Консорциум трубопроводного проекта "Белый поток", входящего в состав "Южного коридора", изучает возможность строительства нового газопровода от терминала Сангачал близ Баку до грузинского порта Супса. "Сейчас работы сконцентрированы на газопроводе от Сангачал до Супсы, который будет пролегать параллельно существующему Южнокавказскому трубопроводу (SCP)", - сказал агентству Trend председатель британской компании White Stream Pipeline Company Роберто Пирани.

Реализация проекта "Белый поток" состоит из нескольких стадий, первая из которых включает строительство подводного трубопровода из Грузии в Румынию, который будет проложен по дну Черного моря. По словам Пирани, ввиду того, что основной маршрут газопровода не проходит через Украину, реализация проекта "Белый поток" никак не зависит от развития событий в этой стране. Тем не менее, Пирани, не исключает в будущем использование и украинского маршрута. "Мы оставляем украинский маршрут в качестве открытого варианта в будущем, когда будут введены дополнительные ветви морского трубопровода", - сказал Пирани.

По его словам, "Белый Поток" может предусматривать поставки газа на Украину через Румынию без необходимости строительства трубопровода в Крыму. В настоящее время, по словам главы проекта, совместно с украинскими властями ведется изучение аспектов поставок газа на Украину и газоснабжения Польши через территорию Украины.

Между тем, комментируя ИА REGNUM Новости перспективы реализации проекта "Белый поток", глава Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан назвал этот проект "сырым".

"Я считаю этот проект сложнейшим и, я бы даже сказал, сложнее в квадрате, чем газовый проект NABUCCO. В принципе, реализация этого проекта, посредством азербайджанского газа, представляется мне весьма туманной. Согласно статистике, на нынешнем этапе второй стадии проекта "Шах-Дениз" у нас в резерве имеется 25 миллиардов кубометров газа, причем без учета внутренних потребностей страны. Однако эти объемы необходимо для начала извлечь. С первой стадии месторождения "Шах-Дениз" добывается 9 миллиардов кубометров газа, а на второй стадии - около 21 миллиардов кубометров, что в общей сложности составляет 30 миллиардов кубометров "голубого топлива". В рамках второй стадии наши экспортные возможности при строительстве одной крупной газовой платформы составят максимум до 20 миллиардов кубометров, хотя ранее правительство планировало 14-16 миллиардов кубометров. Поэтому при увеличении возможностей на заводе глубоководных оснований создание таких габаритов практически невозможно и нерентабельно с экономической точки зрения. В противном случае придется две платформы строить в рамках стадии два, то есть, увеличив по одной платформе с расчетом 16 миллиардов кубометров добычи газа в год. Дело в том, что при сооружении дополнительной платформы объем добычи газа можно будет довести до 30 млрд. кубометров. Производя экспорт в объеме 30 миллиардов кубометров газа вполне очевидно, что у нас не останется газовых ресурсов ни на "Белый поток", ни, тем более, на NABUCCO.

К сожалению, с имеющимся объемом запасов газа страна не в состоянии подключиться к дополнительным крупным проектам. Обратите внимание на то, что внешний долг Грузии уже превысил 7 миллиардов долларов, к тому же Украина также находится в тяжелом финансовом положении. Возникает логичный вопрос относительно финансирования масштабного проекта. Лично я не представляю то, каким образом будет решаться этот первичный вопрос. Кроме того, вызывает массу вопросов чисто техническая сторона строительства. На практике есть случаи, когда пересекаются нефтепроводы. Представьте себе, огромные магистральные газопроводы, которые находятся на дне Черного моря, "Голубой поток" две нити, а сейчас уже договариваются о третьей нити, плюс газопровод "Южный поток" - и все они будут пересекаться. А если хотя бы один из них взорвется, какие необратимые могут быть последствия? Поэтому, я вижу техническую реализацию проекта исключительно сложной, даже при наличии финансового источника", - сказал Шабан.