"После Бориса Немцова правые заняли третье место". Под таким заголовком архангельское бюро газеты "Известия" поместило 19 июня 2003 года статью доктора исторических наук профессора Юрия Лукина. Ниже приводим текст статьи полностью.

Архангельский независимый центр региональных исследований "Социум" в рамках мониторинга по изучению общественного мнения населения Архангельской области провел в мае очередное, второе по счету в текущем году, социологическое исследование. Профессора: доктор философских наук Александр Дрегало, доктор социологических наук Виктор Ульяновский и автор этих строк - проанализировали социально-политическую ситуацию в регионе, результаты проведенного опроса 835 человек (данные репрезентативны по полу, возрасту, местам расселения). Респондентам предлагалось определиться с кандидатами на должность главы администрации Архангельской области.

Если бы выборы губернатора состоялись в ближайшее воскресенье, большинство в городе Северодвинске проголосовали бы за бывшего генерального директора ОАО "Архангельскгеолдобыча", ныне главного федерального инспектора по НАО Алексея Баринова. В Архангельске и Новодвинске в общественном мнении лидирует президент группы "Титан", председатель совета директоров ОАО "Архангельский ЦБК" Владимир Крупчак. Что касается ныне действующего губернатора Анатолия Ефремова, то он занимает вторую позицию на юге Архангельской области и четвертую - на севере. Беспокоит, что более пятнадцати процентов населения выбирают вариант "против всех" и многие не собираются даже участвовать в выборах.

В политической ориентации северян по отношению к действующим партиям можно четко выделить три основные группы. В первую группу стабильно входят две политические партии: лидирует, как и в опросе в январе-феврале 2003 года, "Единая Россия" - 21% отдают предпочтение именно этой политической партии; на втором месте находится КПРФ с 16% голосов.

Во вторую группу политических предпочтений населения входят партии, имеющие реальную возможность пройти в Государственную Думу на выборах 7 декабря 2003 года. Это - СПС, "Яблоко", ЛДПР (5-8 %). Примечательно, что по сравнению с первым опросом "Союз правых сил" в Архангельской области перешел с шестого на третье место. Сказался приезд в регион авторитетного лидера правых Бориса Немцова, активно будирующего проблемы реформы ЖКХ и перехода российской армии на контрактную основу. Призывы регионального вождя СПС депутата областного Собрания Дмитрия Таскаева к своим коллегам-депутатам по сокращению оплаты их труда также не остались без внимания избирателей.

Третью группу составляют политические партии риска и союзов с другими политическими силами. В одиночку им в Государственную Думу пробиться сложно, выход для них только в образовании новых, может быть, самых неожиданных избирательных объединений и получении синергического эффекта. В Архангельской области наиболее известны и пользуются популярностью, по данным опросов, всего 5-6 таких малых партий. Это Российская экологическая партия "зеленых", Партия возрождения России, Социал-демократическая партия России, Народная партия РФ и Российская партия пенсионеров, набирающие в опросах по 2-4% голосов. Остальные партии, как это ни печально для них, почти не известны в регионе и пользуются минимальной поддержкой избирателей по состоянию на май 2003 года.

Архангельский ЦРИ "Социум" считает, что данная ситуация, безусловно, временна и изменится уже в сентябре, когда будет дан официальный старт избирательной кампании (фактически она уже давно идет). Сейчас при проведении опросов в анкету обычно включаются только зарегистрированные политические партии. Но уже понятно, что многие из них готовятся создать мощные избирательные коалиции: Народно-патриотический союз левых, блок евразийцев, Партия возрождения России пытаются создать коалицию из 12 левых партий; "Единая Россия" объединяется с Российской партией жизни и Народной партией РФ и так далее. Избирательные блоки находятся пока в тени, в стадии согласований, переговорного процесса, все очень подвижно и изменчиво. Но их выход в свет изменит политическую палитру и, следовательно, претерпят изменения политические предпочтения избирателей.

