Тарлан Эйвазов: Азербайджанская армия способна заставить оккупантов убраться уже сегодня

Баку, 4 мая 2010, 21:33 — REGNUM  

Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским военным экспертом Тарланом Эйвазовым

ИА REGNUM: В Нагорном Карабахе ускорены работы по модернизации Ходжалинского аэропорта и удлинения его взлетной полосы с целью последующего приема транспортных самолетов. МИД Азербайджана обеспокоен обсуждением на днях этого вопроса главой непризнанной НКР Бако Саакяном с сопредседателем МГ ОБСЕ Игорем Поповым и ждет от последнего объяснений. Ваши комментарии...

В 1991 году, когда аэропорт еще не был захвачен армянами, я не раз там бывал. Могу отметить, что местный рельеф действительно позволяет расширить и удлинить взлетно-посадочную полосу. До армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта самолеты делали регулярные рейсы из Ханкенди в Баку и Ереван. Конечно, с обретением независимости Азербайджан не мог допустить нарушения своего воздушного пространства со стороны агрессора - Армении. Но положение изменилось в худшую для нас сторону после того как в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года с помощью российского 366-го мотострелкового полка Вооруженные силы Армении вместе с армянскими сепаратистами НК захватили город Ходжалы и аэропорт. Я не буду говорить о варварском истреблении населения города, единственная вина которого была в принадлежности к азербайджанскому народу. Это другая тема.

При захвате аэропорта была выведена из строя его взлетно-посадочная полоса. Долгое время она оставалась без ремонта и в случае необходимости полеты армянами совершались на вертолетах. А азербайджанская летная техника не могла летать в Ходжалы уже в последние недели до его оккупации.

Что же касается информации о том, что в настоящее время в модернизации Ходжалинского аэропорта и удлинении его взлетной полосы принимают участие российские специалисты, то, думаю, МИД Азербайджана по своим каналам обратится в соответствующие российские ведомства и пресечет эту незаконную деятельность. Если помните, азербайджанское внешнеполитическое ведомство ранее добивалось сворачивания присутствия зарубежных компаний, занимавшихся бизнесом в НК и на других оккупированных территориях нашего государства.

ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, действенным окажется сделанное Баку заявление о том, что полеты в оккупированный Ханкенди не разрешаются, поскольку НК неотъемлемая часть азербайджанского государства, и лишь оно может нести ответственность за полеты над своей территорией?

Вопрос полетов решается только на официальном уровне. Есть соответствующие международные конвенции, подписанные Азербайджаном и другими государствами-членами ООН. Только государство может предоставлять воздушные коридоры для полетов над своей территорией. В настоящее время Азербайджан не может контролировать небо над своими оккупированными землями, а значит, и гарантировать безопасность полетов над ними. Но даже если бы, чисто гипотетически, Азербайджан дал бы такое разрешение, ВС Армении могли бы сбивать самолеты, пролетающие над НК и говорить, что это делают азербайджанские ПВО. Азербайджан модернизирует свои аэропорты. Заново они отстроены в Загаталы и Лянкяране. А в Нахичевани и Гяндже проведены работы по расширению и удлинению взлетно-посадочной полосы. Теперь эти аэропорты могут принимать самые современные транспортные самолеты.

ИА REGNUM: Может ли транспортный самолет, загруженный в Ереване танками и БТР, доставить их в случае необходимости в НК без риска быть сбитым азербайджанскими средствами ПВО?

Могу сказать лишь то, что Азербайджан имеет полное право сбить такое воздушное судно. Насколько велики шансы и откуда технически лучше это сделать, естественно, я говорить не буду. Замечу только, что сама доставка по воздуху указных вами грузов - это очень дорогостоящая и совершенно нерентабельная операция. Дорога из Ханкенди через Лачин в Армению, по нашим сведениям, давно отремонтирована и расширена на деньги армянской диаспоры. Так что Армении куда дешевле обойдется наземная транспортировка в НК танков и БТРов.

ИА REGNUM: Вопрос был задан в связи с появившейся в газете "Ени мусават" информации, что указанная трасса в осенне-весенний период из-за плохих погодных условий часто непроходима и в случае, если Азербайджан этот момент использует для наступления, то из Еревана помощь обороняющимся может поступить только по воздуху...

