Три страны с неконкурентоспособными рынками объединяются в Таможенный союз (ТС) - но сама интеграционная структура создается в качестве экспериментальной площадки для старта на внешние рынки. При этом, безусловно, функции ТС значительно шире. Генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт-Казахстан" Игорь Нуждин уверен - есть два момента, которые могут сгладить инфляцию в результате повышения таможенных пошлин. По его мнению, в Казахстане рост пошлин несколько компенсируется снижением цены на товар. В республике велика доля импорта из России, а роста цен на продукцию из России не должно быть, наоборот - можно ожидать снижения.

ИА REGNUM: В Казахстане с некоторым запозданием обостряется полемика по ТС. Но вот в чем сложность - большинство аналитиков не говорят об общем экономическом эффекте от интеграционной структуры конкретных вещей. Понятно, что защитники идеи будут говорить о долгосрочной перспективе, а противники - о ближайшей. Какого экономического эффекта ожидаете лично вы?

Я вижу следующие преимущества для стран ТС. Казахстан получит возможность доступа к огромному потребительскому рынку. Сейчас одна из проблем страны - это отсутствие потребителя, необходимого для налаживания эффективного производства. Безусловно, это должно быть конкурентное производство, так как компаниям придется соревноваться с российскими и белорусскими производителями, но это лучше, чем отсутствие возможности попасть на эти рынки. Также, на мой взгляд, инвестиционный климат в Казахстане несколько лучше, чем в России, поэтому иностранные инвесторы, да и российские могут выбрать территорию Казахстана для запуска своих производств. Ну и последнее - Казахстану облегчается транзит сырья по территории России.

Россия от ТС получает рынок сбыта. Прежде всего, страну интересует обрабатывающее производство. С учетом того, что таможенные пошлины на импортную продукцию устанавливаются российские, а, например, у Казахстана нет своего сильного обрабатывающего сектора - это дает России возможность экспансии своей продукции машиностроения.

Беларусь всегда была ориентирована на экспорт своей продукции в Россию и импорт сырья из России. ТС облегчает оба эти направления.

ИА REGNUM: Большинство экономистов обращает внимание на то, что объединяются три страны с неконкурентоспособными в общей массе рынками. Согласны ли вы с этим?

В определенном смысле вы правы, на текущий момент двум из трех стран, кроме сырья, практически нечего предложить миру. Именно в этом, как мне кажется, и есть одна из причин создания ТС, так как внутри союза этим государствам есть что предложить и есть что попытаться создать. Причем на вполне конкурентном поле. Т.е. говоря в этом контексте, я бы назвал ТС некоторой экспериментальной площадкой для старта на внешние рынки. Хотя, безусловно, функции ТС значительно шире.

ИА REGNUM: Считается, что несколько улучшить экономическое положение Киргизии может вступление этой страны в ТС. Возможны ли такие договоренности на ваш взгляд и что выиграют или проиграют Казахстан, Россия и Белоруссия в случае реализации этого сценария?

Я не думаю, что вступление Киргизии в ТС даст какой-то сильный эффект. То, что сейчас происходит в стране, не делает ее привлекательной для инвесторов, поэтому даже вступление в ТС вряд ли кардинально поменяет ситуацию. Новому правительству страны необходимо будет доказать бизнесу, что в стране ему ничто не угрожает, вот тогда будет эффект. Если же абстрагироваться от политических проблем в стране, то Киргизия - страна с низкими издержками, поэтому при отсутствии таможенных пошлин там выгодно организовывать производство, поэтому для страны вступление в ТС было бы полезно.

ИА REGNUM: Возможна ли таможенная интеграция в принципе, на ваш взгляд? Большинство критиков ТС кивают на разницу в "экономическом весе" всех трех стран Союза. Приводят в пример другие образования, которые согласовывали свою политику в течение многих лет. Кроме того, по их мнению, есть серьезные различия экономической модели - Казахстан - это страна крупных госкомпаний с небольшой долей МСБ, в России МСБ напротив, преобладает. Это не помешает объединению?

