, - государственное учреждение "Соцуголь" откровенно не справляется со своими обязанностями по топливному снабжению жителей шахтовых поселков. Уголь поставляется с задержками, когда начался отопительный сезон, и очень низкого качества.

"Кузнецкий край" пишет о миграции бурых медведей в Кемеровскую область из соседнего Красноярского края. Там бушуют лесные пожары, и звери вынуждены перебираться в соседний регион. Уже отмечено два случая появления пришлых медведей и их нападения на домашний скот и пасеки. Но пока поводов для беспокойства и необходимости отстреливать "пришельцев" нет, поскольку красноярским медведям нет природных угодий для обитания, они заняты местными медведями.