Я неоднократно бывал в НК как летом, так и зимой, и могу заверить, что указанная дорога проходима в любое время года. Другое дело, резкое кратковременное ухудшение погодных условий, которое может быть везде. И под Баку, когда в районе Шихово бывает гололед, дорога на время становится непроходимой. Но это максимум какие-то часы. Словом, если проблем не было на старой трассе Ханкенди-Лачин, то теперь, после ее обновления, их нет тем более.

А насчет того, что захватчики нашего НК и семи районов опасаются наступательной операции азербайджанской армии, скажу - правильно делают. У оккупантов земля должна гореть под ногами. Чтобы не опасаться, нужно убраться из Азербайджана и дать тем самым возможность вынужденным переселенцам вернуться на покинутые земли, а армянам и азербайджанцам НК наладить мирную, нормальную жизнь.

ИА REGNUM: И всё же есть ли почва для реальных опасений армянской стороны? Ведь, согласно не раз озвученным в СМИ оценкам, для успеха наступающая армия должна превосходить противника в живой силе и боевой технике в 4-5 раз?!

Во-первых, у меня нет полных данных о состоянии и резервах азербайджанских ВС. Во-вторых, даже если бы я такими данными располагал, то все равно не имел бы права их озвучивать. На эту тему можно говорить лишь в общем, без какой-либо конкретизации, идущей вразрез с военной тайной.

Необходимое превосходство у ВС Азербайджана вполне может быть. Правда, кто-то может вспомнить, что за годы после подписания в Бишкеке в 1994 году соглашения о прекращении огня Россия дважды передавала Армении военную технику и каждый раз на сумму, превышающую миллиард долларов. И резонно предположить, что определенная часть этой техники, а равно и той, что вывозилась в Армению из ликвидированных российских баз в Грузии, попала в Нагорный Карабах. Даже с учетом этого, думается, что Азербайджан имеет необходимый перевес. Он же превосходит Армению в разы по количеству населения, объему ВВП. Почему же не иметь такое же превосходство над оккупантом и в мощи армии?!

Наверное, вы видели показанные по ТВ фрагменты совещания в Министерстве обороны Азербайджана с участием верховного главнокомандующего Ильхама Алиева? Выводы, можно сказать, напрашиваются сами...

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.03.17
Анкара на весах между Москвой и Вашингтоном
NB!
30.03.17
Путин: «читайте по губам: «No»»
NB!
30.03.17
«Дорогой рубль просто кому-то нужен»
NB!
30.03.17
Банкротство Westinghouse — трезвым взглядом
NB!
30.03.17
Глава ФМБА обвинил WADA в двойной игре
NB!
30.03.17
Порошенко может получить от России возмещение за Севастопольский морзавод
NB!
30.03.17
Может ли Украина возглавить «Русский мир»?
NB!
30.03.17
«Стучать всем!»: Правительство Дании призвало народ на борьбу с мигрантами
NB!
30.03.17
Нефть и газ Арктики можно будет добывать под водой и льдом
NB!
30.03.17
Двойной конфуз: Саакашвили опубликовал фото с конгресса на Мальте
NB!
30.03.17
Страна Басков: латентный сепаратизм
NB!
30.03.17
Рогозин: Каждой реке в России нужен свой хозяин
NB!
30.03.17
«Дизельгейт»: зеленое самобичевание ЕС
NB!
30.03.17
Минтранс РФ: территория русской Арктики будет защищена со всех сторон
NB!
30.03.17
Правительством пересмотрен вопрос о смертной казни
NB!
30.03.17
«Дно, боль, мрак»: киевляне раскритиковали презентацию к «Евровидению»
NB!
30.03.17
Клиенты «Татфондбанка» обратились в Госдуму, требуя расследования
NB!
30.03.17
Brexit: Великобритании придется раскошелиться за выход из ЕС
NB!
30.03.17
Санкции против России помогают властям страны – Politico
NB!
30.03.17
Косачев видит аналогии державных заходов Лондона и распада СССР
NB!
30.03.17
70 нарушений режима тишины в ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
30.03.17
Деньги за проезд по автотрассе М3 «Украина» собирает фирма из Нидерландов?