Я бы не стал говорить, что в России доля малого и среднего бизнеса преобладает. Как в России, так и в Казахстане госсектор превалирует. Возможно в Казахстане чуть больше, а в России чуть меньше, но меньшая доля госсектора в России - не за счет малого и среднего бизнеса, а за счет крупных частных компаний. Что касается вопроса об интеграции, то почва для нее вполне благоприятная, так как многое в трех странах схожее: экономика, законодательство, культура ведения бизнеса и так далее.

ИА REGNUM: Еще одно мнение, взятое с популярного в Казахстане сайта: объединяются правительства государств, сохраняющих полный контроль над всеми государственными активами, и таким образом выступающих главными и единственными игроками на экономическом поле в своих суверенных государствах. Они, по сути, объединяют свои активы для противостояния усиливающейся конкуренции на мировых рынках сырья, производства и потребления, представляющей главную угрозу этим активам. Прокомментируйте его, пожалуйста.

А что здесь плохого? Одна из целей ТС - это повышение конкурентоспособности. Мне кажется, это относится не только к частным компаниям, но и государственным. Вот только речи об объединении государственных активов явно не идет. Да и невозможно это. Россия, Казахстан и Белоруссия - суверенные государства, с правительством, защищающим интересы, прежде всего, своих граждан и бизнеса, а объединение государственных активов будет идти вразрез такой политике. Скорее речь идет об объединении усилий и придании единого вектора внешнеэкономической политике.

ИА REGNUM: Считается, что в Казахстане повышение таможенных пошлин приведет к резкому росту инфляции, ведь производства готовой продукции в стране практически нет.

Да, действительно, с повышением таможенных пошлин логичным видится рост цен на импортную продукцию, а, следовательно, и на один из компонентов инфляции. Но я вижу здесь два момента, которые могут сгладить этот эффект. Во-первых, кризис привел к мировой дефляции, то есть снижению стоимости товаров, поэтому не исключено, что рост пошлин несколько компенсируется снижением цены на товар. Во-вторых, в Казахстане велика доля импорта из России, а роста цен на продукцию из России не должно быть, наоборот - можно ожидать снижения.

ИА REGNUM: Разделяете ли вы мнение о том, что Казахстан имеет шанс на полноценное экономическое развитие только в тандеме с Россией? Или стране имеет смысл смотреть, скажем, в сторону Европейского союза?

Казахстан всегда имел многовекторную экономическую политику, и она дает свой положительный эффект. Тандем с Россией выгоден Казахстану до тех пор, пока он не мешает развитию страны и не ущемляет, не противоречит ее интересам. Думаю, позиция России аналогична. Надо отметить, что Казахстан очень активно смотрит в сторону Китая, особенно это стало заметным в условиях кризиса, поэтому говорить, что развитие страны возможно только в тандеме с Россией неправильно. Тандемов может быть несколько.

ИА REGNUM: Считается, что одним из результатов ТС будет перераспределение прибылей - дескать, именно Россия теперь будет основным получателем выгод от нефтедобывающих предприятий.

Не думаю, что это так. Собственники нефтедобывающих предприятий остаются неизменным, поэтому перераспределения прибыли нет. Наоборот, казахстанские предприятия выиграют на снижении стоимости транзита нефти. Возможно, Россия выиграет от сбора пошлин на импорт, но и то - при условии, что текущая структура импорта в три страны претерпит кардинальное изменение, что в ближайшей перспективе маловероятно.

ИА REGNUM: Как руководитель рейтингового агентства, работающего на территории и России, и Казахстана, вы наверняка слышите мнения бизнеса о ТС по обе стороны границы. Расскажите о совпадениях и различиях в фобиях бизнеса. Чего боятся бизнесмены? Или напротив, они рады объединению?

Бизнес в Казахстане значительно ближе к сердцу принимает создание ТС, чем в России. И это вполне логично, хотя бы из-за эффекта масштаба экономик и тех изменений, которые последуют. Казахстанские бизнесмены опасаются прихода российских товаров и конкуренции с ними. Россияне здесь более спокойны, так как не видят угрозы для себя в приходе казахстанских товаров. В России есть опасения по поводу качества контроля казахстанцами границы с Китаем, откуда может хлынуть поток нелегальной продукции, но я думаю это проблема не только Казахстана. Мне кажется, контроль российско-китайской границы также не на высоте.