События в Киргизии породили разные эмоции о причинах, методах и последствиях Бишкекского бунта. Но если слово "бунт" кого-то не устраивает, можно употребить вместо него термин "революция угнетённых". Я же, с первого дня сего бунта, узрел влияние "большого брата". А это влияние, как-то было трудно не заметить - это и показы до начала бунта по российским СМИ выпусков о коррумпированности Бакиева, это и поднятие цен на нефтепродукты, это и раннее признание временного правительства, это и вывоз Бакиева из родной деревни российским спецназом. Ко всем этим логическим доказательствам можно прибавить и материальное - найденные в дни беспорядков на улицах Бишкека три мины российского производства. Даже самый извращённый следователь из Гуантанамо вас уверит в том, что правительство не выстраивало бы противопехотные или противотанковые мины против оппозиции. Если это дело рук бунтовщиков, уж решайте сами, откуда они их нашли. Правда бунтовщики могли бы обменять их на три бутылки водки, но данная вероятность никак не умаляет вышеупомянутую причинную связь. Особо выразительным является заявление Бакиева из Белоруссии: он попросился в отставку по рекомендации властей России и Казахстана, которые ему кое-что пообещали, а потом не выполнили своих обещаний.

Больше всех интересным является факт того, что Россия неоднозначно заявила что события в Киргизии могут повториться и в других республиках СНГ. Россия в данном вопросе озвучила проблему коррумпированности власти как причину её падения. Что это? Россия (её правительство) стала активным борцом с коррупцией, защитником прав человека на пост-советском пространстве? К моему большому сожалению, этот максим, которые должны преследовать крупные державы во имя прогресса человечества, в случае с Россией как-то себя всё ещё не оправдывает. По-моему, подход к данному бунту с такой стороны является политическим и дипломатическим, грубо говоря цинизмом. Взять, к примеру, ситуацию с коррупцией в самой России, Армении или же Таджикистане. Хотя российское руководство и не скрывает, что коррупция в этих странах существует, она всё же никогда не считала, что это может являться причиной свержения власти в этих государствах. Отношения между этими государствами, не то что крепкие, а даже братские. Та же самая Грузия времён Шеварднадзе, представляла собою не государство, а сообщество коррумпированных чиновников и лжепредставителей правоохранительных органов. С другой стороны, несмотря на то, что Саакашвили довольно таки уменьшил коррумпированность чиновников на местах, вряд ли этот положительный элемент был учтён единороссами, ибо Саакашвили видел будущее Грузии как государство прозападное и без России.

В принципе Россия и не скрывала что, предотвратила гражданскую войну в Киргизии, договорившись с Казахстаном и США. Многие уже признают, что хотя внутренние проблемы Киргизии были основными направляющими восстания, без российского влияния тут всё же не обошлось. И это не просто слепая прозападная пропаганда. Хотя тот же самый Запад, а именно США, вряд ли имеют моральное право критиковать позицию единороссов. Ибо всё, что требовали США от Киргизии - это использование транзитной аэробазы на пути в Афганистан, а другие насущные проблемы страны с населением 5 миллионов человек и бюджетом в 300 миллионов долларов, её мало волновали. Похожие упрёки высказала Отунбаева в интерьвю одной из западных СМИ. Газета The Washington Post от 23-го апреля, приводя доклад экспертной группы Конгрессу США, именно об этом и упоминала.

Но это ещё очень малая часть картины, которая может выразиться в будущем. В данном "астрофизическом" контексте предположение президента РФ Дмитрия Медведева о том, что события в Киргизии - не последние на постсоветском пространстве и могут повториться, требует должного анализа. Ибо данное заявление президента РФ, косвенным образом поддержанное заявлениями премьер-министра Владимира Путина, что причина краха режима Бакиева связана с коррумпированностью и авторитаризмом, в свете геополитической ситуации, возникшей после прихода к власти В.Путина, можно оценить как вызов "бунтарным" республикам бывшего СССР. Следует тут отметить и высказывания Президента Медведева на встрече с Исламом Керимовым по поводу Киргизии. После того, как представитель адмнинистрации Обамы дал понять госпоже Отунбаевой, что Америка - это сила, и без её признания международная легитимность власти временного правительства будет под вопросом, жизнь американской базы "Манас" была продлена. Происшедшее по-видимому возмутило единороссов, что заставило господина Медведева дать понять, что пора определяться, на чьей стороне Киргизия.