Комментарий ИА REGNUM - Архангельские новости

Статья Юрия Лукина, к сожалению, не удовлетворяет базисным требованиям к представлению социологической информации. Невозможно определить параметры исследования - автор их не указывает, вероятно, полагая, что читатели статьи хорошо знакомы с мониторингом, проводимым центром "Социум". Строго говоря, и цифр-то в статье практически нет. Однако, когда и где публиковались данные первой волны, в статье не указывается. Сложно понять и формулировки вопросов, с которыми обращались к респондентам.

Наибольшее возражение вызывает часть исследования, посвященная губернаторским выборам. По данным Ю.Лукина "большинство (?) в Северодвинске проголосовали бы за... Алексея Баринова. В Архангельске и Новодвинске в общественном мнении лидирует... Владимир Крупчак. Что касается ныне действующего губернатора Анатолия Ефремова, то он занимает вторую позицию на юге Архангельской области (интересно, кто же занимает первую? Баринов или Крупчак?) и четвертую на севере (надо полагать, после Крупчака и Баринова и неизвестного третьего)".

Здесь непонятно все. Если выстраивать рейтинг кандидатов на должность губернатора, то, конечно же, называть имена претендентов просто необходимо. И не просто имена, а с цифрами, с точными данными, так как все это имеет большое значение. Юрий Федорович просто не может не знать о том, что в любом социологическом исследовании имеется погрешность, и если разница в результатах меньше этой погрешности, то результаты эти следует считать идентичными. Обычно в исследованиях допускается погрешность в пределах до 5%. Но она в значительно степени зависит от типа выборки и при так называемой квотной выборке просто не поддается математическому подсчету. Так что проверить, кто какие места занимает без цифр и подробных данных по формированию выборочной совокупности решительно невозможно. О третьем кандидате таинственно умалчивается, и эта загадочность не увеличивает достоверности у информации ЦРИ "Социум".

Данным ЦРИ "Социум" не соответствуют февральские данные ВЦИОМ (А.А.Ефремов - 31,6%, В.Я.Крупчак - 6,3%, А.А.Вешняков - 5,9%) и данные за март-апрель архангельского центра социологических исследований "Форис" (см. особенно сравнительную таблицу данных №2.4). В исследованиях "Фориса" и ВЦИОМа выборка различалась и по количеству и по качественным характеристикам: "Форис" опрашивал городское население области и всего опросил 501 респондента, а ВЦИОМ проводил исследование с включением сельского населения и выборка составила 1000 респондентов. Тем не менее, результаты оказались достаточно близкими друг к другу и резко контрастирующими с результатами ЦСИ "Социум".

Что же могло произойти, что в июне результаты по потенциальным выборам губернатора изменились столь радикальным образом? Неужели каналы архангельского телевидения и частоты местного радио под прикрытием белых ночей захватил энергичный председатель Совета директоров Архангельского ЦБК и областные информационные передачи сутками напролет рассказывают жителям области о трудовых достижениях работников целлюлозно-бумажной промышленности? А Северодвинск вдруг воспылал любовью к депутату Алексею Баринову, так и не сказавшему ни слова о взбаламутившей город и область ситуации со сменой прописки ЗАО "Росшельф" и внезапно ставшим народным любимцем в Северодвинске. Окончательную точку в этом споре может поставить приближающаяся публикация очередных данных мониторинга "Фориса" за июнь. Хотя при большом желании можно ставить и один против трех...

Данные по партиям комментировать сложно, так как погрешность в исследовании, как уже говорилось выше, неясна. Однако связывать с визитом Б.Немцова некоторое улучшение позиций СПС едва ли правильно. Если СПС имеет 5-8% сторонников, то все флуктуации в пределах статистической погрешности.

Наконец, можно полностью согласиться с выводами ЦРИ "Социум" о том, "данная ситуация, безусловно, временна и изменится в сентябре" и не согласиться с тем, что малые партии получат "синергетический эффект" в результате объединения. Можно также предсказать и неудачу "мощных избирательных коалиций" и в частности объединения "Единой России", Народной партии и Российской партии жизни. Эти союзы не усилят, а ослабят позиции избирательных блоков, так как предвыборные махинации партийных боссов перестали вызывать какое-либо сочувствие у населения и СМИ. Об этом свидетельствуют результаты качественных наблюдений, и здесь вряд ли следует ждать изменений осенью.