В Грузии данный вызов восприняли как следует. Даже начали готовиться. К примеру начали говорить о бунте, устроенным Россией в мае после выборов в муниципалитеты.

Правда, как заметил азербайджанский политолог Вафа Гулузаде, внешная сила неспособна совершить бунт или переворот в стране, если внутренняя ситуация не шаткая. Если бы ситуация в самой США была подходящей, Россия была бы не против совершить государственный переворот и в самом Вашингтоне, саркастично добавил он. Если оценить, в какой из бывших постсоветских республиках существует похожая ситуация, кроме Киргизии среди них можно выявить Таджикистан и Армению, отчасти Узбекистан и Украину. Ситуация в Молдавии не лучше. Экономическая ситуация и политическая стабильность в этих странах, в серьёзной степени зависит от России. Страны Прибалтики, вступившие в ЕС и НАТО, находятся в более безопасной ситуации. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, не обделённые натуральными ресурсами, пока что используют эти дивиденды. Грузия, пока существует явная американская помощь, ещё продержится. Только вот пора задуматься и Грузии. Ибо Америка далека, а Россия близка, к тому же продлён срок действия Черноморской базы, корабли которой потопили 2 грузинских катера в августовской войне. С другой стороны, многозначное заявление президента Януковича о том, что надо пересмотреть вопрос о "горячих точках" на территории СНГ, наверняка приводит в замешательство и Саакашвили, у которого таких точек аж даже две и важные экономические связи с Украиной. То что Украина немного склонилась к России - уже факт, который меняет ситуацию в регионе не в пользу Грузии.

Поэтому заявление Медведева, что Бишкекский бунт - далеко не последний, особенно важно для того, чтобы удержать "в седле" блудных "младших братьев". Мне очень напоминает хрущёвскую концепцию про "кузькину мать", насколько она привлекательна, неотразима и в той же степени опасна. Экономическая стабильность таких государств, как Азербайджан и Туркмения, хоть и является важным фактором безопасности этих стран, вряд ли заставит Россию - как правопреемницу царской империи и СССР - отказаться и от этих стран.

И как же быть в данной ситуации, к примеру Киргизии, Узбекистану, Таджикистану и Армении? Способны ли они на практике отказаться от российского патронажа? Армения, будучи более близка к Европе, быть может, и питает иллюзии по поводу интеграции в европейское сообщество, но у республик Средней Азии таких шансов мало. С другой стороны, готовы ли они отказаться от авторитарных методов управления и коррумпированности административных органов? Низкая вероятность положительного ответа на данные вопросы существенно укрепляет позиции России в регионе. Это и является основной причиной того, почему сегодняшняя Россия не заинтересована в установлении правовых государств на бывшем постсоветском пространстве. Фактор рабочих мигрантов из этих республик также является сильным рычагом давления в пользу российского правительства. Задыхающиеся от безработицы страны вряд ли смеют отказаться от "обязательного" покровительства кормилицы России.

Кстати, по этой траектории и надо воспринимать слова Ислама Керимова о причинах киргизской революции и роли России как давнего миротворца в Средней Азии, а также поспешное решение Таджикистана представить договор о КСОР ОДКБ для ратификации в парламент. СМИ Казахстана предупреждают о незаменимости российского фактора для страны. В то же самое время, страны Средней Азии пытаются расширить связи и коммуникации с Китаем, Индией и Пакистаном. Это позволяет понять, что российский патронаж воспринимается ими как феномен более обязательный, нежели возлюбленный.

Можно также выделить и последнее заявление президента Медведева в русскоязычном Харькове, связанное с подписанием контрактов по продаже газа и аренды базы Черноморского флота. Россия собирается пересмотреть отношения с бывшими постсоветскими республиками. Россия хочет откровенных намерений, честных партнёров, не таких, которые используют привилегии, данные Россией, но ослабляют её позиции в регионе. Россия хочет партнёров, которые делают реальные шаги, а не просто бросаются словами. Какие шаги? Ну к примеру, держаться подальше от НАТО, сдавать военные базы в аренду на 25 лет, не запрещать русский язык и т. д. Не было в желаниях президента Медведева ничего про демократизацию, права человека, в общем - ни слова про "западные ценности". Ну что же, надо поблагодарить хотя бы за откровенность. Спасибо за прямоту, которой иногда так не достаёт в устах Запада.